Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

О самостоятельности младшего школьника поднимался вопрос еще в древности. Но в настоящее время этот вопрос наиболее актуален. И это очевидно, одним из главных условий хорошей обучаемости младших школьников - привитие навыков самостоятельной работы над учебным материалом.

Задача учителя состоит прежде всего в эффективности и результативности учебного процесса. Самостоятельность, как раз то качество, благодаря которому цели и задачи учебного процесса будут достигнуты. Для достижения целей и решения поставленных задач уже в 1-м классе необходимо начать формировать такое качество, как самостоятельность.

В младшем школьном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все, что они видят, плохое или хорошее отражается в их поведении. Поэтому, чтобы воспитать младшего школьника самостоятельным, все окружение , в том числе родители, учителя должны быть примером.

Активизация самостоятельности начальных классов в учебной и прочих видах деятельности представляется одной из актуальных проблем нынешней педагогической теории и практики. Таким качеством, как самостоятельность, занимались известные педагоги: И.Я. Лернер, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Я. Савченко, Г.А. Цукерман.

Проблема исследования: каковы педагогические условия в развитии самостоятельности

Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий развития самостоятельности у младших школьников на уроках русского языка. Объект исследования: процесс обучения в начальной школе Предмет исследования: развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: развитие самостоятельности у младших школьников будет проходить более эффективным, если:

-разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку, направленный на развитие самостоятельности;

-создать благоприятные условия для развития самостоятельности на уроках русского языка.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу развития самостоятельности;
  2. Разработать критерии, показатели и уровни развития самостоятельности младших школьников по русскому языку;
  3. Разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку, направленный на развитие самостоятельности младших школьников.
  4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Методы исследования: теоретические методы: изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития самостоятельности младших школьников; эмпирические методы: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).


Практическая значимость: основные положения работы могут быть использованы учителями начальных классов при разработке занятий, направленных на формирование самостоятельности у младших школьников.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №46» (МБУ Школа №46).

Структура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы

.

Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка

1.1 Понятие и условия развития самостоятельности младших школьников в психолого - педагогической литературе

В исследовании свойства активности и самостоятельности детей существует огромное множество различных направлений. Данную проблему затрагивали в своих работах еще древнегреческие ученые, такие как Сократ, Платон, Аристотель. Уже на первых этапах изучения проблемы им удалось глубоко и всесторонне обосновать значимость такого явления как самостоятельное овладение знаний ребенком. Ученые доказывали, что развитие мышления человека будет успешно протекать исключительно в процессе его самостоятельной деятельности.

Любой период в жизни и развитии человека определяется тем или иным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии считается, что ведущая деятельность - это особая деятельность человека, в ходе которой формируются какие-либо изменения в психике человека, протекает формирование тех или иных психических процессов, свойств личности, а также берут начало совершенно новые психические образования, которые характерны исключительно для того или иного возраста. Для детей младшего школьного возраста роль ведущего вида деятельности служит учебная деятельность [27, С. 15].


Развитие самостоятельности ребенка возможно только в том учебном процессе, если он является целенаправленным, произвольным, результативным, а также обязательным. Окружающие ребенка люди, будь то педагоги, взрослые или сверстники, определяют школьника, так как оценивают его процесс развития самостоятельности. Напрямую от этого зависит не только эмоциональное благополучие ребенка, но и его внутренняя позиция. Благодаря учебному процессу у ребенка происходит формирование навыков самоконтроля, саморегуляции. [8, С. 118]

В словаре-справочнике по педагогике самостоятельность определяется как волевое свойство личности, то есть ее способность не только планировать, регулировать, но и систематизировать, а также активно осуществлять собственную деятельность без вмешательства посторонних. В психологическом словаре самостоятельность определяется как обобщенное свойство личности, которая проявляется в инициативности человека, критичности, адекватной самооценке, в том числе и в чувстве собственной ответственности за свои же действия, деятельность, поведение. В словаре русского языка С.И. Ожегова [34] понятие «самостоятельный» определяется как человек, который существует отдельно от окружающих его людей, другими словами, независимый человек; человек, который обладает инициативой, а также способен к решительным действиям; действие, которое совершенное собственными силами, без какой-либо помощи и без посторонних влияний.

Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития у детей основ самостоятельности, так как именно в этом возрасте можно в полной мере заложить существующие звенья учебной деятельности. В этом возрасте самостоятельность ребенка характеризуется его умением самостоятельно мыслить, а также характеризуется способностью младшего школьника к ориентации в совершенно новой для него ситуации, когда он сам ставит перед собой задачу, решает возникшие вопросы и находит правильный подход к решению задачи. [29, С. 35]

Именно тот процесс, который длится на протяжении всей учебной деятельности можно назвать развитием самостоятельности. К началу учебной деятельности у ребенка начинают формироваться самые первые предпосылки к самостоятельности, а в последствии - к умениям. Для того, чтобы ребенок начал контролировать, а также оценивать свою собственную деятельность на уроке ему необходима помощь учебной самостоятельности, которая развивается у ребенка на протяжении всего учебного процесса[2, С. 31]


Существует огромное множество великих работ классиков отечественной психологии, в которых описывается развитие самостоятельности у детей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн[30], Д.Б. Эльконин и др.). Благодаря анализу работ представленных выше авторов можно сделать вывод о том, что новые знания ребенок должен получать в ходе психической активности учащегося. Это могут определить концепции психологии, которые неразрывно связаны с пониманием самого процесса усвоения новых полученных знаний.

Особенно подробно проблему самостоятельности раскрыл чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский. Им утверждалось то, что возможно выучить наизусть лишь то, что понял человек рассудком. В свою очередь немецкий педагог А. Дистервег считал самостоятельность основой, главным принципом воспитания. Он доказывал, что ценность имеют лишь те знания и навыки, которые были приобретены человеком самостоятельно, без посторонней помощи. Педагог считал, что ученики, не без участия педагога, должны осознать, что изучение в повседневной жизни приносит неоценимую пользу.

Одной из важнейших задач образования в современном мире является развитие у учащихся их собственной самостоятельности. Лишь в условиях воспитания у младших школьников первейших навыков самостоятельности возможно их успешное обучение. Также самостоятельность младших школьников является важнейшим условием для процесса развития у детей познавательных способностей.

В работах русского педагога К.Д. Ушинского центральным вопросом является развитие самостоятельности, а также активности обучающихся. Им предлагается исходить из возрастных периодов и их особенностей обучающихся при соотношении способов и средств организации самостоятельной работы детей.

Самостоятельность стоит рассматривать с точки зрения двух аспектов, то есть как характеристику какой-либо деятельности ребенка и как черту личности ребенка. В первом случае, самостоятельностью является постоянно проявляющейся способностью школьника достигать поставленной цели без чьего-либо вмешательства.

Чаще всего детская самостоятельность понимается как способность ребенка к самостоятельным действиям, то есть действиям без помощи взрослого человека. При этом важно помнить, что ребенка можно считать самостоятельным лишь при условии, что он в полной мере освоил то или иное содержание, средства и возможные способы какого-либо действия. Организованность является отличительной чертой самостоятельности младших дошкольников. При этом инициатива ребенка должна быть направлена непосредственно на то, чтобы его действие проходило по-своему, то есть вопреки желаниям и требованиям взрослых. Дети младшего школьного возраста уже должны быть нацелены на то, чтобы порученное им дело, или же задуманное самостоятельно, было решено, как можно быстрее и в соответствии с желаниями, требованиями взрослых. Психологи уверены в том, что самостоятельность детей младшего школьного возраста проявляется особенно в подражательной и воспроизводящей деятельности. [20, С. 63]


В своих работах такие выдающиеся ученые, как Б. Г. Ананьев и С. Л. Рубинштейн[30] связывали развитие самостоятельности с проблемой интереса. В свою очередь, интерес, выполняя роль одного из компонентов развития самостоятельности, способствует раскрытию творческих способностей ребенка. Лишь при условии, что ребенок будет относиться к собственной деятельности как ценности самостоятельной, возможно развитие творческой позиции ребенка. Я. А. Пономарева и О. К. Тихомирова считали, что именно такое отношение к собственной деятельности является фундаментом для самостоятельного творческого мышления, и, по их мнению, его необходимо формировать в первую очередь.

А.И. Зимняя подчёркивает: «самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания» [24, с. 246].

К определению понятия «самостоятельность» существует несколько подходов, например, утверждает, что в данном понятии существуют три компонента, такие как:

  1. независимость, то есть способность ребенка самостоятельно, без чьего-либо участия, брать ответственность за какие-либо свои действия полную ответственность;
  2. готовность ребенка отвечать перед обществом за получившиеся результаты каких-либо своих действий;
  3. убежденность ребенка в том, что с моральной точки зрения он поступил правильно.

Учитель имеет огромные возможности для развития самостоятельности детей младшего школьного возраста. Он может оперировать такими средствами для развития самостоятельности, как: общественные поручения, помощь окружающим, коллективное задание. Все эти средства важно организовывать так, чтобы у детей появилась возможность проявить свою самостоятельность в полной мере, то есть учитель ни в коем случае не должен принимать участие в процессе выполнения того или иного поручения, задания. [35, С. 45]

Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность, игровая деятельность продолжает занимать большое значение. Таким образом, можно утверждать, что игра может быть хорошим средством для развития самостоятельности младших школьников. Например, самостоятельность может активно развиваться в процессе развертывания сюжетов сложных коллективных игр, а также в умении без чьей-либо помощи выполнять те или иные задания, которые были поручены ребенку при коллективном распределении обязанностей в команде. В этом случае самостоятельность определяется в умении ребенка оценивать свою выполненную работу и поведение окружающих его людей. [15, С. 7]