Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы функций менеджмента
1.1 Сущность функций менеджмента
1.2 Основные и дополнительные функции менеджмента
2. Планирование как функция менеджмента
2.2 Организация как функция менеджмента
2.3 Контроль как функция менеджмента
2.4 Мотивация как функция менеджмента
Введение
Владение искусством управления бизнесом делает его успешным и рентабельным, формирует правильные позиции в цепочке «руководитель — подчиненный», расставляет приоритеты в применении эффективных управленческих методик. Создать бизнес — не самая сложная задача. Важно понять правила и законы, по которым происходит его функционирование, предвидеть трудности на этапах развития компании и своевременно их скорректировать.
Предприятия, работающие в современных условиях, связаны с определенными процессами, которые протекают внутри них. Суть менеджмента проявлена в его функциях, которые представляют собой совокупности задач, необходимых к решению. В условиях работы предприятия функции расширяются, усложняются и дифференцируются по причине роста масштабов хозяйственной деятельности, диверсификации производства. Управленческая деятельность включает сочетание определенных функций, направленных на решение специфических и сложных проблем связи отдельных подразделений предприятия. Именно поэтому тема данного курсового исследования является весьма актуальной.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании основных функций менеджмента.
В соответствии с этой целью основные задачи курсовой работы следующие:
- изучение теоретических аспектов функций менеджмента;
- детальное подробное изучение основных функций менеджмента.
Объект данного курсового исследования – функции менеджмента.
Предмет исследования - менеджмент.
Методологической основой исследования послужила специальная литература по менеджменту, кадровой политике, управлению персоналом: учебники, учебные пособия, справочная информация, статьи и др.
Анализ изученных источников и литературы показал, что в разработке теоретических основ принимали участие многие ученые и специалисты, кроме того, «оттачивание» функций управления активно шло и на местах, где практики-менеджеры внедряли свои передовые идеи в организации. Так, в качестве примера можно назвать таких знаменитых специалистов и авторов популярных изданий: Майкла Мескона «Основы менеджмента» [15] и Тейлора Фредерика Уинслоу, «Менеджмент» [17], которые внесли значительный вклад в развитии науки управления и функций управления в частности.
Также необходимо отметить таких авторов как Георгий Лигинчук («Основы менеджмента»), который в своей работе противопоставляет фигуру ученого или эксперта в области менеджмента, руководителю-практику, обладающего определенной форой перед теоретиком в силу практических умений и навыков [9]. Кроме этого сам процесс управления в книге Георгия Георгиевича рассматривается как один из самых увлекательных и сложных видов человеческой деятельности, которым занимаются миллионы людей во всем мире. Автор пытается ответить на вопрос: что такое менеджмент — искусство, ремесло или наука?
Автор книг «Менеджмент: учебное пособие», «Основы менеджмента» Владимир Рафаилович Веснин рассматривает менеджмент сквозь призму взаимоотношений руководителя и подчиненных, в том числе и в рамках реализации ими основных функций менеджмента[1].
Владимир Викторович Глухов, автор книги «Менеджмент», в своей работе изложил основные разделы менеджмента, как науки практики и искусства управления, привел методы управления как стратегического, так и тактического уровня, предлагает советы по структурированию организации, подбору персонала и мотивации [3].
При исследовании и изучении менеджмента нельзя не обойти стороной и Михаила Ивановича и Натальи Юрьевны Кругловых, которые в своем труде «Стратегический менеджмент» подробно освещают процесс формирования эффективного механизма стратегического управления. Особое внимание в книге уделяется изучению системы мотивационных, экономических, организационных и правовых механизмов, как основных функций менеджмента [8].
В целом, что касается современного состояния источников и литературы по менеджменту, можно сказать, что сейчас много учебников, монографий и просто специальных тематических изданий по данной тематике.
Курсовая работа состоит из введения, основной части - двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Теоретические основы функций менеджмента
1.1 Сущность функций менеджмента
Функции менеджмента представляют собой вид деятельности, базирующийся на разделении и кооперации управления. Функции менеджмента характеризуются определенной стабильность, однородностью, сложностью воздействия на объекты со стороны субъектов управления[2, с.16].
С помощью функций управления происходит отражение содержания процесса управления, конечным результатом которого является выработка управленческого воздействия (команд, приказов), направленного на достижение поставленных целей. Один сотрудник может исполнять несколько функций, а также несколько сотрудников могут приводить к исполнению только одну функцию[2, с.112].
Основные и дополнительные функции выделялись большинством авторов, при этом к общим функциям они относили процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Часто в число данных функций включают и координацию, но иногда ее принимают за подфункцию, с помощью которой проходят согласование основные и дополнительные (специальные) функции менеджмента [5, с.64].
Таким образом, функции менеджмента представляют собой вид деятельности, базирующийся на разделении и кооперации управления. Функции менеджмента характеризуются определенной стабильность, однородностью, сложностью воздействия на объекты со стороны субъектов управления. С помощью функций управления происходит отражение содержания процесса управления, конечным результатом которого является выработка управленческого воздействия (команд, приказов), направленного на достижение поставленных целей. Основные и дополнительные функции менеджмента - составные части любого процесса управления все зависимости от особенностей той, или иной организации (ее размеров, назначения, форм собственности и т.д.).
1.2 Основные и дополнительные функции менеджмента
Процесс управления (менеджмента) включает в себя пять связанных между собой функций, которые составляют общие функции менеджмента. Это процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроли[5, с.54]. Основные функции взаимосвязаны и образуют систему, а дополнительные функции менеджмента лишь подкрепляют их и способствуют их лучшему протеканию. Основные функции менеджмента представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Основные функции менеджмента и связующие процессы
Источник: [5, с.55]
Основной функцией управления считается планирование, которое представляет собой вид деятельности в сфере формирования средств воздействия для достижения поставленных целей.
Мотивация – еще одна важная функция менеджмента, включает в себя процесс побуждения людей к деятельности путем воздействия внутренних и внешних движущих сил. Мотивация также осуществляется для достижения целей предприятия[5, с.56].
Еще одной основополагающей функцией менеджмента считается функция организации, заключающаяся в установке постоянных и временных взаимоотношений всех подразделений предприятия, определение порядка и условий функционирования предприятий [6, с.17].
Координация представляет собой функцию, которая призвана обеспечить согласованность и взаимосвязь элементов системы управления предприятием, бесперебойный и непрерывный процесс управления. Задача координации заключается в достижении согласованной работы всех систем предприятия посредством установки рациональных связей (коммуникации) между ними[6, с.19].
Функция управления контроль представляет собой процесс, при использовании которого руководство может получить информацию текущего состояния дел по выполнению плана, а также о ходе решения поставленных задач. Основная причина необходимости контроля – потребность предприятия в способности своевременного выявления ошибок и исправления их до того момента, как они смогут помешать достижения цели[6, с.21].
Во всех случаях управление воздействует на конкретный объект, обладающий определенной отраслевой направленностью. По этой причине оно вызывает необходимость и потребность в существовании специфических функций управления.
Дополнительные (специальные) функции выделяют в соответствии со сферой деятельности (рисунок 1.2). К таким функциям относятся следующие:
- Социально-экономическое планирование текущего и перспективного характера;
- Организация стандартизации;
- Организация учета и отчетности;
- Проведение экономического анализа;
- Техническая подготовка производства;
- Производственная организация;
- Управление в сфере технологических процессов;
- Управление производством оперативного характера;
- Метрологическое обеспечение;
- Испытания и технологический контроль;
- Условия сбыта продукции;
- Кадровая работа и др. [7].
Рисунок 1.2 – Основные функции менеджмента и связующие процессы
Источник: [8]
Перечень дополнительных функций менеджмента может быть дополнен в зависимости от сферы деятельности и специфики организации. Тем не менее, дополнительные функции менеджмента всегда направлены на то, что бы более эффективно и точно были исполнены основные функции менеджмента[8].
Таким образом, процесс управления (менеджмента) включает в себя пять связанных между собой функций, которые составляют общие функции менеджмента (процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроля). Основные функции взаимосвязаны и образуют систему, а дополнительные функции менеджмента лишь подкрепляют их и способствуют их лучшему протеканию. Дополнительные (специальные) функции выделяют в соответствии со сферой деятельности (социально-экономическое, текущее и перспективное планирование, организацию работ в сфере стандартизации и метрологическое обеспечение, проведение испытаний и технологический контроль, ведение учета и отчетности, осуществление экономического анализа, организацию управления технологическим процессом и т.п.).
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
2. Планирование как функция менеджмента
Планирование как функция управления - это процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом внутренних возможностей организации и ее взаимодействия с внешней средой. Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях[9, с.42].
Содержание планирования включает:
- обоснование миссии и выработку целей организации;
- конкретизацию целей для структурных подразделений организации на плановый период;
- постановку конкретных задач, которые необходимо решить для достижения целей;
- обоснование критериев достижения системы целей, решения поставленных задач, системы ограничений: экономических, социальных, правовых, экологических;
- определение последовательности, сроков и способов решения задач;
- обоснование потребности в ресурсах - трудовых, материальных, финансовых, информационных[9, с.42].
Планирование включает ряд элементов, которые могут быть сгруппированы по ряду критериев:
- по степени охвата (общее и частичное),
- по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),
- по предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация;программное, действий),
- по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),
- по охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),
- по срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),
- жесткое и гибкое[9, с.42].
Можно сформулировать следующие принципы планирования:
• Принцип единства - планирование в организации имеет системный (комплексный) характер, единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.
• Принцип участия - работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.