Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 390
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ конкурентоспособности
1.1.Сущность и факторы формирования конкуренции
1.2.Методы оценки конкурентоспособности
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ фитнес–клуба «Ритм»
2.1. Местоположение, правовой статус организации
2.2. Финансово-экономические показатели деятельности организации
3.ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ фитнес-клуба«Ритм»
3.1. Анализ конкурентоспособности организации
3.2. Пути повышения конкурентоспособности организации
Графа 5. Положение тревожное. Предприятие находится в кризисной ситуации.
Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности, вследствие чего затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ предприятий-конкурентов.
Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий - конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта «4Р» образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке. В таблице 2 представлен лист оценки конкурентоспособности с использованием методики «4Р». Всем факторам конкурентоспособности присваивается балльная оценка, например, от 1 до 5 баллов.
Таблица 2
Лист оценки конкурентоспособности (систематизация
результатов анализа «4Р»)
Факторы конкурентоспособности |
Анализируемое предприятие |
Конкуренты |
||
А |
В |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продукт (Product)
|
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Цена (Price)
|
||||||||
Регион и каналы сбыта
|
||||||||
Продвижение на рынке (Promotion)
|
Недостатком данного метода является то, что оценка факторов конкурентоспособности проводится экспертами[4, с.52].
Индикаторы оценки конкурентоспособности предприятия по Ж.Ж. Ламбену представлены в таблице 3.
Таблица 3
Индикаторы оценки конкурентоспособности предприятия по Ж.Ж. Ламбену
Показатель |
Диапазон оценок |
||
Низкая (1-2 балла) |
Средняя (3-4 балла) |
Высокая (5 баллов) |
|
1. Относительная доля рынка |
Менее 1/3 лидера |
Более 1/3 лидера |
Лидер |
2. Отличительные свойства товара |
Товар недифференцирован |
Товардифференцирован |
Товар уникален |
3. Издержки |
Выше, чем у прямого конкурента |
Такие же, как упрямогоконкурента |
Ниже, чем упрямогоконкурента |
4. Степень освоения технологии |
Осваивается с трудом |
Осваивается легко |
Освоена полностью |
5. Каналы товародвижения |
Посредники не контролируются |
Посредники контролируются |
Прямые продажи |
6. Имидж |
Отсутствует |
Развит |
Сильный имидж |
Данный метод основан на сравнительной оценке конкурентоспособности предприятий, функционирующих на товарном рынке. Конкурентоспособность оценивается по 6 критериям (индикаторам) по 5 балльной шкале. Коэффициент конкурентоспособности определяется как отношение балльных оценок компаний к балльным оценкам лидера. Лидер - это компания, имеющая наивысшую суммарную балльную оценку, ему присваивается коэффициент, равный 1. Высокий уровень конкурентоспособности достигается при коэффициенте от 1,0 до 0,9. Средний уровень - при коэффициенте от 0,9 до 0,7. Низкий уровень конкурентоспособности - при коэффициенте ниже 0,7.
Алгоритм оценки конкурентоспособности следующий: подсчитываются баллы по каждому конкуренту, выявляется конкурент с максимальным числом баллов, его коэффициент конкурентоспособности устанавливается равным 1, устанавливается коэффициент конкурентоспособности для конкурентов путем соотношения суммы баллов каждого из них к сумме баллов лидера, в зависимости от значения коэффициента конкурентоспособности всем конкурентам присваиваются места[23, с.85].
Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия являет собой установление иерархии компаний на основе сравнения их достижений в финансовой и других областях.
Порядок определения рейтинговой оценки таков:
1. Получение исходных данных по всем сравниваемым предприятиям;
2. Исходные данные представляются в виде матрицы, в которой по строкам вписываются значения показателей (i = 1, 2...., n), а по столбцам — сравниваемые предприятия (j = 1, 2...., m);
3. Исходные показатели соотносятся с соответствующими показателями лучшим в отрасли предприятия-конкурента по формуле:
, (1)
где ху - относительные показатели хозяйственной деятельности предприятия
4. Для анализируемого предприятия определяется значение рейтинговой оценки на конец временного периода по формуле:
, (2)
где Rj- рейтинговая оценка j-го предприятия;
Х1Х2,.. . Хn - относительные показатели j-того анализируемого предприятия;
5. Предприятия-конкуренты ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наибольший рейтинг имеет предприятие с максимальным значением сравнительной оценки, рассчитанной по формуле выше.
Рейтинговые методики могут учитывать не только материальные активы, но и нематериальные активы, такие как общее качество руководства, качество продукции или услуг, финансовая стабильность, степень социальной ответственности[5, с. 87].
Методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на комплексном исследовании внутренней среды предприятия, предполагает два направления:
- определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия;
- определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей.
Первое направление исследования - выявление состава внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия. Оно проводится для установления резервов совершенствования деятельности предприятия и основано на использовании методики комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. И поэтому, как водится, анализ начинается с рассмотрения финансового состояния предприятия. Финансовые показатели можно объединить в следующие четыре группы:
Первая группа - это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности: общая рентабельность предприятия (общая прибыль к активам); чистая рентабельность предприятия (чистая прибыль к активам); рентабельность собственного капитала (чистая прибыль к собственному капиталу); общая рентабельность производственных фондов (общая прибыль к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств).
Вторая группа - это показатели оценки эффективности управления: чистая прибыль к объему реализации продукции; общая прибыль к объему реализации продукции.
Третья группа - это показатели оценки деловой активности: отдача от активов (выручка от реализации продукции к активам); отдача основных фондов (выручка от реализации продукции к основным фондам); оборачиваемость оборотных фондов (выручка от реализации продукции к оборотным средствам); оборачиваемость дебиторской задолженности (выручка от реализации продукции к дебиторской задолженности); оборачиваемость банковских активов (выручка от реализации продукции к банковским активам); отдача собственного капитала (выручка от реализации продукции к собственному капиталу).
Четвертая группа - это показатели оценки ликвидности: текущий коэффициент ликвидности (оборотные средства к срочным обязательствам); прочие активы к срочным обязательствам; индекс постоянного актива (основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам); коэффициент автономии (собственные средства к валюте баланса); обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства к запасам).
Анализ данных показателей позволяет выявить закономерности их изменения, оценить эффективность финансовой деятельности.
Характеристики, свидетельствующие о снижении результативности финансовой деятельности: постоянный недостаток оборотных средств; низкие значения коэффициентов ликвидности; высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности; высокая доля заемных средств в общей сумме источников средств; низкая рентабельность производства; отсутствие долгосрочных контрактов; высокий уровень финансового риска; невысокий уровень доходности финансовых инвестиций.
Второе направление исследования - это определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей - осуществляется для того, чтобы выявить направления деятельности и ресурсы, которые могут стать основой для будущей стратегии предприятия и создания устойчивых конкурентных преимуществ.
Для обеспечения сравнимости информации анализ потенциала должен проводиться по тем же областям и направлениям, что и анализ ближайших конкурентов[20, с. 82].
Методика позиционирования сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия предусматривает составление таблицы, в которой по вертикали указываются сравниваемые характеристики (цена, качество товара, организация сбыта и др.), их относительная значимость (важность) и количественные значения; по горизонтали — подлежащие сравнению конкуренты и их характеристики. Оценка получается путем перемножения количественного значения характеристики на ее важность. Если просуммировать количественные значения сравниваемых характеристик, получим общую взвешенную оценку конкурентной силы компании и конкурентов:
, (3)
где К - интегральный показатель конкурентной силы;
n — число оцениваемых характеристик;
аi - важность i-й характеристики;
, (4)
где Ei — экспертная оценка i-й характеристики.
Сравнение взвешенных оценок компании и ее конкурентов позволит определить их конкурентные позиции как слабые, средние, сильные или лидирующие.
Оценка конкурентной силы компании имеет относительный характер и ее значения будут определяться в зависимости от выбранной базы сравнения. Поэтому конкурентная сила компании будет иметь различные значения, если сравнение ведется с лидером отрасли, ближайшим конкурентом или аутсайдером[3, с. 98].
Матричная методика оценки конкурентоспособности была предложена Бостонской консалтинговой группой, она применима для оценки конкурентоспособности товаров, «стратегических единиц бизнеса» — сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей.
Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений[27, с. 100].
Методика, основанная на теории эффективной конкуренции. Согласно данной теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им и этих ресурсов. В основе данного метода лежит оценка четырех групповых показателей конкурентоспособности.
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве.
Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования [9, с. 28].