Файл: Анализ денежных средств предприятия (на примере…).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, на начало 2014г. приобретение внеоборотных активов финансировалось за счет собственных средств и долгосрочных кредитов на 95%, а на 5% для их финансирования привлекались заемные краткосрочные средства. К концу 2015г. собственным капиталом и долгосрочными кредитами было обеспечено приобретение 96,2% внеоборотных активов, а заемные краткосрочные средства требовались только для приобретения 3,8% внеоборотных активов.

Таким образом, практически все краткосрочные заемные средства направляются на пополнение варьирующей части оборотных активов: в конце 2013 г. – 71,1%, к концу 2014г. – 71,6%, к концу 2015г. – 85,3%.

Следовательно, политика финансирования активов ПАО «МТС» в 2014 – 2015 гг. была агрессивной, а зависимость от финансирования внеоборотных активов от краткосрочных заемных средств снижается.

Совершенствование системы управления денежными потоками на предприятии решается путем разработки платежного календаря. Платежный календарь – это инструмент оперативного планирования финансовой деятельности предприятия. Он составляется, как правило, на месяц с разбивкой на декады или недели. Внедрение платежного календаря помогает финансовой службе исполнять свои функции – следить за состоянием ликвидности предприятия, а руководителям подразделений дает уверенность, что в случае если выплата была утверждена, то никаких препятствий с ее реализаций не должно возникнуть. При составлении платежного календаря самым важным заданием является реальное оценивание денежных доходов и расходов. Денежные доходы на предприятии оцениваются по таким статьям: переходная с предыдущего планового периода дебиторская задолженность – поступление денежных средств от покупателей (заказчиков) по просроченной дебиторской задолженности (нарастающим итогом); выручка от реализации услуг; выручка от реализации имущества; другие поступления – ассигнования из бюджета, финансовая помощь и др.

Денежные расходы оценивают по таким статьям: текущая оплата счетов поставщиков и исполнителей за поставляемые материалы, изделия, сырье, полуфабрикаты, выполненные работы и предоставленные предприятию услуги; погашение кредиторской задолженности; заработная плата и связанные с ней платежи; налоги и платежи во внебюджетные фонды; расходы на текущий и капитальный ремонты; капитальные расходы на расширение, реконструкцию, техническое переоснащение предприятия и новое строительство; уплата процентов по кредиту; другие платежи – выплата дивидендов по акциям, непроизводственные расходы, возвращение ранее полученной финансовой помощи и др. Для нормального функционирования предприятия в платежном календаре сумма доходов, которую предприятие планирует получить, должна быть не меньше ожидаемых затрат. Если сумма необходимых затрат превышает размер запланированных поступлений, это свидетельствует о потере предприятием платежеспособности и дает сигнал о том, что следует пересмотреть будущие расходы или искать пути получения дополнительного дохода. Эти мероприятия позволяют оптимизировать деятельность предприятия.


Для оценки уровня генерирования денежных потоков в процессе хозяйственной деятельности ПАО «МТС» определим объём денежного оборота на основании данных табл.2.7 как сумму притока и оттока денежных средств, а на основании данных бухгалтерских балансов (Приложения 2 и 5) рассчитаем среднюю стоимость его активов (табл.12). Показатели притока и оттока денежных средств суммированы по всем видам деятельности.

Из таблицы видно, что рост объёмов денежной массы исследуемого предприятия сопровождается увеличением величины его активов. Сумма денежного оборота за три года выросла на 167511485 тыс. руб., а среднегодовая величина активов – на 78641231,5 тыс. руб. Таким образом, увеличение удельного объёма денежного оборота на каждый рубль активов в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 0,19 руб. и в 2015 году по сравнению с 2013 годом - на 0,10 руб. свидетельствует об усилении генерирования денежных потоков предприятия в процессе осуществления ПАО «МТС» своей хозяйственной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость оценки инвестиционных проектов с точки зрения интересов владельцев фирм уже давно является общепризнанной в финансовом менеджменте. Однако в том, что касается оценки достигнутой эффективности, практика компаний очень долгое время базировалась на показателях, традиционно применяемых в финансовом анализе. На протяжении десятилетий существовало противоречие между рекомендациями по оценке новых проектов, которые менеджер получал в учебниках по финансовому менеджменту, и указаниями по оценке текущей эффективности фирм, предлагаемыми в книгах по финансовому анализу. На что в действительности ориентировался менеджер, зависело от принятой в фирме системы поощрения. Очень часто это были краткосрочные цели, легко «улавливаемые» стандартными показателями финансового анализа.

Создание ценности — одна из фундаментальных категорий современного менеджмента, в частности управления финансами компании. Для действующей фирмы создание ценности означает по существу увеличение ценности фирмы (firm's value), иными словами, увеличение богатства ее владельцев (в акционерном обществе — богатства акционеров).

Важным преимуществом систем ценностно-ориентированного менеджмента является возможность использовать для оценки потенциальных проектов, предполагающих будущие доходы, и для контроля эффективности деятельности фирм и их подразделений за прошедший период критерии, построенные на одних и тех же принципах. Представляется, однако, что методы, применяемые в рамках ценностно-ориентированного менеджмента, целесообразнее использовать именно для оценки фактической эффективности работы фирмы, а также для согласования интересов собственников фирм и наемных менеджеров путем привязки премий менеджеров к показателям роста ценности акционерного капитала. Что касается оценки отдельных проектов, то здесь вполне можно обходиться такими критериями, основанными на методе дисконтированных денежных потоков, как NPV и IRR, а также модификации этих показателей.


Необходимо отметить, что внедрение системы ценностно-ориентированного управления невозможно без определения нефинансовых факторов ценности. Финансовые показатели отражают исключительно результаты деятельности компании, однако не раскрывают пути их достижения. Кроме того, с помощью одних лишь финансовых показателей невозможно проконтролировать эффективность инвестирования в нематериальные активы (брэнд, репутации, персонал), между тем как именно от них во многом зависит успех компании на рынке. Построив систему финансовых показателей, компания тем самым задает ориентиры для дальнейшей декомпозиции факторов ценности, но еще не решили задачу построения комплексной системы показателей, стимулирующих сотрудников к повышению ценности бизнеса. Одним из подходов, который может быть использован для решения этой задачи, является «система управления эффективностью» (performance management).

Предпосылка создания ценности сводится к следующему. Все действия компании должны базироваться на ценностном мышлении, которое, в свою очередь, обуславливается наличием двух компонентов — системы измерения ценности и ценностной идеологии.

Нацеленный на создание ценности руководитель не боится принимать непопулярные решения, если они сулят максимальное наращивание ценности для акционеров в долгосрочной перспективе.

Внедрение принципов ценностного мышления может стать для компании мощным орудием достижения поставленных целей — если, конечно, она осознает, каковы эти цели и как они связаны с созданием ценности. Слишком часто, однако, публично провозглашаемые цели сводятся к наращиванию прежних результатов и определяются скорее не экономическими критериями, а бухгалтерскими показателями, такими как прибыль в расчете на акцию. Точно так же и цели, устанавливаемые «для внутреннего пользования», порой не имеют ничего общего с повседневными задачами сотрудников фирмы. У компании, стремящейся на деле создавать ценность, целевые установки должны сочетать в себе четкие декларации о намерениях с количественными индикаторами создания ценности.

Эффективность управления, ориентированного на ценность, сильно зависит как от «жестких», так и от «гибких» элементов организационной структуры. В число важнейших «жестких» элементов входят иерархия распределение полномочий по принятию решений, штатное расписание и механизм координации. К «гибким» элементам относятся убеждения, ценности и стиль руководства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2016.
    2. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2015. – 320 с.
    3. Бертонеш М. Управление денежными потоками / Бертонеш М., Найт Р. – СПб.: Питер, 2014. – 240 с.
    4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. / И.А. Бланк. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2012. – Т. 1. – 656 с.
    5. Бланк И. А. Управление денежными потоками. Учебное пособие. – Киев: Ника-Центр; Эльга, 2013. – 848с.
    6. Годовой отчет - 2015 / Под общ. ред. А.Н. Селиванова. М.: Главбух, 2015.
    7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.
    8. Кузнецова И.Д. Управление денежными потоками предприятия. Учебное пособие. – Иваново, 2012. - 400 С.
    9. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М., 2014. – 392 с.
    10. Тимофеева Т.В. Анализ денежных потоков предприятия: учеб. пособие / Т.В. Тимофеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2014. – 368 с.
    11. Казаков В.В., Грачев А.Е. Методы оценки проектов // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 292-II. 2015. С. 392-395.
    12. Ивашковская И. Управляемая стоимость // Секрет фирмы №4 – 2013
    13. Козаченко В.Е. Управление общей стоимостью владения КИС // Корпоративные системы, №3 – 2012.
    14. Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом - №6 – 2013.
    15. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для Вузов. — М.: Русская Деловая литература, 2014
    16. Моисева Н.К. Международный маркетинг: Учебник. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2013.
    17. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под. ред. В.Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 2012
    18. Самохвалов В. Как определить ключевые финансовые факторы стоимости? // Управление компанией - №5 – 2014
    19. Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015
    20. Тютюкина Е.Б., Афшагов К.М. Финансовые потоки: сущность и признаки классификации // Вестник Финансового университета. 2016. № 4. - С. 24-33.
    21. Филипс М. Мировой капитализм: требуется ремонт // Россия в глобальной политике - №3 – 2013
    22. Хотинская Г.И., Слащев И.Ю. Денежный поток: сущность, концепции, типологии // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 2. - С. 36-44.
    23. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Гном-Пресс, 2012
    24. Библиотека экономиста / Финансовая деятельность предприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://library.if.ua/books/70.html
    25. Харсеева А.В. Оптимизация денежных потоков как элемент управления устойчивостью финансового состояния организации. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-denezhnyh-potokov-kak-element-upravleniya-ustoychivostyu-fi

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Динамика и структура финансовых результатов деятельности ПАО «МТС» за 2013-2015гг., тыс.руб.

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Удельные веса, %

Изменения 2014г. по сравнению с 2013г.

Изменения 2015г. по сравнению с 2014г.

За 2013 год

За 2014 год

За 2015 год

За 2013 год

За 2014 год

За 2015 год

В абс. вели-чинах

В удельн. весах, %

Темп при- роста, %.

В абс. вели-чинах

В удельн. весах, %

Темп при- роста, %.

Выручка

291825150

309159681

315594803

100,0

100,0

100,0

17334531

0,0

5,94

6435122

0,0

2,08

Себестоимость

146559363

158791013

167239725

50,2

51,4

53,0

12231650

1,1

8,35

8448712

1,6

5,32

Валовая прибыль

145265787

150368668

148355078

49,8

48,6

47,0

5102881

-1,1

3,51

-2013590

-1,6

-1,34

Коммерческие расходы

44177545

47474858

46845936

15,1

15,3

14,8

3297313

0,2

7,46

-628922

-0,5

-1,32

Управленческие расходы

27609952

28515899

28657136

9,5

9,2

9,1

905947

-0,2

3,28

141237

-0,1

0,50

Прибыль (убыток от продажи)

73478290

74377911

72852006

25,2

24,1

23,1

899621

-1,1

1,22

-1525905

-1,0

-2,05

Доходы от участия в других организациях

10840765

13948000

5824192

3,7

4,5

1,8

3107235

0,8

28,66

-8123808

-2,7

-58,24

Проценты к получению

3633692

4139532

8126717

1,2

1,3

2,6

505840

0,1

13,92

3987185

1,2

96,32

Проценты к уплате

16841091

18107908

30395991

5,8

5,9

9,6

1266817

0,1

7,52

12288083

3,8

67,86

Прочие доходы

10898789

19005711

15839778

3,7

6,1

5,0

8106922

2,4

74,38

-3165933

-1,1

-16,66

Прочие расходы

13812139

58113751

57841507

4,7

18,8

18,3

44301612

14,1

320,74

-272244

-0,5

-0,47

Прибыль (убыток) до налогообложения

68198306

35249495

14405195

23,4

11,4

4,6

-32948811

-12,0

-48,31

-20844300

-6,8

-59,13

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

55999090

28372745

6688188

19,2

9,2

2,1

-27626345

-10,0

-49,33

-21684557

-7,1

-76,43