Файл: .Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные аспекты развития спортивной индустрии в Российской Федерации на современном этапе
1.1. Развитие физической культуры и спорта как направление государственной политики
1.2. Механизм реализации программы по развитию физической культуры и спорта
1.3. Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации
2.Исследование индустрии спорта в Российской Федерации
2.1 Анализ нормативно-правового регулирования индустрии спорта
2.2 Анализ Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации
2.3. Коммерческая деятельность и политика Министерства спорта РФ
3 Перспективы развития индустрии спорта в Российской Федерации
Предусматривается два этапа реализации Стратегии: первый этап 2009 - 2015 годы и второй этап 2016 - 2020 годы.
Из основных целевых ориентиров Стратегии, представленных на таблицах, в первую очередь необходимо отметить, что количество систематически занимающихся физической культурой и спортом должно увеличиться более чем в 3 раза, в том числе лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов - более чем в 5 раз.
Нам надо увеличить уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, с 22,7% до 48% в 2020 году. Если продолжать имеющуюся практику развития инфраструктуры, то существующее количество спортивных сооружений - примерно 238 тыс. - должно быть увеличено примерно до 500 тыс. объектов. Но если мы даже сохраним имеющиеся темпы возведения объектов спорта до проявления кризисных последствий (примерно 4 тыс. объектов в год), то к 2020 году будем иметь менее 300 тыс. объектов, а не 500 тыс. как показывает арифметический подход. Что касается обеспечения объектами спорта подготовки спортсменов высокого класса, то в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" уже запланировано введение 10 региональных тренировочных центров, 6 федеральных тренировочных центров, 5 баз олимпийской подготовки и 20 федеральных объектов подведомственных учебных заведений Минспорттуризма России.
В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на первом этапе (2009 - 2015 годы) и на втором этапе (2016 - 2020 годы) определены:
1) увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе - с 15,9 процента в 2008 году до 30 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 40 процентов в 2020 году);
2) увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 34,5 процента до 60 процентов и на втором этапе - до 80 процентов);
3) увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории (на первом этапе - с 20,2 процента до 35 процентов и на втором этапе - до 50 процентов);
4) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 3,5 процента до 10 процентов и на втором этапе - до 20 процентов);
5) достижение объема недельной двигательной активности населения (на первом этапе - от 6 до 8 часов при не менее чем 2-3-разовых занятиях и на втором этапе - 6 - 12 часов при не менее чем 3-4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан);
6) увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта (на первом этапе - с 295,6 тыс. человек до 320 тыс. человек и на втором этапе - до 360 тыс. человек);
7) повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (на первом этапе - с 22,7 процента до 30 процентов и на втором этапе - до 48 процентов);
8) успешное выступление спортивной сборной команды на летних и зимних Параолимпийских играх;
9) победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, вхождение в тройку призеров на играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх, а также победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани.
Реализация Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета (в том числе средств от проведения Всероссийской государственной лотереи "Спортлото 5 из 36"), бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств. Объем финансирования Программы в 2006 - 2015 годах составляет 106655 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 53613 млн. рублей (в том числе 26894 млн.рублей за счет средств, подлежащих перечислению от проведения лотереи), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 47962 млн. рублей, за счет внебюджетных средств - 5080 млн. рублей (размер средств подлежит согласованию с потенциальными инвесторами).
Можно сделать достаточно неутешительный вывод о ситуация с площадками для занятий спорта удовлетворяет сегодня только, если рассматривать крупные города (Москва, Санкт-Петербург). В регионах, и в частности, в Саратовской области площадок и инвентаря недостаточно. Но и здесь, думается, ситуация в скором будущем должна измениться в лучшую сторону. Однако остается надеяться, что это покроется предусмотренным из федерального бюджета финансированием и данные проблемы в ближайшее время перестанут быть актуальными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав индустрию спорта в Российской Федерации можно сделать вывод, что в данной сфере в последние годы наблюдаются позитивные изменения. Однако, государственная политика нуждается в доработке. Государственная политика в области физической культуры и спорта должна предусматривать, прежде всего:
- создание условий, способствующих развитию физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни и достойному выступлению российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях;
- формирование понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом и стремления к повышению степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
- создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни.
К числу главных направлений в реализации этой политики относится создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта.
Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта, а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта в стране.
Законодательного обеспечения требует финансовая политика, которая способствует развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. В связи с этим в будущем расходы на физическую культуру в бюджете Российской Федерации должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее 1-2% расходной части бюджета.
Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, особенно для поддержания спорта высших достижений (олимпийского и профессионального).
Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:
- организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни;
- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России к участию в Олимпийских и Параолимпийских играх.
Кроме того, необходима законодательная проработка вопросов, связанных:
- с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;
- с принятием правовых решений по проблемам массового оттока российских спортсменов, особенно молодых, и специалистов за пределы Российской Федерации.
Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта, как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.
Важным направлением в деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование управления и организации физической культуры и спорта в стране с целью их стабилизации и оптимизации.
Требуется поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, в том числе сельского, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и дальнейшее распространение его по всей стране.
Государственным органам исполнительной власти, и в первую очередь местным, совместно с работниками физической культуры и спорта необходимо акцентировать внимание на том, как решаются вопросы:
- финансирования детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых соревнований, а также мероприятий по проверке физической подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;
- укрепления нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;
- совершенствования системы страхования в спорте;
- подготовки специалистов по вопросам менеджмента, дошкольного физического воспитания, пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание государственного и общественного управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно-спортивных объединений в развитии видов спорта.
Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта, формировании у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижении нашими спортсменами побед на Олимпийских играх имеют качество профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных исследований.
В связи с этим необходимо:
- обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности;
- создать в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;
- обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) по физической культуре, оказывать им постоянную помощь в работе;
- разработать и внедрить систему сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающую систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией.
Преобразование среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры должно осуществляться как по традиционному пути, т.е. включением известных специальностей, имеющихся в соответствующем классификаторе направлений и специальностей высшей школы, так и созданием новых специальностей, вытекающих из направления физической культуры, а также новых междисциплинарных специальностей.
Организация научных исследований в области физической культуры и спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного движения.
Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются:
- разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;
- научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;
- организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма;
- теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.