Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 990
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
1.2 Место уроков русского языка в формировании самостоятельности младших школьников
Глава 2. Развитие самостоятельности младшего школьника на примере уроков русского языка
2.1 Диагностика уровня развития самостоятельности у младших школьников
2. 3 Анализ результатов развития самостоятельности у младших школьников
Таблица 4
Сравнительный анализ динамики развития
самостоятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах в контрольной группе и экспериментальной группе по "Нерешаемая задача"
Уровни развития самостоятельности |
Экспериментальная группа % (количество человек) |
Контрольная группа % (количество человек) |
||||
Констатирующий этап |
Конт рольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|||
Высокий уровень |
24% (6) |
40% (10) |
4 |
20% (5) |
32% (8) |
3 |
Средний уровень |
44% (11) |
44% (11) |
40% (10) |
40% (10) |
||
Низкий уровень |
32% (8) |
16% (4) |
4 |
40% (10) |
28% (7) |
3 |
По результатам предпоследней методике "Нерешаемая задача" мы видим, что результаты значительно изменились после внедрения комплекса уроков по русскому языку. Данные результаты ещё раз доказывают, что наша гипотеза была подтверждена проведёнными методиками, разработкой и внедрением комплекса уроков по русскому языку, ученики стали более самостоятельными, внимательными и ответственными.
Далее рассмотрим тестирование по предмету «Русский язык» Г.Н.Никифоровой. Её результаты были приведены Таблице №5. Она также была проведена в обеих группах, рассмотрим её результаты на рисунке 9 .
Рисунок 9. Результаты уровня развития самостоятельности через тестирование по предмету «Русский язык» Н.Г. Никифоровой, после проведения комплекса уроков для экспериментальной (3 «В») и контрольной (3 «Б») групп.
После проведения комплекса уроков по русскому языку, мы видим, что результаты значительно улучшились. Данные показывают, что наша гипотеза доказана и дети стали более самостоятельными.
Таблица 5
Сравнительный анализ динамики развития самостоятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах в контрольной группе и экспериментальной группе по тестированию.
Уровни развития самостоятельности |
Экспериментальная группа % (количество человек) |
Контрольная группа % (количество человек) |
||||
Констатирующий этап |
Конт рольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|||
Высокий уровень |
24% (6) |
40% (10) |
4 |
32% (8) |
36% (9) |
1 |
Средний уровень |
44% (11) |
44% (11) |
44% (11) |
44% (11) |
||
Низкий уровень |
32% (8) |
16% (4) |
4 |
24% (6) |
20% (5) |
1 |
После проведения всех четырех диагностических методик нами была составлена сравнительная диаграмма итогового уровня развития самостоятельности. Получившаяся диаграмма результатов представлена на Рисунке 10.
Рисунок 10. Результаты уровня развития самостоятельности младших школьников на контрольном этапе в экспериментальной (3 «В») и контрольной (3»Б») группах
Исходя из полученных данных мы можем увидеть, что у экспериментальной группы (3«В») выявлен высокий уровень развития самостоятельности у 9 (36%) учеников, после проведения комплекса методик, а у контрольной группы 9 (34%) учеников. Средний уровень выявлен у 13 (52%) учеников экспериментальной группы и 13 (50%) учеников контрольной группы. Низкий уровень развития самостоятельности показал что 3 (12%) ученика экспериментальной группы и 4 (16%) ученика контрольной группы не справляются с заданиями без помощи учителя.
Для наглядного показа динамики роста развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста результаты были оформлены в виде таблицы.
Таблица 6
Итоговый результат роста развития самостоятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах у экспериментальной и контрольной групп
Уровни |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
г Г |
I Г |
ЭГ |
КГ |
Э Г |
КГ |
|
Констатирующий эксперимент |
2 0% |
2 8% |
48 % |
52 % |
3 2% |
24 % |
Контрольный эксперимент |
3 6% |
4% |
52 % |
50 % |
1 2% |
16 % |
Таким образом, можно сделать вывод, что после проведенного комплекса мероприятий, направленного на развития самостоятельности детей младшего школьного возраста имели место положительные результаты. Благодаря экспериментальному исследованию можно с уверенностью утверждать, что предложенный нами комплекс уроков, который направлен на развития самостоятельности младших школьников обладает достаточными психолого-педагогическими возможностями для достижения поставленных целей и может быть применена в начальной школе.
Заключение
Точного определения понятия «самостоятельность» нет в психолого - педагогической литературе, педагоги рассматривают это понятие с разных сторон. Проведя анализ научной работы можно сделать вывод, что самостоятельность - способность мыслить, решать поставленные задачи, обобщать языковые факты без помощи учителя.
Для того, чтобы высокий уровень самостоятельности учащихся был достигнут, следует использовать в работе особое построение обучения, то есть в его процессе должен присутствовать переход от конкретных указаний педагога, которые направлены на обращение внимания учащихся на использование тех или иных знаний и умения для решения задачи к тому, чтобы ребенок сам, без посторонней помощи мог найти требуемые ему для достижения поставленной цели знания и действия. Важно при работе с детьми никогда не забывать об их индивидуальных и возрастных особенностях, так как каждый ребенок обладатель тех или иных отличий от остальных, следует подбирать задания разного уровня и в процессе работы уделять внимание каждому участнику учебного процесса, лишь в этом случае можно будет достигнуть требуемой эффективности по развитию самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Должен учитываться также и тот неопровержимый факт, что учебная самостоятельность является самим качеством личности ребенка, которое отличается уровнем и быстротой обучаемости к организации учебно- познавательной деятельности без чьего-либо вмешательства, а также то, как он умеет держать под контролем свои усилия в ходе освоение совершенно новых для него знаний.
Само определение «самостоятельность» нужно рассматривать с двух точек зрения, то есть как характеристику той или иной деятельности ребенка и как черту личности человека. В первом случае, самостоятельностью является постоянно проявляющейся способностью школьника достигать поставленной цели без чьего-либо вмешательства.
Ребенок младшего школьного возраста стремится к тому, чтобы стать самостоятельным, чтобы его признали как человека ответственного, отметили его трудолюбие. Также в этом возрасте ребенок стремится самостоятельно выполнять свой долг перед окружающими его взрослыми, и, в том числе, перед своим будущим, умея при этом подавлять собственные сиюминутные желания.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что учебная деятельность формирует самостоятельность младшего школьника, именно то, как будет построен процесс развития личности.
Предложенная опытно - экспериментальная работа содержит в себе три отдельных этапа.
Первым этапом является этап констатирующий. В ходе его проведения был выявлен уровень развития самостоятельности у младших школьников. Исходя из полученных данных, мы можем видеть, что высокий уровень выявлен у 5 (20%) учеников экспериментальной группы и 6 (28%) учеников контрольной группы. Средний уровень выявлен у 12 (48%) учеников экспериментальной группы и у 13 (52%) учеников контрольной группы. Низкий уровень выявлен у 8 (32%) учеников экспериментальной группы и у 6 (24%) учеников контрольной группы. Исходя из полученных данных, мы
можем сделать вывод, что необходимость внедрения комплекса уроков русского языка, направленных на развитие самостоятельности стоит весьма остро.
Вторым этапом является этап формирующий. В процессе его проведения был разработан комплекс уроков по русскому языку для 3 класса, который был направлен на развитие самостоятельности у младших школьников.
Третий этап - контрольный, целью контрольного эксперимента является выявление итогового уровня развития самостоятельности у младших школьников.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что высокий уровень выявлен у 9 (36%) учеников экспериментальной группы и у 9 (34%) учеников контрольной группы. У учеников контрольной группы результат повысился на 6%, а у экспериментальной группы на 16%.
Средний уровень выявлен у 13 (52%) учеников экспериментальной группы, а у контрольной группы так же на 13 (50%) учеников. Уровень повысился у экспериментальной группы на 4%, а у контрольной на 2%. Низкий уровень выявлен у 3 (12%) учеников экспериментальной группы и 4 (16%) учеников у контрольной группы. Уровень понизился на 20% у экспериментальной группы, а у контрольной на 8%.
Таким образом при развитии самостоятельности у младших школьников на уроках русского языка, процентное соотношение учащихся с высоким и средним уровнем увеличилось, а низким уменьшилось
Таким образом, гипотеза о том, что развитие самостоятельности у младших школьников будет проходить более эффективным, если: разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку, направленный на развитие самостоятельности; создать благоприятные условия для развития самостоятельности на уроках русского языка, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Список используемой литературы:
- Адрианова А.Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками.- М.: Начальная школа,1999.-120 с.
- Амирова А. Х. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности.- М.: Просвещение, 2017. -52с.
- Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе: учебное пособие. / Г. А. Бакулина. Киров: Издательство ИКАР, 2015.- 345 с.
- Бондаренко Г. И. Психологические факторы, определяющие успешность изучения курса русского языка младшими школьниками // Начальная школа. 2013, №5. С. 83-87.
- Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся / Начальная школа, 1992. -115 с.
- Браверман Э. М. Развитие самостоятельности учащихся . М. : Просвещение, 2016.-19 с.
- Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся.- М.: Просвещение, 1984. 56 с.
- Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности. М. : Психология обучения. 2014. N 3. С.- 118-119.
- Вапрян Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики // Начальная школа, 2014. №12.с.- 12-15.
- Васильева И. И. Использование предметных страниц школьного сайта в самостоятельной работе учащихся // Педагогическая информатика. 2014. №1. С. 35-39
- Васильева Р. А. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р. А. Васильева Г.Ф. Суворова. М.: Педагогика, 2019.- 207с.
- Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей. М.: Начальная школа, 2013. -123 с.
- Гаркунова И. Л. Формирование приемов самостоятельной работы на уроках чтения // Начальная школа, 1988.- 129 с.
- Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно. М.: Дикта, 2018.- 160 с.
- Горностаева З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности / З.Я. Горностаева. Открыт. Школа, -2016.- 35 с.
- Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся // Учитель. 2008. № 6. С. 76-80.
- Губарева Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. 2014. № 2. С. 61-62
- Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии // Химия в школе. 2014. №3. С. 16-22.
- Гурина И. А. Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. N 3.- С. 47-55.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. -М.: Просвещение, 2015.- 82с.
- Есипов. Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз 2017.- 127с.
- Жарова Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л. В. Жарова. Л.: Просвещение, 2013.- 68 с.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. / Л. В. Жарова. М.: Просвещение, 2017.- 204 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вуза. / И.А. Зимняя. М.: НПО МОДЭК, 2016.- 448 с.
- Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос.- М.: АРКТИ, 2017.- 80 с.
- Карсонов В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся // Школьные технологии. 2017. № 5. С. 125-126.
- Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 5. -С. 14-16.
- Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. 2015. № 2. С.- 55-56.
- Куприянова М. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. 2014. № 5. С. -35-36.
- Матюшкин. А.М. Творческая самостоятельность в освоения первоначальных навыков труда. -М.: Просвет.1996.- 146с.
- Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. 2016. -№6.- С. 35-38.
- Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1. Основы общей психологии: учеб. для студентов выс. пед. учебных заведений. М.: Владос, 2013. 687 с.
- Носикова Я. Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я. Н. Носикова // Начальная школа, №4. 2014. -112 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. : Мир и образование, 2014.- 1376 с.
- Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении // Среднее профессиональное образование. 2016.- № 11. С. 43-47.
- Петунин О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучаемых в зарубежной педагогике // Образование в современной школе. 2016.- № 3.- С. 50-54.
- Петунин О. В. Система активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Московского университета. 2016.- № 4. С. 63-70.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый М. : Педагогика, 1980.- 240 с.