Файл: Современный банковский маркетинг: методы и тенденции развития(Теоретические основы банковского маркетинга ).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга
1.1 Сущность банковского маркетинга
1.2 Методы, типы и факторы маркетинга банка
2.1. Краткая характеристика Костромского РФ ОАО «Россельхозбанк»
2.2. Социально-экономическая характеристика услуг, предлагаемых ОАО «Россельхозбанк»
Основной целью деятельности Костромского регионального филиала «Россельхозбанк» является реализация приоритетного национального проекта «Развития АПК» на территории Костромской области, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами.
2.2. Социально-экономическая характеристика услуг, предлагаемых ОАО «Россельхозбанк»
В настоящее время Россельхозбанк предлагает для малого агробизнеса и сельских жителей около 30 кредитных продуктов.
Банк осуществляет кредитование хозяйствующих субъектов на текущие и инвестиционные цели. Кредиты предоставляются предприятиям и организациям АПК вне зависимости от формы собственности. В области инвестиционного кредитования ОАО «Россельхозбанк» следует государственной политике восстановления и развития современной материально- технической базы агропромышленного комплекса страны.
Программы кредитования населения ОАО «Россельхозбанк» разработаны с целью обеспечения развития и повышения эффективности:
- личных подсобных хозяйств;
- социальной защиты сельского населения в условиях рыночных отношений;
- сокращения разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
- создания основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в области миграционной политики (Приложение 1).
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей преимущества обслуживания банковского счета в Россельхозбанке:
- бесплатные платежи в пользу клиентов ОАО «Россельхозбанк»;
- проведение платежей не позднее следующего рабочего дня;
- возможность дистанционного банковского обслуживания;
- конкурентноспособные тарифы на обслуживание;
- возможность начисления процентов на остаток денежных средств на расчетном счете;
- сопровождение всех операций по внешнеэкономической деятельности;
- осуществление переводов в иностранной валюте.
ОАО «Россельхозбанк» предлагает своим клиентам операции на рынке ценных бумаг:
- брокерское обслуживание;
- операции с векселями;
- операции со сторонними долговыми обязательствами;
- операции РЕПО с эмиссионными ценными бумагами;
- депозитарные услуги;
ОАО «Россельхозбанк» предлагает банкам-корреспондентам услуги расчетно-кассового обслуживания в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.
Для предприятий и индивидуальных предпринимателей разработаны специальные тарифные планы, которые предполагают установление гибких тарифов за расчетно-кассовое обслуживание (РКО) в зависимости от пакета используемых клиентом банковских продуктов и услуг.
ОАО «Россельхозбанк» предлагает для организаций современную и удобную услугу зарплатные проекты с использованием банковских карт, эмитированных банком. В рамках зарплатных проектов Россельхозбанк выпускает как локальные платежные карты, так и карты крупнейших мировых платежных систем VISA International и MasterCard Wordwide.
Зарплатный проект имеет ряд преимуществ, как для самой организации, так и для ее сотрудников. Главными преимуществами для организации являются:
- минимизация расходов, связанных с организацией выплаты заработной платы, а также получением и хранением наличных средств, содержанием штата кассиров (эти функции берет на себя Банк);
- уменьшение расходов на инкассацию (отсутствует необходимость в перевозке и пересчете наличности);
- конфиденциальность при выплате заработной платы;
- отсутствие необходимости депонирования заработной платы сотрудников, не получивших зарплату в срок;
- наличие возможности кроме заработной платы, перечислять сотрудникам другие виды материального вознаграждения.
Основные преимущества реализации зарплатного проекта ОАО «Россельхозбанк» для сотрудников предприятия:
- получать без взимания комиссии наличные денежные средства в пунктах выдачи наличных и банкоматах ОАО «Россельхозбанк» во всех регионах России;
- оплачивать без взимания комиссии товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса;
- получать дополнительный доход к заработной плате в виде процентов по счету;
- оформлять дополнительные карты на имя своих представителей.
Процедура оформления зарплатного проекта и выдачи заработной платы достаточно просты (Приложение 2).
Перечисление средств на заработную плату производится единой суммой, которая на основании предоставленного Вашим предприятием реестра платежей зачисляется Банком на карточные счета сотрудников предприятия.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Банк предлагает размещение денежных средств в рублевые депозиты. Депозиты для предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
При открытии депозитного счета наличие в Банке расчетного (текущего) счета юридического лица или индивидуального предпринимателя не является обязательным условием.
ОАО «Россельхозбанк» предлагает торгово-сервисным предприятиям (ТСП) заключать договор на прием банковских карт международных платежных систем VISA International и MasterCard Wordwide в оплату товаров и услуг (договор торгового эквайринга).
Преимущества торгового эквайринга:
- повышение конкурентноспособности ТСП путем перехода на качественно новый уровень обслуживания клиентов;
- увеличение продаж за счет привлечения новой категории клиентов – держателей платежных карт, не ограниченных имеющейся суммой наличных денежных средств.
Россельхозбанк предлагает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям услуги по выпуску и обслуживанию корпоративных платежных карт международной платежной системы Visa International категории Business и международной платежной системы MasterCard Worldwide категории Business для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2009 году было завершено построение технологической платформы развития бизнеса платeжных карт, в частности – завершена сертификация Банка в платeжной системе MasterCard; получена лицензия платeжной системы VISA на осуществление обслуживания предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате платeжные карты (эквайринг). Таким образом, процессинговый центр Банка получил возможность предоставлять полный спектр продуктов и услуг, востребованных клиентами Банка – как физическими, так и юридическими лицами. В 2009 году также разработан порядок предоставления кредита «Кредитная карта» и внедрѐн новый перспективный продукт «Социальная карта». Внедрена услуга дистанционного банковского обслуживания клиентов – держателей карт «Интернет-офис». Кроме того, Банком разработана и внедрена технология эмиссии безымянных карт «мгновенного» выпуска, позволяющая максимально сократить сроки от момента подачи клиентом заявления на выпуск карты до ее физического получения на руки. Одним из наиболее востребованных продуктов торгового финансирования, обеспечивающих доступность ресурсов западных финансовых институтов для сельскохозяйственных производителей, является предэкспортное финансирование, при котором финансирование предоставляется под будущую экспортную выручку.
Представим характеристику ресурсной базы Костромского филиала ОАО «Россельхозбанк» за 2012-2019 гг. (таблица 6).
Таблица 6
Характеристика ресурсной базы Костромского филиала ОАО «Россельхозбанк» по годам, тыс. руб.
Год |
Собствен-ная ресурсная база |
Темп роста, % |
В том числе |
||||
Средства на бюджет-ных счетах и счетах бюджет-ных фондов |
Счета юридических и физичес-ких лиц |
Депозиты и привлечен-ные средства юридических лиц |
Депозиты физических лиц |
Ценн ые бумаги |
|||
2012 |
4 429 |
0 |
4 429 |
0 |
0 |
0 |
|
2013 |
12 224 |
276,0 |
0 |
5 267 |
0 |
3 127 |
3 830 |
2014 |
61 148 |
500,2 |
0 |
10 434 |
1 000 |
47 014 |
2 700 |
2015 |
107 693 |
176,1 |
0 |
11 833 |
32 000 |
63 860 |
0 |
2016 |
110 517 |
102,6 |
0 |
25 132 |
28 000 |
57 385 |
0 |
2017 |
205 587 |
186,0 |
0 |
65 124 |
31 570 |
108 893 |
0 |
2018 |
401 222 |
195,2 |
0 |
184 464 |
50 122 |
159 636 |
7 000 |
2019 |
645 022 |
160,8 |
0 |
128 627 |
193 006 |
323 389 |
Из таблицы видно, что за 2019 год собственная ресурсная база филиала выросла на 60,8%. По составным элементам произошло следующее изменение: средства на счетах физических и юридических лиц в 2019 году по сравнению с 2018 г. сократились на 30,27%, это может быть вызвано происходящими макроэкономическими процессами как в стране, так и в мире; депозиты и привлеченные средства юридических лиц выросли почти в 4 раза, произошло увеличение средств во вкладах физических лиц. Все это может говорить о том, что потенциальные клиенты высоко доверяют и считают банк надежным и стабильным партнером в экономических отношениях.
Глава 3. Направление и пути совершенствования банковского маркетинга на примере Костромского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»
Анализируя особенности рынка банковских услуг предприятиям г. Костромы отметим следующие.
Во-первых, явная усеченность перечня предлагаемых банками услуг. Так, в частности, Костромской региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» предлагает достаточно стандартный набор услуг предприятиям: кредитование, в том числе овердрафт, депозитные операции, расчетно-кассовое обслуживание, валютные операции. Новые виды услуг не развиваются, и не предлагаются предприятиям г. Костромы. Отчасти это обусловлено экономическим положением самого региона, который не является крупным торгово-промышленным центром в масштабах страны. Вместе с тем, оценкой емкости рынка новых услуг банк на территории г. Костромы не занимается, что не позволяет сделать вывод об обоснованности такой позиции. Отметим лишь то, что общая тенденция предполагает рост потребности предприятий в новых услугах и, соответственно, расширение их рынка (Приложение 3).
Во-вторых, безусловно, костромскому рынку банковских услуг еще далеко до насыщения, однако разрыв между спросом на кредитные ресурсы и их предложением существует. И сокращается он в основном за счет инорегиональных банков. Изменить ситуацию может прорыв в местной экономике, сопровождающийся повышением инвестиционной привлекательности региона.
Возможно, не всеми банковскими услугами воспользуется клиент, однако перевод денежных средств (расчеты с контрагентами), это та услуга, в которой клиент заинтересован всегда. Выбирая услугу расчетно-кассовое обслуживание по своему вкусу и с учетом реальных потребностей, предприятия принимают во внимание правило совершения платежей: если платеж не прошел до определенного времени, деньги будут перечислены только на следующий день. Поэтому - один из важнейших критериев выбора услуг расчетно-кассового обслуживания является продолжительность операционного дня и возможность совершения платежей «день в день».
За последнее десятилетие набор услуг в этом сегменте банковского сектора практически не менялся. Меняются только тарифы и сопутствующий основному пакету услуг сервис.
Традиционно расчетно-кассовое обслуживание (РКО) включает в себя открытие и ведение счетов в рублях и иностранной валюте. При выборе банка, в котором вы намерены обслуживаться, выясните, можно ли открыть мультивалютный депозит, работает ли в банке система удаленного доступа типа «Банк-Клиент», можно ли организовать работу операционной кассы вне кассового узла банка на территории вашего предприятия.