Файл: Современный банковский маркетинг: методы и тенденции развития(Теоретические основы банковского маркетинга ).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга
1.1 Сущность банковского маркетинга
1.2 Методы, типы и факторы маркетинга банка
2.1. Краткая характеристика Костромского РФ ОАО «Россельхозбанк»
2.2. Социально-экономическая характеристика услуг, предлагаемых ОАО «Россельхозбанк»
При этом стратегия ориентируется на максимально возможный в конкретных условиях охват целевого рынка, и овладение определенной долей рынка позволяет укрепить конкурентные позиции предприятия. При разработке целевых рынков прибегают к одному их трех методов (таблица 2).
Таблица 2
Методы маркетинга при разработке целевых рынков[4; 106]
№ п\п |
Метод |
Характеристика |
Достоинства |
1 |
Массовый маркетинг |
ориентируется на массовое предложение своих услуг и стимулирование одной и той же услуги для всех потребительских сегментов |
основное достоинство метода - низкие издержки. Однако при его применении не удается реализовать одно из основных преимуществ маркетинга - приспособление к дифференцированным потребностям потребителей |
2 |
Дифференцированный маркетинг |
в этом случае банки оказывают две или более услуги с различными свойствами, создавая разнообразие услуг |
более приспособленное к дифференцированному спросу |
3 |
Целевой маркетинг |
позволяет выбрать один (иногда несколько) целевых рынков, на котором концентрируется однородный потребительский контингент |
большие возможности для использования всех маркетинговых приемов: варьирования цен, совершенствования формы предоставления услуг с учетом всех нюансов спроса, проведения адекватных рекламных действий |
Используя метод целевого маркетинга, банки ставят своей задачей овладеть максимально возможной долей рынка и разработать концептуальные основы предпринимательской деятельности в рамках выбранного целевого сегмента. Для решения этой задачи можно использовать следующие типы маркетинга (таблица 3):
Таблица 3
Типы маркетинга[9; 100]
№ п\п |
Тип |
Характеристика |
1 |
Недифференцированный маркетинг |
Этот тип маркетинга применим на крупных сегментах, где число потребителей, одинаково реагирующих на одну и ту же услугу, достаточно велико. В рамках такого маркетинга процесс дифференциации заканчивается выбором целевого рынка и не имеет дальнейшего развития. Такой подход уместен в случае реализации стандартизированных услуг (например, для коммунальных и бытовых услуг). Недифференцированный маркетинг имеет ряд недостатков. Во-первых, предприятие, действующее на его принципах, как правило, вначале создает услугу, а затем ищет ее потребителя, что не всегда удается. Во-вторых, действуя на крупных сегментах, предприятие сталкивается с обострением конкуренции. В-третьих; недифференцированный маркетинг приводит к игнорированию мелких сегментов, являющихся зачастую потенциально более выгодными, и к неудовлетворению их спроса. |
2 |
Дифференцированный маркетинг |
Основанный на принципах широкой дифференциации, он используется и применительно к достаточно однородному целевому рынку. В рамках этого рынка дифференцированный маркетинг выделяет узкие сегменты, предлагая видовое разнообразие услуг с помощью разработки отдельного предложения для каждого узкого сегмента. Такая стратегия обеспечивает более глубокое проникновение на целевой рынок и укрепляет конкурентные позиции данного предприятия. |
3 |
Концентрированный маркетинг |
Этот тип маркетинга связан с расширением и специализацией услуг. Завершив дифференциацию своих услуг, предприятие ориентируется на производство одной (или нескольких) специализированной услуги, предназначенной для узкого сегмента. Такой подход позволяет концентрировать усилие в одном направлении, не распыляя всегда более или менее ограниченных ресурсов. Концентрированный маркетинг отличается повышенной долей риска. Риск обусловлен опасностью обострения конкуренции и невозможностью быстрого внедрения в области с более низким уровнем конкуренции, сложностью формирования ассортиментного ряда, возможным опозданием с выводом на рынок нового продукта, а также снижением мобильности продукта предприятия, что может сказаться на его способности своевременно реагировать на изменение спроса. |
При выборе стратегии охвата целевого рынка с помощью определенного типа маркетинга необходимо учесть следующие факторы (таблица 4).
Таблица 4
Факторы маркетинга[14; 219]
№ п\п |
Фактор |
Характеристика |
1 |
Ресурсы банка |
При ограниченных ресурсах наиболее рациональна стратегия концентрированного маркетинга. |
2 |
Степень однородности услуг |
Для производства и реализации единообразных услуг подходит стратегия недифференцированного маркетинга, для разнообразных услуг - дифференцированного маркетинга. |
3 |
Этап жизненного цикла услуги |
На стадии внедрения услуги-новинки целесообразно предоставлять лишь одну ее форму, используя при этом стратегию недифференцированного маркетинга. Но по завершении этой стадии необходимо постепенно внедрять принцип дифференциации вплоть до окончания стадии зрелости, где степень дифференциации, соответствующая выбранной стратегии, получает наибольшее развитие. |
4 |
Степень однородности рынка |
Если потребительская среда достаточно однородна, а выделенные сегменты имеют сходные вкусы и предпочтения и одинаковую реакцию на одни и те же побудительные маркетинговые стимулы, вполне справедлива стратегия недифференцированного маркетинга. |
5 |
Маркетинговая стратегия конкурентов |
Если конкуренты реализуют принцип широкой сегментации, недифференцированный маркетинг совершенно недопустим. Но если конкуренты игнорируют идею дифференциации, использование стратегии дифференцированного маркетинга может обеспечить предприятию непроизводственной сферы значительные преимущества. |
Выбрав целевой рынок и стратегию его охвата, необходимо осуществить процедуру позиционирования своих услуг. Позиционирование услуг есть акция, завершающая комплекс действий по обеспечению конкурентоспособности своих услуг с помощью выбора наиболее эффективного в конкретных условиях типа маркетингового поведения.
Банки могут избрать один из двух путей позиционирования. Первый путь связан с определением своих позиций в отношении конкурентов с точки зрения занимаемой доли рынка. В этом случае банк вступает в конкурентную борьбу за желаемую долю рынка.
Такой путь позиционирования возможен в случае, если:
- банк может предложить услуги более высокого качества, чем услуги конкурентов;
- емкость рынка достаточно велика и позволяет функционировать двум и более конкурирующим организациям;
- банк располагает ресурсами большего объема, чем ресурсы конкурентов. [13; 120]
Второй путь позиционирования - выводить на рынок новые услуги. Таким образом, можно привлечь потребителей, заинтересованных в этих услугах, но не имеющих возможности для их потребления, так как конкуренты их не предлагают. Основным условием реализации такого пути позиционирования является наличие технических и экономических возможностей для производства новых услуг.[7; 20]
Глава 2. Особенности банковского маркетинга г. Костромы на примере Костромского РФ ОАО «Россельхозбанк»
2.1. Краткая характеристика Костромского РФ ОАО «Россельхозбанк»
Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» является кредитной организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «Об акционерных обществах» в целях реализации кредитно-финансовой политики Российской Федерации в агропромышленном комплексе и формирования эффективной системы кредитно-финансового обслуживания агропромышленного комплекса.
Полное фирменное наименование Банка на русском языке – Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк», на английском языке – Russian Agricultural Bank; сокращенное фирменное наименование Банка на русском языке – ОАО «Россельхозбанк», на английском языке – Rosselkhozbank.
Россельхозбанк создан по инициативе Правительства, одобренной Президентом РФ, в 2000 году. Учредителем банка явилось государственное «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО). С июля 2001 года акционером банка является Правительство РФ в лице Федерального фонда имущества, ему принадлежит 100% акций банка.
Основными целями деятельности Банка являются комплексное банковское обслуживание товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства всех форм собственности и видов деятельности, участие в реализации кредитно-денежной и финансово-экономической политики государства в агропромышленном комплексе, внедрение инструментов развитого финансового рынка в механизм финансирования товарного сельскохозяйственного производства и его инфраструктуры.
Банк имеет свою организационную структуру как акционерное общество. Высшим органом управления Банка является общее собрание акционеров. Банк обязан ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года Банка. На годовом общем собрании акционеров Банка решаются вопросы об избрании Наблюдательного совета Банка, Ревизионной комиссии Банка, утверждении аудитора Банка, утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) Банка, о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков Банка по результатам финансового года, а также могут решаться иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.
Россельхозбанк располагает второй по величине филиальной сетью в России – его офисы работают в 78 регионах нашей страны. Быстрое развитие сети дополнительных офисов способствует расширению доступности кредитования и улучшению качества жизни на селе.
Костромской региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» (находится по адресу Проспект Мира 6) был зарегистрирован 11 января 2002 года и приступил к непосредственной работе по обслуживанию клиентов с 28 марта 2002 года. Все эти года филиал динамично развивался. За шестнадцать лет работы он вошел в тройку ведущих банков региона. 15 мая 2007 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Костромской области и Правлением ОАО «Россельхозбанк».
В филиале открыто 14 дополнительных офисов (в том числе 1 в г. Кострома). Тринадцать районов не имеют подразделений регионального филиала, охват районов дополнительными офисами и уполномоченными – 45,8%.
Банк осуществляет банковские операции и проводит сделки в рублях и иностранной валюте, представленные в таблице 5.
Таблица 5
Банковские операции и сделки, проводимые банком
Банковские операции |
Банковские сделки |
а) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); б) размещение указанных в подпункте «а» настоящего пункта привлеченных средств от своего имени и за свой счет; в) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; г) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; д) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; е) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; ж) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; з) выдача банковских гарантий; и) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). |
а) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; б) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; в) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; г) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; д) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; е) лизинговые операции; ж) оказание консультационных и информационных услуг. Банк вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.Банк имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами. |