Файл: .Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов.

Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;

4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.

2.3. Коммерческая деятельность и политика Министерства спорта РФ

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Спортивная индустрия становится важной и неотъемлемой частью отраслевой экономики страны. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения.


Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спортивных мероприятий. В этой системе находятся значительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресурсов.

Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая, в свою очередь, позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта [3, с. 71].

Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок. Рынок спортивных товаров:

– потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;

– производители: коммерческие организации.

Рынок спортивных услуг:

– потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;

– производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерческие физкультурно-спортивные организации (секции и др.).

Предпринимательская деятельность в индустрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом. Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных мероприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя ярким зрелищем, престижем планируемого мероприятия, положительными впечатлениями и, самое главное, спортивными результатами. Целевой аудиторией в индустрии спорта являются: зрители и болельщики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных мероприятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический результат [1, с. 143].

Основным потребителем в индустрии спортивных мероприятий является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спорт-баре. Хотя, безусловно, самый желанный клиент для спортивных организаций – это тот, кто приходит непосредственно на стадион. Именно этот зритель покупает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, а также пользуется различными сервисами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и рекламодателя, а также красивой телевизионной картинки. Привлечь такого потребителя – значит иметь возможность активной рекламы смежных товаров и услуг.


Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, которая приглашает его посмотреть спортивное соревнование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособности спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т. п.) [2, с. 59].

В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь, ориентируясь на конечных потребителей индустрии спорта.

Однако многие предприятия спорта зависят от политики Министерства спорта РФ. К примеру, производители, ориентированные на гос. закупки, остро реагируют на сокращение бюджета в отношении спортивной индустрии.

Само же государство, посредством ответственных структур, является активным участником индустрии спорта. Так, согласно отчету Министерства спорта РФ, за 2013 год были достигнуты основные запланированные результаты.

Привлечено к систематическим занятиям физической культурой и спортом 36 млн человек, из которых более 540 тыс. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [4, c. 160]. До 270,5 тыс. единиц увеличена сеть спортивных сооружений, доступных для различных категорий и групп населения, 18 % из них адаптированы для возможности занятия спортом инвалидов.

Сеть спортивных сооружений способна единовременно принять свыше 7 млн человек. Обеспечены успешная подготовка и проведение следующих мероприятий с участием спортивных сборных команд Российской Федерации: - чемпионаты мира и Европы 2013 года; - XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казань; - XIV чемпионат мира ИААФ по легкой атлетике в г. Москва; - VI Кубок мира по регби-7 в г. Москва; - II Всемирные Игры боевых искусств в г. Санкт-Петербург. Разработан и принят Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и план его реализации [5, c. 32].

Достигнутые результаты позволили достичь следующих показателей: - доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения – 27,1 %; - уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта – 26,2 %; - доля спортивных объектов, подлежащих к использованию в сфере физической культуры и спорта в постсоревновательный период XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казань, в общем количестве спортивных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казань – 100 %. Анализ данных о финансировании физической культуры и спорта в России (табл. 1) показал, что наибольших затрат требует заработная плата работников физической культуры и спорта (33,7 %), а также инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений (20,3 %).


Меньших затрат требуют капитальный ремонт спортсооружений (3,2 %) и приобретение спортивного оборудования и инвентаря (5 %). Рынок же спортивных услуг менее резко реагирует на бюджет Министерства спорта РФ.

Во многом успех коммерческого предприятия индустрии спорта зависит от рекламной компании того или иного вида спорта, качества предоставляемых услуг, а также общей экономической ситуации в стране [6–9]. В эту отрасль входят многочисленные школы, студии, фитнес-центры и прочие организации, оказывающие подобные услуги [10, c. 97].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что индустрия спорта во всех ее проявлениях в значительной степени подвержена внешним факторам и зависит от экономической ситуации в стране. Этой отрасли важны как финансовая поддержка государства, так и спонсорская помощь, а определенное направление политики развития спорта в России.

3 Перспективы развития индустрии спорта в Российской Федерации

Исходя из результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что спорт в Российской Федерации в последнее время стал развиваться ускоренными темпами, это связано с крупными имиджевыми событиями – Олимпиада 2014, ЧМ-2018, Универсиада в Казани и др.

Кроме того, растет спрос молодежи на федеральные проекты в области спорта - крупнейшие программы, созданные при поддержке Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту. Это такие проекты, как «Дети России», «Патриотическое воспитание молодежи», «Молодежь России». Эти программы преследуют цель создания единой системы популяризации занятий спортом.

Молодежь особенно привлекают экстремальные виды спорта. Например, велоспорт, сноуборд, скейтборд. Эти виды спорта притягивают риском. С их помощью можно выплеснуть адреналин, показать себя, завести друзей, близких по духу. Именно поэтому представители молодого поколения так любят занятия этими видами.

Кроме того, сейчас как никогда требуется совершенствования содержание, структуры, нормативно правовой базы юношеского спорта, увеличение хозяйственного экономического потенциала, социальной поддержки работников спортивной сферы, пропаганды спорта среди подрастающих поколений, популяризации занятий спортом и здорового образа жизни в СМИ, материальное стимулирование активно занимающихся физической культурой и спортом.


Социологические опросы жителей разных регионов Российской Федерации и молодых спортсменов, их тренеров и родственников, позволили выделить динамику настроений и мнений, оценок по отношении к проблемам спорта, скорректировать реализацию намеченных планов работы с детьми, подростками и молодежью. Достаточно большой интерес представляет идея сегментации сборной России на команды федеральных округов. Благодаря этому, сейчас есть возможность получить информацию о состоянии спорта в каждом из регионов из первых рук.

Система поддержки здорового образа жизни молодежи - реальный путь защиты ее здоровья. Помимо этого, развитие физической культуры и спорта является важной частью молодежных движений.

Необходимость сохранения и укрепления традиций физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в России очевидна, и на сегодняшний день нужно в первую очередь усиливать работу по месту жительства детей и молодежи, укреплять существующую материальную, спортивные площадки. Нельзя ограничиваться лишь сдачей спортивного объекта локального значения в действия, а проводить регулярные проверки дворовых спортивных сооружений, контролировать их использование по назначению. Например, детские спортивные площадки довольно часто используются для выгула собак и распития спиртных напитков.

Необходимо отметить, что совершенствование физической культуры и спорта в Российской Федерации должно занимать одно из ключевых мест в долгосрочном государственном планировании. Ведь рассматривая мировую экономку, можно заметить, что благосостояние граждан напрямую зависит от экономического роста страны, чей расцвет совпадает с пиками популяризации физической культуры. Примерами могут служить как Древняя Греция, так и современный Китай, рвущийся в лидеры современной экономики. Это все связано со здоровьем нации, ведь оно очень сильно сказывается на экономике страны, ведь здоровые и физически активные граждане обладают более высокой работоспособностью и возможностями для самореализации.

Если сейчас количество занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью в стране увеличивается в год примерно на 1,5-2 млн. человек, то для выполнения целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации нужно будет добиваться ежегодного прироста занимающихся примерно на 5 млн. человек, для чего планируются иные подходы, использование новых технологий, как в организации всей работы, так и в ее содержании.