Файл: Система показателей оценки уровня и качества жизни населения (Критерии оценки ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- факторы природно-климатического характера. Например, суровый климат вызывает существенный рост расходов на простое жизнеобеспечение, повышение физиологических нагрузок, влияющих на физическое состояние и здоровье;

- территориальные различия.

3. Разная степень адаптации социальных групп и слоев к новым экономически условиям. Подобное положение относится как к «не элитным» слоям населения (в сознании некоторой части которых сохранилось стремление переложить заботу о собственном благосостоянии на государство), так и к привилегированным группам, имевшим в прошлом доступ ко многим благам.

4. Существенные различия уровня и качества жизни населения региональных центров (и городов федерального значения) и российской провинции. В российской провинции при этом присутствует значительное количество проблем, связанных с уровнем и качеством жизни населения:

- Проблемы экономической и территориально-организационной организации пространства на муниципальном уровне. Территориальное муниципальное деление до сих пор не вошло в обиход как общества, так и чиновников. Термины, которыми фиксируют различные виды («муниципальный район», «сельское поселение», «городской округ») вызывают путаницу в отчетности и в быту. При этом статистическое однообразие муниципалитетов, существовавшее в советский период, практически исчезло. До сих пор связать разрабатываемые научные критерии типологизации территориальных единиц с закрепленной в нормативно-правовых актах муниципальной структурой невозможно[22]. Несоответствие присвоенного территории, селу, городу исторически детерминированного социального статуса, муниципального статуса приводит к конфликтам и недоработкам между местными и региональными властями, составляющими в некоторых случаях главное содержание жизни провинции. Подобное несоответствие структуры особенно четко прослеживается в городских округах, где можно наблюдать два различных феномена: аморфный территориальный статус и разрушение административно-территориальной структуры. Ряд исследователей-социологов разделяют муниципальные образования на две категории: выморочные и развивающиеся муниципалитеты[23]. Выморочные муниципалитеты не имеют перспектив развития в связи с демографической структурой, транспортной недоступностью, ресурсной ограниченностью и иными. Размер, как правило, невелик, структура населения практически однородна. В составе наблюдаемых групп доминируют женщины среднего возраста с признаками выраженного переутомления (при внешне определяемом возрасте 50 лет на самом деле – 30-40), пенсионеры и социально опустившиеся люди[24]. Основным занятием населения таких территорий является подсобное хозяйство. При этом значительная часть населения находится на временных заработках в более развитиях экономически территориях. Даже при существующих предприятиях в некоторых подобных районах, рабочую силу составляют рабочие из населенных пунктов рангом ниже.


Развивающиеся муниципалитеты более эффективны в силу освоения новых видов ресурсов. Данные ресурсы часто скрыты и выявляются только методами включенного наблюдения. Освоением ресурсов в таких районах занимаются незначительные по численности группы населения, но, как правило, и ресурсов несколько. Поэтому с первого взгляда на такие муниципалитеты ясно, что ресурсы и жизнь в поселении существует. Чаще всего развивающиеся муниципалитеты имеют ресурсы для развития из-за непосредственной близости к большим городам, является своеобразной «зоной освоения» прилегающих территорий. Положительным моментом является хорошая транспортная доступность, особенно вблизи региональных и федеральных железных и автомобильных дорог. Особенностью «вторичной урбанизации» является часто наблюдаемое соседство поместий богатых людей с «хрущевками» и ветхими домами коренного населения. В развивающихся городских округах при наблюдении можно выявить сферы «неформальной занятости», которые обеспечивают доход определенной части населения[25]. Примеров неформальной занятости в российской провинции множество: заготовка лекарственного сырья, полный цикл изготовления срубов на европейском Севере, выращивание «рачков» не экспорт в Юго-Восточную Азию и т.д. На Юге России в приграничных районах развита контрабанда в виде бизнеса, которая, являясь высокодоходным родом деятельности, позволяет жителям приграничных муниципалитетов обустраивать поместья. Подобные муниципалитеты очень бурно застраиваются, не имея при этом официальных собственных доходов. В некоторых малых муниципалитетах население осваивает исторически традиционное производство-промыслы: ловля рыбы, отгонное коневодство, производство древесного угля и т.д. При этом местные рыболовы, коневоды, охотники жестко конкурируют с группами лиц, для которых данные виды деятельности являются стереотипом отношений внутри элиты или формой досуга[26]. Подобные процессы могут привести к некоторым проблемам.

В настоящее время четко прослеживаются два противоположных процесса: некоторая территория РФ «опустынивается», исчезают выморочные поселения; с другой стороны – идет вторичная урбанизация с образованием поселений около магистралей, куда переезжает население выморочных муниципалитетов. Однако эта категория населения, обустраивая дачи и усадьбы около городов, практически не участвуют в муниципальной жизни, одновременно определяя ее течение.


Проблема коренного и пришлого населения в провинции. Отношения в провинции между данными группами населения очень специфичны. Например, зоны контакта между ними сведены до минимума, на основании чего можно сделать предположение о существовании нескольких слабо связанных между собой «культур»:

а. Сезонной культуры дачников, обеспечиваемой импортными городскими ресурсами.

б. Культура местного «коренного» населения, ведущего инерционный привычный образ жизни, основанный на занятости в управлении и бюджетной сфере, на пенсии и местном бизнесе «выживания».

в. Культура местного населения, находящегося в отходе и скрыто занятого местного населения[27].

В настоящее время практически невозможно точно определить численность и соотношение представителей трех «культур» в муниципальных образованиях.

Особенно сложно определяется процент отходников, учитывая, что данный феномен не учитывается властями всех уровней в социальной политике[28]. По некоторым сведениям отходники составляют до 38% в некоторых муниципальных образованиях[29]. В то же время местные власти не ведут учет данной категории населения, оценивая по расходу воды, количеству бытовых отходов – «на глазок».

Существенной проблемой большинства муниципальных поселений является тот факт, что население принципиально не желает вкладывать средства в формирование общей инфраструктуры, ограничивая вложения в пределах ограждающего забора. Складывается впечатление, что население воспроизводит традиционно сельский или хуторской образ жизни. Данный феномен объясняется слабым развитием низового самоуправления, при котором местная власть ограничивается формальным отношением к ТОСам и ТСЖ. Так как формальным хозяином «ничейной» земли является муниципалитет, то в последние годы в практику стал входит современный аналог «барщины» и «оброка» - местное население заставляют принимать участие в благоустройстве территории, либо предпринимателей обязывают вывозить мусор не только с прилегающей территории. В целом все вышеперечисленные процессы меняют картину жизни провинции, существенно влияя на уровень и качество жизни. Значительные группы «коренного» населения выпадают, уезжая на промыслы или учебу, из местной жизни, а на их место заступают «чужие» - мигранты и отходники.

Для полноценной характеристики качества жизни населения в провинции основное значение имеет трудовая активность и занятость, так как данные показатели являются производными от социально-экономической и демографической ситуации. За период 1990-2013 гг. в РФ более чем на 3 миллиона уменьшилась численность только сельских жителей. Основной причиной является естественная убыль населения, сопровождающаяся естественным старением населения[30]. Те же тенденции характерны и для большинства российских провинциальных городов. В провинции сокращается численность населения трудоспособного возраста, численность молодежи[31]. Старение население в провинции представляет значительную демографическую проблему, так как наблюдается рост «экономической трудовой нагрузки на производительное население», в результате «страдает» экономика. Также присутствует разрыв в начисленной заработной платы, хотя в официальных источниках данные факты просто замалчиваются. По версии СМИ, например, средняя заработная плата врача в российской «глубинке» - 35 000 рублей! При том, что больше 20 000 тысяч он не получает, да и для них следует помимо положенного по ТК количества часов отработать определенное количество ночных (или суточных) дежурств.


Проблемы с доступной медициной. Учреждения муниципального здравоохранения формируют «каркас», на котором строятся отношения по поводу болезни или здоровья отношения, чрезвычайно значимые для качества жизни, но имеющие к государству внешний характер. В сознании людей ценность здоровья остается доминирующей[32]. Значительную часть бытовых разговоров составляют беседы о чудодейственных исцелениях, вреде и пользе продуктов питания, действия для поддержания здоровья и т.д. Повсеместно в провинции распространена реклама оздоровительных процедур у «известных специалистов», «современных методов лечения и диагностики» и т.д. В идеале в провинции государственная политика и деятельность муниципальных властей в здравоохранении ориентированы на стройную (внешне) территориально-административную схему медицинского обслуживания. В случае необходимости высококвалифицированной помощи пациенты направляются в региональное медицинское учреждение. Однако не все так просто - реалии гораздо «богаче» вышеприведенной схемы. Обмен пациентами в связи со страшным дефицитом врачебных кадров распространен не только «по вертикали», но и «по горизонтали». В случае отсутствия у одной ЦРБ лицензии на определенный вид деятельности, пациента «перебрасывают» в другую ЦРБ. Данная тенденция во взаимосвязи с концентрацией ресурсов в центрах муниципалитетов приводит к выпадению населения «выморочных» поселений из системы государственной медицинской помощи. Соответственно она замещается самолечением, услугами лекарей и знахарей. Не подлежит сомнению распространенность знахарства и самолечения в российской провинции[33]. Нет поселений, в которых не присутствуют знахарки или лекари. Интересно, что некоторые врачи и фельдшеры связаны с ними партнерскими отношениями. Не только в провинции, но уже и в крупных городах аптеки начинают замещать систему здравоохранения в плане консультативной помощи. В аптеку обращаются напрямую за корректировкой рецептов, консультациями по приему лекарств и т.д.

Еще одним существенным аспектом в формировании уровня и качества жизни в провинции является система образования.

В современной провинции происходит постепенное снижение социального статуса общеобразовательной школы. Практически во всех провинциальных поселениях школы расположены в старых зданиях, в противовес «элитных» построек Сбербанка или налоговой инспекции. При наличии компьютерных классов, свободный доступ в них, как и функционирующий интернет – редкость. Практически нет обновлений книжного фонда в школьных библиотеках. Учитывая введенное среднедушевое финансирование, классы переукомплектованы – по 35-40 человек. Проблемы малокомплектных школ решаются просто – закрывая или присваивая статус филиалов[34]. Все это приводит к деградации системы муниципального управления образованием.


Однако в российской провинции можно отметить не только негативные тенденции. В частности, нравственный уровень населения зачатую намного выше, чем у жителей больших городов. До сих пор в большинстве провинциальных поселений сохраняются нравственные ценности традиционных отношений к личности, коллективу. Также достаточно высок уровень нравственной зрелости, формируемый через опыт коллективного и индивидуального осмысления и переживания[35]. Данную устойчивость к базовым нравственным ценностям нельзя квалифицировать, как инерцию 90-х годов. Именно эта структурная ориентация являясь основой общественных отношений, не дает скатиться в хаос и создает новый нравственный облик российского общества.

Таким образом, по ИЧР (индекс человеческого развития) регионы страны разделяются на три кластера: малочисленные регионы-лидеры (регионы с экспортно-сырьевой экономикой и города федерального значения), неблагополучные регионы РФ (республики юга Сибири и Северного Кавказа), подавляющее большинство административно-территориальных единиц РФ со значениями ИЧР ниже среднего. Причем, помимо дифференциации территорий по кластерам, в РФ отмечается существенная дифференциация по основным критериям между региональными центрами (и городами федерального значения) и провинциальными городами.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1.Комплексная оценка уровня и качества жизни населения Тюменской области в территориальном разрезе

При рассмотрении уровня и качества жизни населения в регионе предварительно рассмотрено социально-экономическое положение области.

1. Общая оценка социально-экономической ситуации в Тюменской области:

В 2018 году ситуация в реальном секторе экономики и социальной сфере Тюменской области характеризовалась продолжением положительных тенденций[36].