Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью первого блока уроков было расширение знаний учащихся о народах нашей страны и изучение их традиций и обычаев. Основной метод, который мы использовали в первом блоке уроков - объяснительно- иллюстративный и игровой. Изложение информации осуществляли с помощью учебника и наглядных средств (презентация, наглядные пособия).

Тема урока: «Приставка и предлог»

Данный урок начинается с организационного момента. Далее проводиться минутка чистописания, дети объясняют, какую именно орфограмму нужно выделить. Учитель начинает вести с детьми диалог и выявлять знания о приставках и предлогах. На данном уроке был

использован учебник с заданиями. Для проведения итогов была проведена самостоятельная работа с двумя вариантами. Очень плавно учитель подводит к выводу урока, целью которого являлась - научить писать приставки и предлоги.

После прояснения вывода, проводиться физкультминутка. Урок проводился в 4 этапа, третьим этапом которого является закрепление полученных знаний, работая с учебниками.

Последним этапом является итог урока, где учитель задаёт детям вопрос, для уточнения новой темы. В конце урока учитель диктует домашнее задание.

Тема урока: «Приставки и предлоги» (2 урок)

Целью урока является закрепление полученных знаний. Урок состоялся из трёх этапов. На первом этапе проводиться минутка чистописания, где дети прописывают словарные слова и пословицу с изученной орфографией. Учитель просит детей объяснить смысл пословицы и записать его. Для закрепления знаний проводится самостоятельная работа по вариантам, задания учитель даёт из учебника.

После проделанной работы, ученик должен прокомментировать почему именно ту или иную орфограмму он выделил. Чтобы дети не утомлялись, проводилась физкультминутка. Учителем из учебника было выбрано задание для устного выполнения.

Дети читали задание и по очереди комментировали орфограмму, которую они выбрали. При неправильном выборе орфограммы, учитель подключал весь класс. Продолжением урока учитель подобрал интересную игру. Последним, четвёртым этапом урока можно подвести итог по изученному материалу.

Тема урока: «Правописание не с глаголом»

Урок начинается с организационного момента, учитель эмоционально настраивает детей на работу. Цель урока - сформировать представление о назначении в речи частицы и её правописания с глаголами.

Дети в тетрадях прописывают словарные слова. Далее они пишут пословицу и работают с ней, подчёркивают главные члены предложения и определяют часть речи каждое слово. Второй этап урока направлен на формирование новых понятий и умений, он включал в себя четыре задания. Каждое задание связанно с темой урока. После второго этапа была проведена увлекательная физкультминутка, необходимая составляющая каждого урока.


На третьем этапе, ученики закрепляли материал самостоятельной работой - разбором слова по состав, игрой и заданиями написанным на доске.

Подводя итоги урока, учитель задаёт вопросы детям, чтобы понять на сколько понятна и усвоена тема урока. По окончанию урока, дети записывают домашнее задание.

Тема урока: «Правописание не с глаголом» (2 урок)

Урок начинается с организационного момента и настраиванием детей на рабочий лад. Целью урока является формирование умения правильно писать приставки и предлоги со словами «не» с глаголами слова, которые без «не» не употребляются.

Как все уроки русского языка, этот тоже начинается с минутки чистописания словарных слови пословицы, смысл которой нужно объяснить.

Второй этап заключается в формировании новых умений и понятий. Первое задание, которое включено в этот этап, выделение слов, которые без «не» не употребляются. Второе задание заключалось в сформулировании вывода и правил в учебнике. Далее учитель предложил детям в тетради записать слова-исключения, ошибки разбирались коллективно. Следующее задание состояло в том, что учитель читал стихотворения, а ученикам нужно было выписать глаголы с частицей «не».

Перед закреплением изученного материала младшие школьники дети самостоятельно провели физкультминутку. Закреплённые знания нужно было выявить с помощью диктанта. Написав диктант, учитель предлагает ученикам объяснить написанные встретившиеся орфограммы. В конце урока дети списывают домашнее задание с доски.

Тема урока: «Закрепление».

Учитель приветствует учеников, как и на предыдущих уроках. После записи числа и организационного момента, проводится минутка чистописания. Этот урок направлен на закрепление изученных орфограмм. В закрепление материала входило два задания. Первые задание состояло из чтения текста учениками, после чего учитель предложил им прокомментировать орфограммы, которые понадобились в тексте, также объяснить написание согласных в корне слова, суффиксе, приставке. Второе задание состояло из написания диктанта детьми под диктовку. После всей проделанной работы, ученики записали домашнее задание.

Тема урока: «Разделительный твердый знак»

Этот урок, как и все начинается с приветствия учеников. Цель данного урока сформировать представление о правописании слов с разделительным твердым знаком. Далее ученикам предлагается в учебнике выполнить задания. В первом упражнении дается текст, в котором нужно самостоятельно сделать вывод, в каких словах пишется разделительный твердый знак. Во втором упражнении ученикам предлагается аналогично прошлому упражнению, решить, где пишется твердый знак, а где мягкий знак. В третьем упражнении ученики по одному, по очереди говорили, как правильно делить слова для переноса.


На закрепление материала, в учебнике ученики выполняют упражнение. Затем играют в игру «Буквоеда», учитель читает слова, а ученики записывают их и распределяют, где мягкий знак, а где твердый знак.

В итоге урока, учитель прочитал стих и задал детям вопрос по теме, урок закончился обсуждением изученного материала.

Тема урока: «Закрепление пройденного».

Цель данного урока проследить и проанализировать закрепление пройденного материала. Для закрепления изученного материала, у каждого ученика на парте лежит тест. В тесте шесть заданий, из которых три задания нужно выбрать правильный вариант ответа. В четвертом задании нужно составить три предложения, поставить нужные знаки. Для составления предложений даются вспомогательные слова.

Тема урока: «Непроизносимые согласные».

Учитель заходит в класс, приветствует детей и настраивает на рабочий лад. Цель урока сформировать понятие о словах с непроизносимыми согласными. Как и на предыдущих уроках, в начале урока проводится минутка чистописания. Ученикам дается пословица, смысл и орфограмму, которой они должны пояснить. На следующем этапе урока, в первом задании нужно назвать, какие звуки обозначают выделенные буквы, слова записаны на доске. Второе задание ученики выполняют из учебника. Третье задание тоже делается в учебнике, после выполнения упражнения, ученики отвечают на проверочные вопросы.

Далее проводится физкультминутка, для предотвращения переутомления. После проведения разминки, ученики выполняют самостоятельно упражнение, в котором нужно разобрать синонимы.

В конце урока учитель представил последнее задание для выполнения. Задание представляло собой словосочетание, которое нужно заменить другим словом, близким по значению. Учитель дал детям домашнее задание.

Тема урока: «Понятие о наречии как части речи (2 урок)».

В начале урока, на этапе актуализации уже ранее изученного, детям предоставляется возможность выбрать себе в пару лишь одного человека. После, когда дети смогли самостоятельно разбиться на пары, им предстоит придумать свой собственный кроссворд из небольшого количества вопросов по теме «Части речи в русском языке». Количество вопросов не стоит как- либо озвучивать, дабы каждая пара смогла показать не только свой уровень знания темы и степень самостоятельности, но и развить свой творческий потенциал. Оформление работы также не обговаривается, каждая пара может придумать свой собственный дизайн кроссворда.

Тема урока: «Проверка орфограммы - непроизносимые согласные». Цель данного урока конкретизировать способ проверки орфограмм непроизносимые согласные, развивать умения проверки написания слов с непроизносимыми согласными. Урок начинается с чистописания словарных слов. Далее учитель читает ученикам загадки, отгадки, которых они должны записать в тетрадях. Дальше идет работа со словом, что записали ученики у себя в тетрадях. Также учащиеся работают с орфографическим словарем, делают упражнения из учебника. Затем учитель проводит диктант. В заключении учитель предлагает детям интеллектуальную игру, которая понравилась всем присутствующим. Домашнее задание учитель не задал.


Тема: «Двойные согласные» В начале урока проведён организационный момент и настрой на рабочий лад. Цель урока сформировать представления о двойных согласные, написание слов с двойными согласными. Как и на всех уроках, вначале идёт чистописание. Далее учитель даёт детям задания разобрать слова по составу, сделать вывод, в каком случае прилагательные пишутся с двойной буквой «н».

Ученики самостоятельно проводят физкультминутку. После небольшой умственной нагрузки, учитель проводит словарную работу. Также дети выполняют задания из учебника и в конце урока выполняли самостоятельную работу на изученную тему.

В конце урока учитель продиктовал домашнее задание.

Таким образом, проведенная нами работа должна была способствовать повышению уровня развития самостоятельности младших школьников, так как в процессе работы мы развивали у детей новые знания о «самостоятельности», «самостоятельном человеке». Это ведет к развитию самостоятельности младшего школьника.

2. 3 Анализ результатов развития самостоятельности у младших школьников

На контрольном этапе нами были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе. Итак, рассмотрим результаты экспериментальной группы первой методики Н. В. Калининой.

Рисунок 6. Результаты уровня развития самостоятельности по методике Н. В. Калининой, после проведения комплекса уроков для экспериментальной группы (3 «В») и контрольной группы (3 «Б»)

Таблица 2

Сравнительный анализ динамики развития самостоятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах в контрольной группе и экспериментальной группе по методике Н. В. Калининой

Уровни развития самостоятельности

Экспериментальная группа % (количество человек)

Контрольная группа % (количество человек)

Констатирующий этап

Конт рольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий уровень

16%

(4)

32%

(8)

4

24% (6)

40% (10)

4

Средний уровень

52%(13)

48%(12)

1

52%(13)

52% (13)

Низкий

32%

20%

24% (6)

8% (2)

уровень

(8)

(10)

3

4


По результатам таблицы мы видим, что благодаря комплексу уроков, которые были проведены в экспериментальной группе, результаты по первой методики выше на контрольном этапе, чем на констатирующем этапе.

Мы сделали вывод, что развитие самостоятельности проходит более эффективно, после разработки и внедрения комплекса уроков по русскому языку, направленный на развитие самостоятельности.

Далее рассмотрим результаты второй методики самостоятельной работы. Опытно-экспериментально исследование также проводилось на экспериментальной группе (3 "В") и контрольной группе (3 "Б").

Результаты самостоятельно работы на контрольном этапе можно увидеть на Рисунке 7.

Рисунок 7. Результаты уровня развития самостоятельности по методике самостоятельной работы, после проведения комплекса уроков для экспериментальной группы (3 «В») и контрольной группы (3 «Б»)

Таблица 3

Сравнительный анализ динамики развития самостоятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах в контрольной группе и экспериментальной группе по методике самостоятельной работы

Уровни развития самостоятельности

Экспериментальная группа % (количество человек)

Контрольная группа % (количество человек)

Констатирующий этап

Конт рольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий уровень

24%

(6)

32%

(8)

2

32% (8)

40% (10)

2

Средний уровень

52%

(13)

56%

(14)

1

60%

(15)

60% (15)

Низкий уровень

24%

(6)

12%

(3)

3

8% (2)

0% (0)

8

По результатам данной таблице видно, что уровни развития самостоятельности поднялись в обеих группа, можно сделать такой же вывод, что после внедрение комплекса уроков ученики стали более самостоятельными, что также подтверждает нашу гипотезу.

Далее рассмотрим предпоследнюю представленную методику "Нерешаемая задача". Её результаты были приведены Таблице №4. Она также была проведена в обеих группах, рассмотрим её результаты на рисунке 8 .

Рисунок 8. Результаты уровня развития самостоятельности по методике "Нерешаемая задача", после проведения комплекса уроков для экспериментальной группы (3 «В») и контрольной группы (3 «Б»)