Файл: Местоположение, правовой статус организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Графа 5. Положение тревожное. Предприятие находится в кризисной ситуации.

Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности, вследствие чего затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ предприятий-конкурентов.

Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий - конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта «4Р» образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке. В таблице 2 представлен лист оценки конкурентоспособности с использованием методики «4Р». Всем факторам конкурентоспособности присваивается балльная оценка, например, от 1 до 5 баллов.

Таблица 2

Лист оценки конкурентоспособности (систематизация
результатов анализа «4Р»)

Факторы конкурентоспособности

Анализируемое предприятие

Конкуренты

А

В

1

2

3

4

5

Продукт (Product)

  1. Надежность
  2. Срок службы
  3. Ремонтопригодность
  4. Технический уровень
  5. Престиж торговой марки
  6. Стиль
  7. Уровень ремонтного обслуживания
  8. Гарантийное обслуживание
  9. Уникальность дополнительных услуг
  10. Многовариантность набора изделий и услуг
  11. Широта ассортимента

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Цена (Price)

  1. Отпускная
  2. Розничная
  3. Скидки с цены (за что?)
  4. Условия и порядок расчетов

Регион и каналы сбыта

  1. Стратегия сбыта
  2. Вид распределения продукта
  3. Число дилеров
  4. Число дистрибьюторов
  5. Степень охвата рынка
  6. Регион сбыта

Продвижение на рынке (Promotion)

  1. Формы рекламы
  2. Место размещения рекламы
  3. Бюджет рекламы
  4. Частота появления рекламы
  5. Участие в выставках
  6. Упоминание в средствах массовой информации
  7. Комиссионные

Недостатком данного метода является то, что оценка факторов конкурентоспособности проводится экспертами[4, с.52].


Индикаторы оценки конкурентоспособности предприятия по Ж.Ж. Ламбену представлены в таблице 3.

Таблица 3

Индикаторы оценки конкурентоспособности предприятия по Ж.Ж. Ламбену

Показатель

Диапазон оценок

Низкая (1-2 балла)

Средняя (3-4 балла)

Высокая (5 баллов)

1. Относительная доля рынка

Менее 1/3 лидера

Более 1/3 лидера

Лидер

2. Отличительные свойства товара

Товар недифференцирован

Товардифференцирован

Товар уникален

3. Издержки

Выше, чем у прямого конкурента

Такие же, как упрямогоконкурента

Ниже, чем упрямогоконкурента

4. Степень освоения технологии

Осваивается с трудом

Осваивается легко

Освоена полностью

5. Каналы товародвижения

Посредники не контролируются

Посредники контролируются

Прямые продажи

6. Имидж

Отсутствует

Развит

Сильный имидж

Данный метод основан на сравнительной оценке конкурентоспособности предприятий, функционирующих на товарном рынке. Конкурентоспособность оценивается по 6 критериям (индикаторам) по 5 балльной шкале. Коэффициент конкурентоспособности определяется как отношение балльных оценок компаний к балльным оценкам лидера. Лидер - это компания, имеющая наивысшую суммарную балльную оценку, ему присваивается коэффициент, равный 1. Высокий уровень конкурентоспособности достигается при коэффициенте от 1,0 до 0,9. Средний уровень - при коэффициенте от 0,9 до 0,7. Низкий уровень конкурентоспособности - при коэффициенте ниже 0,7.

Алгоритм оценки конкурентоспособности следующий: подсчитываются баллы по каждому конкуренту, выявляется конкурент с максимальным числом баллов, его коэффициент конкурентоспособности устанавливается равным 1, устанавливается коэффициент конкурентоспособности для конкурентов путем соотношения суммы баллов каждого из них к сумме баллов лидера, в зависимости от значения коэффициента конкурентоспособности всем конкурентам присваиваются места[23, с.85].

Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия являет собой установление иерархии компаний на основе сравнения их достижений в финансовой и других областях.

Порядок определения рейтинговой оценки таков:


1. Получение исходных данных по всем сравниваемым предприятиям;

2. Исходные данные представляются в виде матрицы, в которой по строкам вписываются значения показателей (i = 1, 2...., n), а по столбцам — сравниваемые предприятия (j = 1, 2...., m);

3. Исходные показатели соотносятся с соответствующими показателями лучшим в отрасли предприятия-конкурента по формуле:

, (1)

где ху - относительные показатели хозяйственной деятельности предприятия

4. Для анализируемого предприятия определяется значение рейтинговой оценки на конец временного периода по формуле:

, (2)

где Rj- рейтинговая оценка j-го предприятия;

Х1Х2,.. . Хn - относительные показатели j-того анализируемого предприятия;

5. Предприятия-конкуренты ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наибольший рейтинг имеет предприятие с максимальным значением сравнительной оценки, рассчитанной по формуле выше.

Рейтинговые методики могут учитывать не только материальные активы, но и нематериальные активы, такие как общее качество руководства, качество продукции или услуг, финансовая стабильность, степень социальной ответственности[5, с. 87].

Методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на комплексном исследовании внутренней среды предприятия, предполагает два направления:

- определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия;

- определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей.

Первое направление исследования - выявление состава внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия. Оно проводится для установления резервов совершенствования деятельности предприятия и основано на использовании методики комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. И поэтому, как водится, анализ начинается с рассмотрения финансового состояния предприятия. Финансовые показатели можно объединить в следующие четыре группы:

Первая группа - это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности: общая рентабельность предприятия (общая прибыль к активам); чистая рентабельность предприятия (чистая прибыль к активам); рентабельность собственного капитала (чистая прибыль к собственному капиталу); общая рентабельность производственных фондов (общая прибыль к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств).


Вторая группа - это показатели оценки эффективности управления: чистая прибыль к объему реализации продукции; общая прибыль к объему реализации продукции.

Третья группа - это показатели оценки деловой активности: отдача от активов (выручка от реализации продукции к активам); отдача основных фондов (выручка от реализации продукции к основным фондам); оборачиваемость оборотных фондов (выручка от реализации продукции к оборотным средствам); оборачиваемость дебиторской задолженности (выручка от реализации продукции к дебиторской задолженности); оборачиваемость банковских активов (выручка от реализации продукции к банковским активам); отдача собственного капитала (выручка от реализации продукции к собственному капиталу).

Четвертая группа - это показатели оценки ликвидности: текущий коэффициент ликвидности (оборотные средства к срочным обязательствам); прочие активы к срочным обязательствам; индекс постоянного актива (основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам); коэффициент автономии (собственные средства к валюте баланса); обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства к запасам).

Анализ данных показателей позволяет выявить закономерности их изменения, оценить эффективность финансовой деятельности.

Характеристики, свидетельствующие о снижении результативности финансовой деятельности: постоянный недостаток оборотных средств; низкие значения коэффициентов ликвидности; высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности; высокая доля заемных средств в общей сумме источников средств; низкая рентабельность производства; отсутствие долгосрочных контрактов; высокий уровень финансового риска; невысокий уровень доходности финансовых инвестиций.

Второе направление исследования - это определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей - осуществляется для того, чтобы выявить направления деятельности и ресурсы, которые могут стать основой для будущей стратегии предприятия и создания устойчивых конкурентных преимуществ.

Для обеспечения сравнимости информации анализ потенциала должен проводиться по тем же областям и направлениям, что и анализ ближайших конкурентов[20, с. 82].

Методика позиционирования сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия предусматривает составление таблицы, в которой по вертикали указываются сравниваемые характеристики (цена, качество товара, организация сбыта и др.), их относительная значимость (важность) и количественные значения; по горизонтали — подлежащие сравнению конкуренты и их характеристики. Оценка получается путем перемножения количественного значения характеристики на ее важность. Если просуммировать количественные значения сравниваемых характеристик, получим общую взвешенную оценку конкурентной силы компании и конкурентов:


, (3)

где К - интегральный показатель конкурентной силы;

n — число оцениваемых характеристик;

аi - важность i-й характеристики;

, (4)

где Ei — экспертная оценка i-й характеристики.

Сравнение взвешенных оценок компании и ее конкурентов позволит определить их конкурентные позиции как слабые, средние, сильные или лидирующие.

Оценка конкурентной силы компании имеет относительный характер и ее значения будут определяться в зависимости от выбранной базы сравнения. Поэтому конкурентная сила компании будет иметь различные значения, если сравнение ведется с лидером отрасли, ближайшим конкурентом или аутсайдером[3, с. 98].

Матричная методика оценки конкурентоспособности была предложена Бостонской консалтинговой группой, она применима для оценки конкурентоспособности товаров, «стратегических единиц бизнеса» — сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей.

Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений[27, с. 100].

Методика, основанная на теории эффективной конкуренции. Согласно данной теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им и этих ресурсов. В основе данного метода лежит оценка четырех групповых показателей конкурентоспособности.

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования [9, с. 28].