Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 980
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка
1.2 Место уроков русского языка в формировании самостоятельности младших школьников
Глава 2. Развитие самостоятельности младшего школьника на примере уроков русского языка
2.1 Диагностика уровня развития самостоятельности у младших школьников
2. 3 Анализ результатов развития самостоятельности у младших школьников
Первоначально нами была проведена методика определения параметров самостоятельной деятельности детей младшего школьного возраста, которую разработала ученый Н. В. Калинина; (Приложение 1). Ее цель: выявление и оценка формируемых качеств самостоятельной деятельности. Данная диагностика позволила нам выявить уровень развития самостоятельности младших школьником в учебном процессе.
Диагностика состояла из 6 блоков в которых нужно было выбрать 1 наиболее подходящее высказывание. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта, нужно отметить галочкой более подходящий вариант. При обработке полученных результатов за каждый правильный ответ ребенку присуждалось 2 балла, за ответы среднего уровня -1 балл, за ответы низкого уровня присуждалось 0 баллов.
Диагностика проводилась в спокойной обстановке. Ученики обоих групп не отказывались от выполнения заданий, а наоборот, отнеслись к ним с интересом и ответственностью. Было видно, что все ребята остались под впечатлением от выполнения заданий, и после этого долго обсуждали свои ответы. Никто из респондентов не выполнял задание больше 10 минут, были те, кто выполнил задание за 7 минут.
Результаты проведения диагностики параметров самостоятельной деятельности младших школьников, разработанная Н.В. Калининой представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты уровня развития самостоятельности младших школьников по методике Н. В. Калининой
По результатам диагностики мы видим, что 4 (16%) человека из 3 «В» класса и 6 (24%) из 3 "Б" класса имеют высокий уровень самостоятельности, что говорит о том, что успеваемость детей соответствует хорошему или отличному уровню. В то же время дети выражают учебно-познавательный интерес к работе, которую предстоит выполнить самостоятельно, без чьей- либо помощи, также они проявляют инициативу при требовании выполнения нестандартного задания.
У 13 человек (52%) из класса 3 "Б" и 13 человек (52%) из класса 3 "В" преобладает средний уровень развития самостоятельности и можно сказать, что такие ученики имеют хорошую или среднюю успеваемость ученика. К самостоятельной работе учебно-познавательный интерес у детей ситуативный. Они инициативны, но способны решить самостоятельно лишь задачи средней сложности. Способны к организации своего рабочего места перед выполнением того или иного задания. Могут грамотно распланировать время и последовательность собственных действий для достижения той или иной цели самостоятельно, без помощи кого-либо.
И наконец, у 6 человек (24%) из 3 "Б" класса и 8 человек (32%) из "В" класса низкий уровень развития самостоятельности и это говорит о том, что успеваемость этих учеников низкая. Дети не показывают интереса к выполнению какой-либо работы самостоятельно, но проявляют интерес к самостоятельной работе лишь в заданиях репродуктивного характера. Дети данного уровня не смогли организовать свое рабочее место перед выполнением задания. Они не способны грамотно распланировать свое время и последовательность действий, не говоря уже о выборе способа действий для решения определенных задач самостоятельно.
После, нами была проведена диагностическая самостоятельная работа, состоящая из трех заданий.
Цель тестирования: выявить у детей младшего школьного возраста имеющийся на данный момент уровень развития самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.
В тестировании используются различные задания, которые имеют три уровня сложности, такие как: воспроизводящий уровень сложности, воспроизводящий и частично-поисковый. За каждый данный учеником правильный ответ ему присуждается определенное количество баллов. Если ответ ребенка соответствует воспроизводящему уровню, то дается 1 балл. При условии, что ответ соответствует реконструктивно-вариативному уровню, присуждается 2 балла. Если же ответ соответствует частично- поисковому уровню сложности, то ребенку присуждается 3 балла. Данная диагностика рассчитана на 30 минут.
Диагностика проводилась также в спокойной обстановке. Ученики обоих классов не отказывались от выполнения заданий, а даже наоборот, отнеслись к ним с интересом. Было видно, что некоторым ученикам трудно давались некоторые задания, но они проявляли упорство и свои волевые качества и закончили все задания вовремя с остальными ребятами. Все ребята остались под впечатлением от выполнения заданий, и после этого долго сравнивали свои ответы и самостоятельно пытались предугадать свои результаты.
Для подсчёта баллов, была составлена таблица 2 (см. приложение 2, таблица 2) о количестве баллов, который получил каждый ученик за выделенный уровень самостоятельности на уроках русского языка.
Результаты диагностики можно увидеть на рисунке 2
Рисунок 2. Результаты уровня развития самостоятельности младших школьников диагностической самостоятельной работы
Благодаря полученным результатам, согласно диагностической самостоятельной работе, можно проследить, что у 8 (32%) детей из 3 "Б" и у 6 (24%) детей 3 "В" класса присутствует высокий уровень самостоятельности. Также, можно видеть, что по результатам данной диагностики количество детей с высоким уровнем меньше, чем по результатам первой диагностики.
Средний уровень самостоятельности показали 15 (60%) детей контрольной группы и 13 (52%) детей в экспериментальной группе.
Низкий уровень показали 2 (8%) детей контрольной группы и 6 (24%) детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе. Дети показавшие такой результат, не смогли выполнить простейших заданий самостоятельно.
Далее была рассмотрена следующая методика под названием "Нерешаемая задача"
Цель методики: определить уровень самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Младшим школьникам было дано задание следующего характера: «Решите предложенные задачи-головоломки, но в такой последовательности, чтобы сначала вы решили самые простые, а затем те, которые решить было сложнее всего или даже не получилось решить». Далее педагог засекает время, записывая, сколько по времени каждый ученик действовал без чьей- либо помощи и кто выполнил задание быстрее остальных.
На основе проведенных исследований были выдвинуты следующие выводы: высокий уровень получили те дети, которые работали самостоятельно и не обращались за помощью к учителю и одноклассникам; средний уровень был присужден тем младшим школьникам, которые работали самостоятельно около 10-15 минут, но все же обратились за помощью; низкий уровень был присужден детям, которые, поняв, что решить не могут, отказались от ее выполнения.
Методика проходила в тихой обстановке, все дети были готовы к заданию и с нетерпением хотели решать задачи. Детям давалось 20 минут на полученное задание. Ученики обоих классов не отказывались от выполнения заданий, а даже наоборот, отнеслись к ним с интересом. Было видно, что некоторым ученикам трудно давались некоторые задания, но они проявляли упорство и свои волевые качества и закончили все задания вовремя с остальными ребятами.
Результаты последней методике можно увидеть на рисунке 3
По результатам методики "Нерешаемая задача" мы видим такие результаты, что из 3 "Б" класса 5 человек (20%) и из 3 "В" класса 6 человек (24%) имеют высокий уровень развития самостоятельности, это значит, что дети с высоким уровнем справлялись с поставленной задачей самостоятельно и не просили помощи учителя.
Рисунок 3. Результаты уровня развития самостоятельности младших школьников по методике "Нерешаемая задача"
У 10 человек (40%) - контрольной группы и у 11 человек (44%) - экспериментальной группы средний уровень развития самостоятельности, эти ученики пытались справится с заданием самостоятельно, по в течение 15-20 минут они начали звать учителя помочь им.
У 10 человек (40%) - контрольной группы и у 8 человек (32%) - экспериментальной группы низкий уровень самостоятельности, эти дети даже не пытались справиться самостоятельно, сразу начали звать к себе учителя, некоторые ученики, которые не поняли задание, даже не пытались понять его.
Далее нами было проведено тестирование по предмету «Русский язык» Г.Н.Никифорова.
Цель: определение уровня знаний по русскому языку у детей младшего школьного возраста.
Результаты представлены на рисунке 4.
Благодаря результатам тестирования, можно утверждать, что высокий уровень сформированности самостоятельности свойственен 8 (32%) детей младшего школьного возраста в контрольной группе и 6 (24%) детей экспериментальной группы. Средний уровень показали 11 (44%) детей в контрольной группе и 11 (44%) в экспериментальной группе. Низкий уровень показали 6 (24%) участников эксперимента контрольной и 8 (32%) участников экспериментальной групп.
Рисунок 4.Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп по предмету «Русский язык»
Полученные в ходе тестирования результаты уровня развития самостоятельности детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе можно увидеть на рисунке 5 .
Рисунок 5. Результаты уровня развития самостоятельности младших школьников на констатирующем этапе в экспериментальной (3 «В») и контрольной (3»Б») группах
После анализа полученных данный, мы сделали вывод о том, что уровни развития самостоятельности у 3 «Б» и 3 «В» классов различаются. В 3 «Б» классе показатели несколько выше, чем в 3 «В». По этой причине мы выбрали 3 «В» класс в качестве экспериментальной группы в нашем исследовании.
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков развития самостоятельности младших школьников по русскому языку
Следующим нашим шагом в наше работе был формирующий эксперимент, который проходил на базе МБОУ г.о. Тольятти "Школа №46". Целью данного этапа было: внедрение комплекса уроков русского языка, направленные на развитие самостоятельности младших школьников. Нами были даны уроки русского языка, направленные на развитие самостоятельности младших школьников.
На формирующем этапе мы разработали и внедрили комплекс уроков по русскому языку. Программа включала систему комплексных мероприятий с младшими школьниками, которая позволила доказать, что развитие самостоятельности младших школьников будет проходить более эффективным, если разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку, направленный на развитие самостоятельности по русскому языку. Критериями эффективности комплекса уроков являлись изменения в мотивации обучения, развитие более высокого уровня самостоятельности учащихся, появление интереса к знаниям, проявление активности и инициативности на занятиях, изменения эмоционального состояния детей и конечно же волевой критерий, который двигает ребёнком в процессе преодоления сложностей.
Комплекс уроков был рассчитана нами на использование в 3 классе, но может быть адаптирована для любого класса начальной школы и групп внутри класса. Включает в себя 10 занятий, продолжительностью по 40 минут. Первый блок - вводный, он включал в себя 2 урока. Уроки в данном блоке были направлены на расширение знаний о русском языке. Второй блок - основной, он включал в себя 7 уроков направленных на развитие самостоятельности, а также расширение знаний. Третий блок - заключительный, состоял из 1 урока, на котором дети закрепили знания, полученные на предыдущих уроках.
Далее представлен тематический план уроков сопровождения развития самостоятельности младших школьников, который был разработан и реализован нами в рамках данной экспериментальной работы.
Таблица 1
Тематический план уроков по русскому языку, направленный на развитие самостоятельности
Название урока |
Участник и |
Методы и приемы |
|
«Приставка и предлог». |
Учитель и ученики |
Словесный |
|
«Приставка и предлог (2 урок)». |
Учитель и ученики |
Словесный, объяснительно - иллюстративный |
|
«Правописание не с глаголами». |
Учитель и ученики |
Словесный, объяснительно - иллюстративный |
|
«Правописание не с глаголами (2 урок)». |
Учитель и ученики |
Словесный |
|
«Закрепление » |
Учитель и ученики |
Словесный, объяснительно - иллюстративный |
|
«Разделительн ый твердый знак». |
Учитель и ученики |
Словесный, объяснительно - иллюстративный, поисковой частично - |
|
«Закрепление пройденного». |
Учитель и ученики |
Словесный, объяснительно - иллюстративный, поисковой частично - |
|
«Непроизноси мые согласные». |
Учитель и ученики |
Словесный, объяснительно - иллюстративный, поисковой частично - |
|
«Проверка орфограммы - непроизносимые согласные». |
Учитель и ученики |
Применение материала изученного |
|
«Двойные согласные» |
Учитель и ученики |