Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические понятия основных функций менеджмента).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические понятия основных функций менеджмента
1.1 Понятие "Менеджмент" и "Функции менеджмента"
1.2 Планирование как функция менеджмента
1.3 Организация как функция менеджмента
1.4 Мотивация как функция менеджмента
1.5 Контроль как функции менеджмента
2. Анализ основных функций менеджмента на основе организации ПАО "Магнит"
2.1 Краткая характеристика ПАО "Магнит"
Основные задачи мотивации:
- формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда
- обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения
- формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации
Для решения этих задач необходим: анализ процесса мотивации в организациях; изучение индивидуальной и групповой мотивации, если такая имеется, и зависимости между ними; определение изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.[Максимцева М.М., Комарова М.А. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление" / под ред. Максимцева М.М., Комарова М.А. , - 4е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 343 с.стр.142-143]Поведение человек определяется совокупностью мотивов, находящихся в определенном соотношении и образующих мотивационную структуру. Знание мотивов - ключ к пониманию поведения человека и возможностям воздействия на него.[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.36]Мотивация у каждого работника своя, поэтому поддержание на высоком уровне преданности и мотивированности является сложной управленческой задачей.
В теории мотивации существует 2 ключевых понятия - потребность и вознаграждение. Потребность - это ощущение человеком физического или психологического недостатка чего-либо. Вознаграждение - это все то, что человек считает ценным для себя.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд.,стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.179] На рис.№7 приложения показана мотивация человека через его потребности.
Существует несколько теорий мотивации, подразделяемых на 2 группы: процессуальные (в их основе - оценка результатов труда, и восприятие окружающей трудовой среды) и содержательные (основа - потребности работников). [Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.45]
Наиболее известной и часто используемой содержательной теорией мотивации является пирамида иерархии потребностей А. Маслоу, согласно которой все потребности человека разделены на 5 уровней, соподчинены между собой и выполняются последовательно.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.124] На рисунке №8 в приложении показана пирамида иерархии потребностей по А.Маслоу.
Теория А. Маслоу показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека и как менеджер может влиять на поведение человека, предоставляя ему возможность удовлетворять потребности определенным образом.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.160]Первичными (базовыми) потребностями человека применительно к рабочей среде являются:
Физические - заработная плата, отпуск, перерывы в работе, благоприятные условия труда, освещение, отопление и пр.
Потребности в безопасности - гарантированность работы, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.125]
Социальные потребности - командный дух в организации, общение сотрудников в т.ч. и неформальное, социальная активность.
Потребность в уважении - представление более содержательной работы, делегирование полномочий, карьерный рост, привлечение подчиненных к принятию решений.[Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.182]
Потребность в самореализации - реализация своего потенциала, получение новых знаний, расширение области полномочий.[ Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр. 162. ]
Теория Мак-Клелланда также основывается на потребностях, но психологического характера, в которых выделяется 3 вида потребностей: власть, успех, причастность.[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие / В. С. Юкаева - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.46]
Потребность во власти проявляется как желание воздействовать на других людей. Стремление к власти можно разделить на 2 типа: власть- ради властвования и власть ради выполнения ответственной руководящей работы, связанной с решением сложных групповых задач.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.161]По мнению Мак-Клелланда руководители, стремящиеся к власти первого типа редко добиваются успеха, и признания подчиненными. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.183]Потребности во власти могут быть удовлетворены делегированием полномочий.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.162], подготовкой сотрудников к повышению служебного положения, например включением их в кадровый резерв.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.127].
Потребность к успеху проявляется в стремлении ставить перед собой новые цели и достигать их более эффективно, чем ранее. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.183]Для мотивации сотрудников с потребностью в успехе необходимо ставить перед ними задачи с невысокой степенью риска.[Эриашвили Н.Д. и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр.162 ],поощрять их инициативу и отмечать за достигнутые результаты.[Акмаева Р.И. Менеджмент: учебник /Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова, А.П. Лунев.- М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 440с.стр.160].
Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к дружеским отношениям с окружающими, общению. Таких людей привлекает работа, требующая общения и взаимодействия с другими людьми. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.184]
В двухфакторной теории Ф. Герцберга автор выделяет две группы факторов: гигиенические и мотивирующие. Гигиенические факторы по Герцбергу связанны с внешней средой, мотивирующие - с характером и сущностью работы.[Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр.162 ]
К гигиеническим факторам относятся: заработная плата, условия работы, межличностные отношения, политика фирмы по отношению к персоналу, гарантия занятости, стиль руководства, статус, система контроля.
К мотивирующим факторам относятся: личный успех, продвижение по службе, признание и одобрение, возможность творческого и делового роста, высокая степень ответственности.
Процессуальные теории мотивации включают: теорию ожидания, теорию справедливости и теорию Портера-Лоулера. Данные теории анализируют, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает тип поведения в процессе их реализации.[Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.126-128].
Теория ожидания разработана канадским психологом Виктором Врумом, данная теория предполагает, что мотивация зависит от 3 факторов: ожидаемого результата деятельности, ожидаемого вознаграждения от этого результата и ожидаемой ценности вознаграждения(валентности).[Эриашвили Н.Д.и др. под ред. Бордушко И.В., ЛукашевичаВ.В. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с. стр. 164.]Остановимся немного подробнее на этих факторах.
Ожидаемый результат деятельности или связка "усилия результаты" - ожидание того, что затраченные усилия дадут желаемый результат. Например, рабочий может ожидать, что если он в своей работе будет больше стараться, совершенствовать свои навыки, то он станет успевать производить за рабочую смену больше качественной продукции, т.е. повысит производительность своего труда.
"Результаты - вознаграждение" - ожидание определенного вознаграждения за работу. Например, ожидания работника, что повышение производительности его труда приведет к повышению его зарплаты, а перевыполнение плана - к премии.
Валентность - предполагаемая степень удовлетворения или неудовлетворения человека в результате получения им конкретного вознаграждения. Валентность зависит от типа конкретной потребности человека. Например в случае увеличения зарплаты работнику, ожидающему карьерного роста, его валентность будет низкой, а, следовательно, и мотивация.
Таким образом, согласно теории ожидания, высокая мотивация возможна, лишь при высоких значениях всех трех показателей. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.184]
Согласно теории справедливости С. Адамса эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном окружении. [Максимцева М.М., Комарова М.А. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление" / под ред. Максимцева М.М., Комарова М.А. , - 4е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 343 с. стр.148]Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, у работников возникает психологическое напряжение и снижается мотивация. [Маслова Е. Л. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова.- Мо .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 336с,стр.131].
Теория Портера-Лоулера сочетает в себе черты теории ожидания и теории справедливости. Ее суть заключается в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутым результатом. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает свое вознаграждения согласно потраченным усилиям и верит в то, что оно будет адекватно. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное мнение по поводу ценности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно степень удовлетворения. [Максимцева М.М., Комарова М.А. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление" / под ред. Максимцева М.М., Комарова М.А. , - 4е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 343 с. стр.148]
1.5 Контроль как функции менеджмента
Контроль в организации является фундаментальным элементом системы управления. Ни планирование, ни создание организационной структуры, ни мотивация, не могут рассматриваться в отрыве от контроля. [Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко - 4е изд., стер - М.: Университет "Университет", 2018 - 520 с.,стр.194] В ходе контроля осуществляется систематическое наблюдения за деятельностью отдельных работников и коллективов, сравнение фактических результатов деятельности с заданными параметрами для выработки корректирующих воздействий на управляемые факторы. Базу контроля составляет планирование, в ходе которого определяются миссия, цели, задачи и отдельные параметры деятельности организации. [Н.Д. Эриашвили и др. под ред. И.В. Бордушко, В.В. Лукашевича. - Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающимся по экономическим специальностям.- 2е изд., перераб. и доп.М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2015 - 217 с., стр. 135.]
Необходимость контроля вызывается рядом внешних и внутренних причин. К внутренним причинам относится: развитие неблагоприятных тенденций в коллективе, ошибки при прогнозировании воздействия внешней среды, ошибки в планировании и нормировании, изношенное оборудование и отсутствие улучшений условий труда. К внешним причинам относится: внезапные действия конкурентов, срыв графиков поставщиками, поведение потребителей вызывающее изменения на рынке.
Содержанием функции контроля является: сбор и обработка информации о фактических результатах деятельности, сравнение данных с плановыми и выявление отклонений, анализ причин отклонений, разработка и реализация мероприятий по достижению намеченных целей, с учетом складывающейся обстановки).[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс : Учебное пособие - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.39]
Содержанием функции контроля является: сбор и обработка информации о фактических результатах деятельности, сравнение данных с плановыми и выявление отклонений, анализ причин отклонений, разработка и реализация мероприятий по достижению намеченных целей, с учетом складывающейся обстановки.[Юкаева В.С. Менеджмент краткий курс: Учебное пособие/ - 4е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2016.- 104с.,стр.39]
В зависимости от субъекта контроля различают внешний и внутренний контроль.