Файл: Система показателей оценки уровня и качества жизни населения (Критерии оценки ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Качество жизни является сложным понятием и определяется целым комплексом показателей: достойный уровень благосостояния, отсутствие экологических проблем, хорошо развитая транспортная инфраструктура, высокий уровень образования и здравоохранения и т.д. Не вызывает сомнения, что не только в различных регионах страны, но и на территории одного региона уровень и качество жизни населения существенно отличаются. Кардинально ситуация изменить быстро в большинстве случаев нельзя, но всегда имеется возможно ее улучшить. Именно эта задача должна являться приоритетной для руководства страны, поскольку существенный разрыв в качестве и уровне жизни населения на территории одного государства является недопустимым.

Безусловно, многие региональные различия заданы географически и климатически, и в среднесрочной перспективе диспропорции изменить сложно.

Здесь должны быть приложены усилия не только региональных властей, которые в силу особенностей государственного устройства и ограниченности бюджета не в состоянии радикально изменить ситуацию. Основная определяющая роль должна принадлежать федеральному центру. Но для этого необходимо, в первую очередь, регулярно проводить диагностику сложившейся ситуации в регионах и определять ключевые факторы, определяющие различия регионов по качеству жизни, для разработки стратегических планов развития территорий.

Степень разработанности проблемы: Вопросам качества жизни посвящено значительное количество работ. Качество жизни населения регионов России освещены в работах И.В. Гришиной, О.В., Г.П. Петропавловой, Н.В. Зубаревич и др. Выявление приоритетов социально-экономического развития региона разработаны М.А. Исакиным.

Объект исследование – качество и уровень жизни населения.

Предмет исследования – показатели оценки уровня и качества жизни населения на территории Тюменской области.

Целью исследования является определение качества и уровня жизни населения в Тюменской области.

Заданная цель диктует необходимость решения ряда задач:

- изучить понятие качества и уровня жизни. Критерии оценки;

- рассмотреть территориальные особенности уровня и качества жизни;

- дать комплексную оценку уровня и качества жизни населения Тюменской области в территориальном разрезе;

- провести анализ качества и уровня жизни населения Тюменской области.

В исследовании применялись экспертный, сравнительный, статистический и графический методы анализа с элементами системного подхода.


Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованных источников. Методологическую базу исследования представляет научная литература, периодические издания, материалы сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Понятие качества и уровня жизни. Критерии оценки

Жизнедеятельность современного общества в Российской Федерации характеризуется бурными социальными процессами, которые тесно связаны с изменением системы общественных отношений, развитием рыночной экономики, гражданских институтов и демократии в политической системе[1]. Новые общественные отношения, сформированные в условиях глобализации социальных связей, как изменили основу экономических отношений в обществе, так и трансформировали правовую и политическую систему. Соответственно подверглись изменению образ жизни и система ценностей населения. Данные изменения происходили на неблагоприятном фоне экономической и социальной дифференциации, повлекшей рост экономического неравенства. Соответственно резко увеличился «разрыв» в возможности людей удовлетворить свои социальные и витальные потребности. В связи со значительными изменениями в сфере распределения (и, соответственно, потребления) общественных благ проблема качества и уровня жизни различных слоев населения стала приобретать все большее значение.

Теоретические подходы к исследованию качества жизни имели место еще со времен Древней Греции, с утверждения Аристотеля, что «цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Однако наибольший вклад в формирование научных представлений о качестве жизни внесли классики английской и французской политической экономики: А. Смит, Дж. Бентам и др. В научной практике качество жизни используется различными общественными дисциплинами для описания политических, социальных, экономических, экологических, культурных и иных условий жизни населения, характеризуя качественную сторону в отличие от количественной. Специфику аспектов рассмотрения качества жизни определяет объект и предмет каждой науки. Например, в экономике делается акцент на экономических отношениях, на прибыли и доходности. Также экономистами рассматриваются способы удовлетворения материального и духовного спроса населения. Но при том абсолютно не учитывается возможность формирования данного спроса, воспитательное значение условий жизни на население. В политологии за основу выдвигается идеологическое наполнение понятия, связанное с формированием правового государства и гражданского общества. С точки зрения политологии, эффективная деятельность института местного самоуправления, усиление правовых основ являются условиями повышения качества жизни за счет повышения качества демократии. Психология трактует качество жизни через индивидуально-личностный уровень удовлетворения потребностей. Самое полное и широкое понимание качества жизни отражено в социологии, так, как только социологический подход позволяет полноценно раскрыть содержание этой категории. Именно характеристики и закономерности качества жизни являются объектом и предметом изучения социологии. Благодаря социологическому подходу можно рассматривать в комплексе уровень жизни (экономические показатели), образ жизни (характерные особенности повседневной жизни), формирование ценностно-нормативной системы общества, направленного на пользу и созидание, духовность и еще множество составляющих. Помимо этого, социология позволяет рассматривать данные феномены на трех уровнях: уровне индивида, групповом уровне и социетальном (общественном) уровне. Подобная комплексность просто невозможна в рамках другой науки[2]. Если рассматривать историю трансформации представлений о качестве жизни, то можно заметить, что концептуальные интерпретации «качества жизни» представляют эклектическую смесь экономических, социальных, философских, политических теорий и идей. В целом интерпретации можно условно разделить на два направления: объективистский и субъективистский подходы.


1. Объективистский подход основывается на концепции «экономического человека». При этом он представляет собой определенный синтез качеств индивида: расчетливость, стремление к материальным благам, эгоизм. Исходя из данного подхода, качество жизни представляет собой качество физической и социальной окружающей среды, дающей возможность реализовать нужды и потребности.

2. В противоположность ему, субъективистский подход основывается на социально-психологических концепциях, опирающихся на ценностные установки и переживания. В соответствии с субъективистским подходом элементами качества жизни являются: счастье, удовлетворенность жизнедеятельностью, самочувствие.

Не следует смешивать понятия «качество жизни» и «уровень жизни». Выбор показателя качества жизни в виде результирующего показателя полностью согласуется со статьей 7 Конституции РФ[3] и положениям Конвенции 117, которые являются основополагающими при выработке государственной социальной политики[4]. Если термин «уровень жизни» был впервые введен ООН (Положения Всеобщей декларации прав человека, статья 259), то интерес к «качеству жизни» возник в середине 50-х годов прошлого века. Именно на этот период пришлось усиление движения за права человека, укрепление национальных и международных институтов, провозглашение новых гуманистических приоритетов. Показатель «уровня жизни» помогает представиться общую картину среднего уровня жизни в стране, но не может оценить качественную составляющую развития общества. Именно поэтому возникла необходимость дополнить его рядом других качественных показателей, характеризующих ситуацию в стране и позволяющих ее корректировать. Таким образом, возникла необходимость наряду с «уровнем жизни» оперировать понятием «качество жизни». Начальная попытка сделать акцент на качественные характеристики привела к появлению нового понятия - «образ жизни». Между категориями «уровня жизни» и «качества жизни» существует определенный тип зависимости, называемый некоторыми исследователями генетическо-диалектическим. Зависимость выражается в том, что качество жизни в своей основе имеет определенный уровень материального благосостояния, развития культуры, науки, экономики и т.д. Таким образом, качество жизни становится показателем, снимающим ограниченность показателя «уровень жизни» измерением тех «качественных условий удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению»[5]. Показательно, что в ходе дискуссий между представителями различных направлений складывалась научная концепция качества жизни, обусловленная осознанием ограниченности экономического подхода к решению социальных проблем[6]. На протяжении последних лет ученые постоянно разрабатывают в первую очередь именно социальные показатели качества жизни, рассматривают аспекты детерминации образа и уровня жизни, их соотношение[7].


Согласно российской школе экономики труда и оценки жизни населения, ярким представителем которой был С. А. Айвазян, понятия уровня, качества и образа жизни определяются следующим образом[8]:

Уровень жизни – степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения, задающих благосостояние людей.

Качество жизни – совокупность природно-климатических, экологических, производственно-технологических, институционально-организационных, политико-правовых и социальных условий (качество труда, безработица), в которых люди осуществляют жизнедеятельность.

Образ жизни – это целевые жизненные установки, включая идеологию (религию), населения страны, вытекающие из традиций, включая правовые традиции, историю народа, организацию быта, семейных отношений, формирующие модели социального поведения (определяет качество человеческого потенциала и его эффективность, результаты труда и производительность, отношение к труду, образованию, профессии, другим агентам, правительству и решениям).

Однако до сих пор все же нет единого подхода к определению качества и уровня жизни. Уровень жизни чаще всего рассматривают в двух аспектах: широком и узком смысле слова. В узком смысле «уровень жизни» - достигнутый уровень потребления населением материальных благ и услуг. В широком смысле «уровень жизни» включает в себя весь комплекс социально-экономических условий жизни общества.

В настоящий момент большинство исследователей подразумевают под понятием «качество жизни» некоторую комплексную характеристику населения, определяющую социально-экономическое положение в совокупности условий, обеспечивающих жизнедеятельность человека на заданной территории. При этом основные свойства качества жизни появляются во взаимодействии с внешними объектами. Известный российский социолог и экономист Е.В. Фахрутдинова выделила основные объединяющие подходы концепций, которые сводятся к следующим положениям:

1. Качество жизни представляет совокупность определенных жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, условия существования, структуру потребностей, удовлетворенность индивида жизнью, социальными отношениями и состоянием окружающей среды.

2. Важная особенность современных подходов к определению понятия – признание отдельно существующих (и взаимосвязанных) объективной и субъективной составляющей в оценке качества жизни. При этом объективная сторона определяется статистическими и нормативными характеристиками, позволяющими судить о степени удовлетворения обоснованных интересов и потребностей людей[9].


В некоторых современных исследованиях качество жизни предлагается рассматривать с позиции системного подхода, как системную целостность, выражающуюся через взаимосвязи ее составляющих: качество здоровья, качество окружающей среды, качество культуры (см. Рис.1.1).

Рис.1.1 Модель качества жизни как целостной системы

В системном подходе центр тяжести находится в выделении особых целостных свойств, в схватывании особой сущности целого, рассматриваемого как многое[10]. Подобная трактовка позволяет считать понятие не конгломератом аморфных разрозненных частей, а именно системой. Взаимосвязь таких составляющих, как здоровье, качество образования, качество культуры и т.д., переносит перечисленные элементы на качественно новый уровень, чем и является качество жизни. Таким образом, системность определяется качеством целостности и качеством взаимосвязей между составляющими. При системном подходе исходной неделимой целостностью качества жизни является духовность.

Актуальным и интересным представляется подход к качеству жизни с позиций характеристик современного общества, как глобального общества риска[11]. С позиций «общества риска» организующим общее социальное пространство началом становится безопасность. Именно безопасность становится основной рационального поведения в современном обществе. В данном ключе качество жизни индивида будет определяться именно рисками, так как уровень риска является фундаментальным фактором безопасности. Таким образом, в свете понятия качества жизни, риски – все явления, события, процессы, которые могут вызвать неблагоприятные изменения состояния человека (ущерб здоровью, изменение социального, материального положения и т.д.). Соответственно, качество жизни – совокупность рисков, опасностей и угроз, характеризующих условия жизнедеятельности человека, реализация которых может привести к неблагоприятным последствиям для индивида.

Анализ методов измерения качества жизни провел российский ученый В.А. Ильин[12]. Он указал три вида концепций в зависимости от выбора лица, с позиций которого производится оценивание:

- объективные концепции, акцентирующие не зависящие от чьего-либо мнения показатели жизненных условий;

- субъективные – изучающие представления населения об их жизненных условиях;

- концепции, сочетающие субъективные и объективные факторы.