Файл: .Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные аспекты развития спортивной индустрии в Российской Федерации на современном этапе
1.1. Развитие физической культуры и спорта как направление государственной политики
1.2. Механизм реализации программы по развитию физической культуры и спорта
1.3. Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации
2.Исследование индустрии спорта в Российской Федерации
2.1 Анализ нормативно-правового регулирования индустрии спорта
2.2 Анализ Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации
2.3. Коммерческая деятельность и политика Министерства спорта РФ
3 Перспективы развития индустрии спорта в Российской Федерации
По сравнению с 2011 годом общее число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.
За этими цифрами стоит следующая картина: обеспечение населения России кадрами ФКС составляет сегодня в расчете на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.
ФКС России испытывает дефицит и в отношении научно-исследовательских кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры - главной в ФКС России научно-исследовательской структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ведется по остаточному принципу. Хотя, положительная динамика есть - объем финансирования науки образования в 2006 году составил 140,7 млн. руб.
Существует еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных объектов, как дворцы спорта с искусственным льдом, быстровозводимые сооружения и конструкции с теннисными кортами и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.
Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту, показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.
Однако в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, к таким тенденциям относятся:
- рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;
- рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;
- рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;
- увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;
- рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.
При этом указанные тенденции не носят случайного характера, поскольку обеспечены Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ, а также рядом региональных спортивных программ и подпрограмм.
По результатам исследования Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ) доля населения Российской Федерации, занимающихся спортом с той или иной периодичностью, выросла с 42% в начале 2010 года до 60% в 2018 году:
- 17% респондентов тренируются ежедневно,
- 22% — несколько раз в неделю,
- 10% — раз в неделю,
- 5% — несколько раз в месяц,
- 6% — несколько раз в год.
Каждый или почти каждый день занимаются спортом молодые люди в возрасте 18-24 лет - 23%, люди старшего поколения (старше 60 лет) тренируются достаточно интенсивно, делая упор на занятия на свежем воздухе, - 21%.
При этом мужчины несколько чаще сообщают о регулярных занятиях спортом, чем женщины - 20% против 15% соответственно.
По результатам опроса самые популярные виды спорта среди россиян – легкая атлетика, в том числе бег и спортивная ходьба (37%). Причем по сравнению с 2013 годом, популярность беговых тренировок возросла с 15% до 37%.
Главным препятствием на пути к занятиям спортом россияне называют отсутствие времени (41%).
Чаще об этой причине говорят 35-44-летние (66%) и мужчины (49%). Многие также отмечают плохое состояние здоровья (31%), а каждый пятый (19%) утверждает, что занятия спортом ему не нужны.
Среди прочих барьеров — нехватка денег (16% против 6% в 2013 году) и силы воли (15% против 22% в 2013 году).
Таким образом, важным направлением в деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование управления и организации физической культуры и спорта в стране с целью их стабилизации и оптимизации.
Требуется поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, в том числе сельского, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и дальнейшее распространение его по всей стране.
2.Исследование индустрии спорта в Российской Федерации
2.1 Анализ нормативно-правового регулирования индустрии спорта
Законодательство, регулирующее физическую культуру и спорт, включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации.
Главным актом международно-правового характера, который регулирует вопросы физической культуры и спорта является Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г. Она закрепляет положение о том, что физическое воспитание и спорт — это не просто право каждого человека, это основное право каждого человека и каждый обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развития своих способностей путем физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. [1, ст. 1] Также к иным международным актам относят Спортивную хартию Европы 1992. [7, с. 256].
Теперь, переходя к национальному законодательству, необходимо более детально рассмотреть Конституцию Российской Федерации. В ч.2 ст. 41 КРФ говорится о том, что в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. Также, в соответствии с ней же, ведение вопросами физической культуры и спорта отнесли к совместному ведению РФ и её субъектов (п. «е» ч.1. ст. 72).
Обратимся к федеральному законодательству. Основным Федеральным законом, который будет регулировать вопросы физической культуры и спорта будет являться ФЗ 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Он наиболее детально дает и раскрывает понятийный аппарат, указывает основные принципа законодательства о физической культуре и спорта, устанавливает полномочия РФ, её субъектов и муниципальных образований в сфере физической культуры и спорта. По данному закону, спорт является сферой социально культурной деятельности, как совокупности видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним, а физическая культура — это целая часть культуры, которая является собой сумму ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и становления здорового образа жизни, соц. адаптации посредством физического воспитания, подготовки и развития. [3, ст. 2] Данный Федеральный Закон можно назвать основным актом, регулирующим правоотношения в данной сфере. Следует отметить такой факт, что некоторые ученые считают, что данный закон говорит о том, что понятие «законодательство о спорте» используется в узком смысле, то есть это только сами законы. В широком же смысле — это ещё и иные нормативно-правовые акты. [8, с. 85]
Исходя из этого, следует сказать, что есть и подзаконные акты, которые регулируют правоотношения в сфере физической культуры и спорта. Первыми среди таковых будут Указы Президента РФ. Одними из последних и важнейших можно указать следующие указы: Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» [4] и Указ Президента РФ от 28 июля 2014 г. N 533 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на знаках отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)».
Следующим органом государственной власти будет Правительство Российской Федерации. Им была разработана целая федеральная целевая программа, направленная на развитие физической культуры и спорта в РФ. Она указывает на необходимость создания условий для систематических занятий физкультурной и спортом и повысить эффективность системы подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Эта программа оформлена соответствующим Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы»». [5]
Но Президент РФ и Правительство РФ — это органы общей компетенции, которые рассматривают вопросы правового регулирования физической культуры и спорта в целом. Органом отраслевой компетенции в данной сфере, который издает более четкие и детальные акты в данной сфере будет являться Министерство Спорта Российской Федерации. Оно издает свои акты, которых огромное множество, и каждый из них имеет свою конкретику. Одни затрагивают конкретные виды спорта, одни направлены на выполнение и реализацию каких-либо крупных спортивных мероприятий, третьи затрагивают вопросы аккредитации спортивных учреждений. Среди таких актов можно выделить Приказ Минспорта России от 31.10.2017 N 946 «О коллегии Министерства спорта Российской Федерации», Приказ Минспорта России от 12.12.2017 № 1064 «Об объявлении государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации по виду спорта «серфинг»» и другие приказы.
Субъекты РФ имеют аналогичную систему актов, издаваемых в сфере спорта и физической культуры. Конституции и Уставы субъектов исходят из положений Конституции РФ, в большинстве случаев дублируя её с заменой или изменением соответствующих норм и статей. Субъекты РФ также занимаются разработкой и созданием законов, регулирующих вопросы физической культуры и спорта. Так, например, в Республике Башкортостан, есть Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года N 68-з «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан». [6] Подзаконные акты о спорте могут также принимать Курултай РБ, Глава РБ и Министерство молодежной политики и спорта РБ.
По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта могут приниматься также и муниципальные правовые акты.
В целом, в законодательстве четко отражены конкретные предложение и ожидаемые результаты, что является эффективной мерой в формировании спортивного потенциала государства. [9, с. 27]
Таким образом, можно подвести краткие итоги и сказать, что законодательство, отвечающее за правовое регулирование вопросов физической культуры и спорта, оставляет за собой не малую часть во всей правовой системе Российской Федерации. Все источники права, законы и подзаконные акты в данных сферах очень детально и конкретно раскрывают все вопросы, касающиеся данных институтов на всех уровнях правового регулирования, как на федеральном, так и на региональном, а также и местом.
2.2 Анализ Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.
В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.
Улучшение социально-экономического положения страны в последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы.
За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуется федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".
Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.