Файл: Система показателей оценки уровня и качества жизни населения (Критерии оценки ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. По критериям безопасности проживания Тюменская область из всех исследуемых субъектов РФ находится на лидирующих позициях.

Негативная обстановка по критерию безопасности в Нижегородской области и г. Москве. Забайкальский край занимает срединное место в рейтинговых позициях[44].

Таким образом, вхождение в десятку лидеров по уровню жизни населения не означает высокий уровень жизни по всем критериям. На примере исследуемых регионов очевидно, что Тюменская область, лидирует по критериям качества жизни, имеющим высокий уровень:

- Уровень доходов; обеспеченность жильем и качество коммунальных услуг;

- обеспеченность объектами социальной инфраструктуры;

- уровень развития здравоохранения и образования;

- уровень экономического развития; демографическая ситуация; безопасность проживания.

Однако, по следующим критериям качества жизни Тюменская область не только имеет низкие позиции, но снизила их за последний год:

- развитие малого бизнеса, что при высоком уровне экономического развития, с нашей точки зрения, представляется крайне неблагоприятной ситуацией, требующей дополнительного исследования;

- развитие транспортной инфраструктуры (по данному критерию Тюменская область уступает даже Забайкальскому краю) - ситуация также подлежит дополнительному исследованию;

- экологические проблемы;

- климатические условия – данная позиция является объективной, не зависящей от деятельности органов государственного и муниципального управления. Однако, с нашей точки зрения, также требуется исследование действий властных структур для снижения негативного влияния данного критерия.

2.2. Анализ качества и уровня жизни населения Тюменской области

Однако, несмотря на высокий рейтинг по качеству жизни, на территории Тюменской области отмечается существенное различие в качестве жизни населения муниципальных образований региона. По подавляющему большинству показателей качество жизни существенно выше в городских округах и городских поселениях. Рассмотрим ситуацию более подробно по критериям с точки зрения системного подхода[45].

1. По уровню среднемесячной заработной платы дифференциация не столь выражена в 2018 г. (Рис.2.1)


Рис.2.1. Среднемесячная заработная плата в МО Тюменской области

Таким образом, существенной дифференциации по МО не определено. Исключение составляют Уватский муниципальный район (далее – МР), г. Тобольск, г. Тюмень. Однако, при рассмотрении среднемесячной заработной платы нами определен средний уровень заработной платы 28313 руб. (но не 31539 руб., заявленных в итогах социально-экономического развития и рейтинге регионов РФ)[46].

2. По уровню развития учреждения культуры, образования и здравоохранения ситуация сложилась следующим образом (Табл.2.3).

Таблица 2.3

Дифференциация качества жизни населения Тюменской области по критериям: здравоохранение, образование, культура, спорт

МО/Критерий

Число учреждений культурно- досугового типа

Число врачей на 10. тыс. населения (расчет автора)

Число ДОУ

Число МБОУ

Число спортивных учреждений на10 тыс. населения (расчет автора)

Абатский МР

40

16,4

6

12

45

Армизонский МР

14

20,5

2

9

21,2

Аромашевский МР

23

15,6

1

9

45,0

Бердюжский МР

18

18,1

2

9

51

Вагайский МР

36

16,8

4

16

28

Викуловский МР

20,7

20,7

2

13

53,9

Гольшмановский МР

33

19,8

5

22

35,5

Исетский МР

33

15,9

3

19

29,1

Нижнетавдинский МР

24

12,4

5

23

52

Тобольский МР

37

66,4

17

32

73,2

Тюменский МР

41

20,8

30

36

32,3

Уватский МР

21

20,1

7

14

22,9


Таким образом, очевидная существенная дифференциация МО Тюменской области по данному критерию. Обеспеченность врачами колеблется от 66,4 человек на 10 тыс. населения в Тобольском МР, до 9,8 - в Ишимском МР. Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа также варьирует от 41 в Ишимском МР, до 14 – в Армизонском МР. Небольшое количество данных учреждений в городах Тобольск, Ялуторовск, Ишим и Тюмень объясняется наличием больших центров культурно-досугового назначения. По группе критериев среди МО Тюменской области заметно выделяется Тобольский муниципальный район, наибольшее значение по всем показателям.

3. По общей протяженности дорог общего пользования МО области также имеют существенные различия.

Очевидно, что максимальная обеспеченность транспортной инфраструктурой отмечается в Нижнетавдинском (457, 8 км.), Тобольском (549, 6 км.), Тюменском (112,9 км.), Вагайском (384 км.), Викуловском (348,9 км.) и Гольшмановском (372, 5 км.) МР. Протяженность дорог общего пользования в г. Тюмени превышает все остальные в 8-9 раз – 2240 км[47].

4. Актуальной для области является проблема ветхого и аварийного жилья. Максимальное значение численности граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, отмечается в г. Тюмени (7445 чел.), ГО Заводоуковском (1382), г. Тобольске (4560), г. Ялуторовске (971) и г. Ишиме (848). Также высокие показатели отмечаются в МР: Гольшмановский (1145), Исетский (2378), Тюменский (1787) районах. Минимальное количество проживающих в ветхом и аварийном жилье наблюдается в Бердюжском МР (23), Сорокинском МР (60) и Упоровском МР (80 чел.).

5. Демографическая ситуация в МО Тюменской области также очень разнообразна: от показателя естественного прироста -5,2 (Бердюжский МР) до 7,6 (г. Тюмень) (Табл. 2.4).

Таблица 2.4

Демографические показатели МО Тюменской области

МО/Критерий

Коэффициент смертности (промилле)

Коэффициент рождаемости (промилле)

Коэффициент естественного прироста

Абатский МР

19,3

16,6

-2,7

Армизонский МР

17,9

16,1

-1,8

Аромашевский МР

19,5

16,1

-3,4

Бердюжский МР

19,9

14,7

-5,2

Вагайский МР

16,7

20,1

3,4

Викуловский МР

14,7

17,0

2,3

Гольшмановский МР

14,3

16,2

1,9

Исетский МР

13,2

16,6

3,4

Нижнетавдинский МР

15,3

19,9

4,6

Тобольский МР

17,3

19,8

2,5

Тюменский МР

10,5

17,8

7,3

Уватский МР

12,3

15,9

3,6


Таким образом, на территории региона можно выделить следующие МО с неблагоприятной демографической ситуацией: Абатский МР, Армизонский МР, Аромашевский МР, Бердюжский МР, Омутинский МР, Сладковский МР, Юргинский МР. Безусловно, что органам региональной и муниципальной власти необходимо разработать мероприятия по преодолению данной тенденции[48].

6. В области крайне остро стоит вопрос охраны окружающей среды. Большинство МО выбрасывают в атмосферу количество загрязняющих веществ, намного превышающих ПДК (Табл.2.4).

Таблица 2.4

Выбросы и затраты на охрану окружающей среды МО Тюменской области

МО/Критерий

Затраты на охрану окружающей среды (тыс. руб.)

Выбросы в атмосферу (тыс. тонн)

Абатский МР

3159

0,083

4821

0,118

Аромашевский МР

2873

0,245

Бердюжский МР

1736

0,068

Вагайский МР

3964

0,63

Викуловский МР

16117

0,052

Гольшмановский МР

3357

0,305

Исетский МР

108109

0,34

Нижнетавдинский МР

4866

0,883

Тобольский МР

2309

7,237

Тюменский МР

103414

-

Уватский МР

2097

0,394

Таким образом, очевидно, что основные выбросы сконцентрированы вокруг наиболее больших городов области – г.Тюмени и г. Тобольска. Юго-восточная часть области характеризуется минимальным уровнем выбросов в атмосферу.

7. Немотря на высокий рейтинг региона по критерию «безопасность проживания», только в 6 МО региона присутствуют муниципальные правоохранительные органы. В остальных МО общественный порядок поддерживается силами добровольных формирований граждан[49].

Таким образом, по совокупности критериев можно сделать заключение, что рейтинг региона по качеству жизни, определяется, в первую очередь, высокими показателями критериев в больших городах области – Тюмени и Тобольске. Из муниципальных районов наиболее высокие совокупные показатели в Уватском, Нижнетавдинском и Тобольском районах.


Заключение

На протяжении последних лет ученые постоянно разрабатывают в первую очередь социальные показатели качества жизни, рассматривают аспекты детерминации образа и уровня жизни, их соотношение. Однако до сих пор все же нет единого подхода к определению качества и уровня жизни. Уровень жизни чаще всего рассматривают в двух аспектах: широком и узком смысле слова. В узком смысле «уровень жизни» - достигнутый уровень потребления населением материальных благ и услуг. В широком смысле «уровень жизни» включает в себя весь комплекс социально-экономических условий жизни общества. Качество жизни наиболее часто определяется в аспекте совокупности определенных жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, условия существования, структуру потребностей, удовлетворенность индивида жизнью, социальными отношениями и состоянием окружающей среды. Для оценки качества жизни с нашей точки зрения наиболее целесообразно использовать методику комплексной оценки качества жизни населения в регионах РФ, разработанную по заказу Министерства экономического развития РФ и включающую 19 базовых индикаторов. Для оценки уровня жизни целесообразно использовать систему индикаторов А.М. Нагимовой, входящей в комплексную оценку качества жизни: объем ВВП на душу населения, кратный прожиточному минимуму среднедушевой доход, структура расходов по видам товаров и услуг, общее потребление в расчете на одного жителя.

В условиях неоднородного распределения уровня и качества жизни по регионам и муниципалитетам страны необходимо различать понятия социального и экономического неравенства. В первом случае речь идет о концентрации хозяйственной деятельности в местах, обладающих объективными конкурентными преимуществами (природные ресурсы, выгодное географическое положение, агломерационный эффект, развитый человеческий капитал, благоприятная институциональная среда); во втором — о неравном доступе к удовлетворению разнообразных жизненных потребностей. По ИЧР регионы страны разделяются на три кластера: малочисленные регионы-лидеры (регионы с экспортно-сырьевой экономикой и города федерального значения), неблагополучные регионы РФ (республики юга Сибири и Северного Кавказа), подавляющее большинство административно-территориальных единиц РФ со значениями ИЧР ниже среднего. Причем, помимо дифференциации территорий по кластерам, в РФ отмечается существенная дифференциация по основным критериям между региональными центрами (и городами федерального значения) и провинциальными городами.