Файл: .Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из того, что физическая культура является основой воспитания и образования ребенка, она должна быть включена в базисный учебный план образовательных учреждений как федеральный компонент.

Механизм реализации физического воспитания и образования должен осуществляться через:

  • урочные формы занятий по предмету «физическая культура» (физическое воспитание);
  • дополнительные занятия физическими упражнениями и спортом – общеразвивающие секции и кружки;
  • особое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья – подбор индивидуального плана;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
  • внеклассные, неакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия);
  • спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Кроме этого, следует развивать систему мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи.

Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, улучшение физической подготовки допризывной и призывной молодежи.

В общий формат мониторинга может быть включена адаптированная для различных слоев населения система сдачи норм ГТО.

В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить и на проведение детьми досуга совместно с родителями.

Концепция активного семейного отдыха должна быть признана приоритетной на уровне, как пропаганды, так и организации досуга. Для этого необходимо реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов Российской Федерации особый упор необходимо сделать на удаленные регионы и малые города. В эти зоны отдыха должны входить сеть региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, стадионы, туристско-оздоровительные комплексы). К организации досуговой деятельности следует активно привлекать некоммерческие общественные объединения, в том числе на грантовой основе.

Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения, в связи с чем средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения следует создать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.


Ещё одним уязвимым слоем населения являются граждане пенсионного и предпенсионного возраста, которым необходим спорт в качестве ЛФК и общей физкультуры для поддержания и укрепления здоровья. Развитие физической культуры и спорта для трудящихся и пенсионеров должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры, так как взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов - это, прежде всего создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создание индустрии спортивных товаров.

Вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях и в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.

С целью повышения интереса к спорту и приобщения к ведению здорового образа жизни первостепенно необходим мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития общественности через проведение внутриорганизационных соревнований и сдачи адаптированных норм ГТО, создание на этой основе базы данных, которая поспособствует повышению эффективности физической культуры в укреплении здоровья трудящихся.

Необходимо также принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей по средствам организации культурно-массовых оздоровительных мероприятий, создание законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и организаций разных правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения. Привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной деятельности на укрепление материальной базы развития физической культуры;

Серьезное внимание следует уделить вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность лиц имеющих ограничения по состоянию здоровья. В связи с этим необходима разработка системы мер по социально-психологической и физической реабилитации, спортивной подготовке и возврату к трудовой деятельности данного населения.


Немаловажной является физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в региона, которая должна быть направлена на увеличение числа соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения. Главная задача таких соревнований - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность, прежде всего детей, подростков и молодежь.

Следует также уделять внимание развитию национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские клубы. Физкультурно-спортивные клубы по интересам должны работать в условиях льготного налогообложения, особенно для инвалидов, детей-сирот, что позволит им более активно проводить работу по вовлечению широких слоев населения в физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.

Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться коммерческие спортивные центры (фитнес-клубы, фитнес-центры и т.д.), предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие сервисных услуг. Эти центры будут удовлетворять интересам состоятельных людей, желающих заниматься элитными и дорогостоящими видами спорта на платной основе.

В настоящее время большое влияние на общественность оказывают средства массовой информации и Интернет. В связи с этим следует разработать федеральную, региональные и локальные информационные системы, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, представляемым на конкурсной основе средствам массовой информации.

Пропаганда физической культуры должна транслироваться всем слоям населения через все доступные каналы информации, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.

Приоритетные задачи государства при совместной работе с СМИ:

  • повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать ценности физической культуры;
  • активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов (кросс-нации, лыжные гонки и пр.);
  • настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Таким образом, для успешной реализации политики в области спорта необходим комплексный подход и аккумулирование всех механизмов способных позитивно влиять на общественность в целом. Необходимо не только совершенствовать техническую базу и строить спортивные сооружения, но и продвигать спорт на уровне PR компаний. Имиджевые характеристики в современном мире играют важную роль, именно поэтому привлечение молодежи через Интернет, а также в результате работы их спортивных кумиров, послужат толчком к популяризации спорта.

1.3. Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации

За последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград - одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне.

Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене.

Физическая культура и спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая проявляется в двойственной природе услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.

Инвестирование в ФКС обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе.

По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.


В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002 г. по 2008 г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008 г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики под руководством В.Мутко.

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту.

Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое обеспечение. Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу, которая включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.

В середине 90-х годов критическое положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и спорта и, прежде всего, подготовки сборных команд страны. До 1999 года недостаточное финансирование из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию спортсооружений привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной, и сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной поддержки.

Факт, что с 1991 г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20%. По данным федеральной службы государственной статистики, сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно принять около 5 млн. человек, что соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Сложившаяся в Российской Федерации сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений характеризуется не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим требованиям, неравномерно размещены по России.