Файл: Местоположение, правовой статус организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и сферах конкуренция невозможна либо затруднена ввиду:

- технологических особенностей отраслей, постоянные издержки которых настолько велики, что экономия на масштабах производства (снижение удельных затрат по мере увеличения объемов производства) возможна лишь тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);

- особенно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, особенны и не могут быть перенаправлены на другие виды продукции и рынков;

- наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги) [10, с. 58].

Конкурентоспособность - это совокупная характеристика, выражающаяся через групповые, интегральные, обобщенные показатели. Целью оценки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках.

Конкурентоспособность предприятия в качестве характеристики оценки окончательных результатов деятельности предприятия на рынке является относительным показателем, где сравнительной базой служат аналогичные показатели, которые используются для оценки конкурентоспособности предприятий-конкурентов. Конкурентоспособность предприятия является динамической категорией. Изменение ее во времени связано как внешними, так и внутренними факторами, большая их часть можно рассматривать как управляемые параметры.

Конкурентоспособность предприятия показывает эффективность использования его экономического потенциала[38, с. 54].

Различают следующие факторы конкурентоспособности предприятия:

- внутренние, практически целиком определяемые руководством предприятия;

- внешние, проявление которых в небольшой степени зависит от предприятия.

К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия относятся технологии; организационная и производственная структура предприятия;уровень квалификации персонала; учет и регулирование производственных процессов; степень защищенности конфиденциальной информации; оборудование; эффективная конкурентная стратегия; качество менеджмента; регулярность привлечения инвестиций в развитие производства; применение современных информационных технологий; развитость дилерской сети.


К внешним факторам конкурентоспособности предприятия относятся уровень экономического развития страны; уровень развития инфраструктуры в стране; наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов; развитие научно-технологического потенциала; государственная политика в отношении экспорта и импорта; правовая защита интересов потребителя; система государственного страхования; основные характеристики рынка: его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов;

Вероятность непосредственного воздействия предприятия на факторы внешней среды довольно ограничена, поскольку они преимущественно действуют довольно объективно по отношению к предприятию. Реальные же возможности поддержки конкурентоспособности предприятия содержатся в сфере факторов внутренней среды. Впрочем, влиять на данные факторы можно с различной степенью эффективности.

Технологии, внедренные и применяемые на предприятии, образуют некоторые требования к количественному и качественному составу основных производственных фондов, системе коммуникаций, составу и квалификации персонала, системе обработки информации. Также обозначенные выше требования определяют производственную мощность предприятия, качество и количество оборотных средств, необходимых для производственного процесса.

Однако для обеспечения конкурентоспособности предприятия также необходимо уделять внимание развитию адекватной системы менеджмента на предприятии.

Именно поэтому среди внутренних факторов конкурентоспособности предприятия большую роль играет уровень качества управления, т.е. уровень подготовки менеджеров, умение корректно вести деловые операции в условиях постоянных изменений на рынке. Данные факторы считаются ключевыми в определении конкурентоспособности предприятия на рынке [13, с. 65].

Майкл Юджин Портер (англ.MichaelEugenePorter; род. 1947 -профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы (англ. HarvardBusinessSchool), признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами) напрямую связывает факторы конкурентоспособности с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и отрасли, он представляет в виде больших групп [18, с. 12].

- Человеческие ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.

- Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий, климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.


- Ресурс знаний - совокупность научной, технической и рыночной информации, оказывающей влияние на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях.

- Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который возможно использовать на финансирование промышленности и отдельного предприятия.

- Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции: транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилищный фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на основные и развитые. Такое деление факторов является условным. Основные факторы существуют объективно, либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестабильно, а прибыль от их использования невелика.

- Основные факторы - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная, полуквалифицированная рабочая сила, дебетовый капитал.

- Развитые факторы - современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными высокотехнологичными дисциплинами[12,c.40].

Гораздо большее значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия имеют развитые факторы как факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы внушительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие создания развитых факторов - использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий.

Каждое предприятие обладает большим многообразием характеристик. Для оценки их необходимо свести в однородные группы, определить количественные и качественные показатели, методику их измерения. Учитывать все свойства предприятия не представляется возможным, поэтому необходимо выбирать наиболее важные группы и наиболее важные свойства в группе. Поэтому метод оценки конкурентоспособности предприятия зависит от целей анализа, используемой методики измерения показателей, практической возможности получения необходимой информации.


Принципы оценки конкурентоспособности аналогичны принципам оценки конкурентоспособности товаров: комплексность и относительность. Комплексность оценки означает необходимость анализа совокупности критериев. Относительность предполагает сравнительный характер оценки, сравнения с конкурентами[22, с.125].

Алгоритм определения конкурентоспособности предполагает: определение цели оценки;

- определение видов деятельности, учитываемых при анализе; выбор базы для сравнения;

- определение характеристик, которые подлежат измерению; оценка выбранных характеристик;

- расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности;

- выводы о конкурентоспособности.

В качестве характеристики конкурентоспособности можно рассматривать степень соответствия предприятия ключевым факторам успеха на рынке. В этом случае конкуренты не только сравниваются, но и оцениваются их способности к достижению успеха.

Оценить конкурентоспособность организации возможно также на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его основных конкурентов к возможным рискам на рынке. Если рассматривать риски только как негативные проявления среды, то такой анализ выявляет требования к деятельности предприятий отрасли, а более высокая устойчивость предприятия свидетельствует о более высокой конкурентоспособности.

Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности, в отличие от финансово - экономических, в большей мере используют качественную информацию. Общий подход к оценке конкурентоспособности (как предприятия, так и его продукции) заключается в выборе списка характеристик, в определении их относительной значимости и оценке данных характеристик для предприятия и его основных конкурентов[14, с.44].

Показателем конкурентоспособности компании является его доля предприятия на рынке: чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Доля рынка организации и темп роста рынка говорят об эффективности маркетинговой деятельности предприятия, проявляющейся в наличии спроса на продукцию предприятия. При увеличивающейся или неизменной доле предприятия можно говорить о том, что предприятие на рынке конкурентоспособно. Если же доля предприятия на рынке неуклонно снижается, это означает, что оно не способно конкурировать.

1.2.Методы оценки конкурентоспособности


SWOT-анализ - это анализ слабых и сильных сторон предприятия в конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз. Показатели конкурентоспособности оцениваются по блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология (таблица 1).

Таблица 1

Контрольный лист для проведения SWOT- анализа

Показатель

1

2

3

4

5

Финансы

  1. Оценка структуры активов
  2. Инвестиционная привлекательность
  3. Доход на активы
  4. Норма прибыли
  5. Доход на вложенный капитал

Производство

  1. Использование
  2. Производственные мощности
  3. Численность работников
  4. Системы контроля качества
  5. Производительность
  6. Возрасттехнологического оборудования

Организация и управление

  1. Численность инженерно- технологического управленческого персонала
  2. Скорость реакции управления на изменения во внешней среде
  3. Четкость разделения полномочий и функций
  4. Тип организационной структуры управления
  5. Качество используемой в управлении информации
  6. Степень гибкости оргструктуры управления

Кадровый состав

  1. Уровень квалификации персонала
  2. Уровень подготовки сбытового персонала в технической области

Технология

  1. Применяемые стандарты и степень их совместимости
  2. Новые продукты
  3. Расходы на НИОКР

Маркетинг

  1. Доля рынка
  2. Репутация фирмы
  3. Престиж бренда
  4. Эффективность рекламы
  5. Стратегии
  6. Ценовая политика/уровень цен
  7. Организационные и технические средства для сбыта
  8. Уровень/качество обслуживания
  9. Число клиентов

В графах 1-5 указывается место, занимаемое предприятием на рынке по следующему принципу:

Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли.

Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные.

Графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Довольно устойчивые позиции на рынке.

Графа 4. Уровень ниже среднего. Отмечается ухудшение показателей хозяйственной деятельности.