Файл: Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников (Сущность педагогической оценки и отметки).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 2145
Скачиваний: 68
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
1.1. Сущность педагогической оценки и отметки
1.2. Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
2.1. Сущность формирующего оценивания
2.2. Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
Процесс оценивания в начальной школе сложный и ответственный, поскольку непосредственно влияет на формирование личности младшего школьника и опыт его учебной деятельности.
Традиционная система оценивания не отвечает требованиям новых стандартов, поэтому образование нуждается в новой системе оценивания учебных достижений учащихся, так как она субъективна, не является комплексной, не отражает прогресса в развитии ребенка, не развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, не формирует умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Поэтому современная школа пытается сделать оценку более содержательной, объективной, дифференцированной и гуманной.
По мнению отечественных ученых, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания, умения и навыки учащихся.
1.2. Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
Проблема оценивания учебных достижений школьников становится весьма актуальной, так как после внедрения ФГОС современная начальная школа находится на позициях многообразия и вариативности.
В соответствии со стандартами нового поколения основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Новая система оценки должна быть направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся, чего нет в традиционной системе оценивания.
Новая система оценивания призвана:
- нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой,
- снять тревожность, снизить невротизацию детей,
- повысить учебную мотивацию,
- отследить динамику школьной успешности,
- развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения;
- оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.
Система оценивания - это не только та шкала, которая используется
при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.
Что же такое оценивание?
Оценивание - это:
- это и процесс, и результат, который помогает учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы на уроке, вовремя скорректировать ее для достижения наилучшего результата. Результат оценивания - личностный рост ученика и достигнутое им индивидуальное качество знаний и уровень обученности.
- это механизм, который обеспечивает педагога необходимой информацией, которая нужна ему, чтобы улучшить качество обучения, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников для более активного включение в своё учение.
- это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.
- это динамика, т.е. учитывается личностный рост при проведении итогов результатов образования учащегося за определённый период времени;
- оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО предполагает комплексный подход к оценке образовательных результатов (личностые, метапредметные и предметные), который позволяет вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Соответственно, основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности действий учащегося, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Основой умения учиться является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.
Таким образом, в российских школах предлагается выстраивать новую систему оценивания в классе так, чтобы учащиеся включались в контрольнооценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
На сегодняшний день, педагогическая наука выработала несколько подходов к оцениванию учебных достижений. Так, Е. И. Перовский, сравнивает две крайние позиции: балльная система оценки знаний (цифровая система) и безоценочное обучение. Балльную систему многие исследователи считают предельно экономной и легкой в применении, но вместе с этим отмечают и недостатки этой системы: «абстрактность» и «условность». Хотя, по словам Е. И. Перовского, «... если сочетать цифровой балл с оценочным суждением учителя, то этих недостатков можно избежать». Заслуживает внимания следующий вывод автора: «Чтобы оценочные баллы могли стать показателями уровня знаний учащихся, необходимо, чтобы один и тот же балл везде имел одно и то же значение, ставился бы за один и тот же уровень знаний» [26]. Очень справедливое замечание, но практически невыполнимое, ибо автор не учитывает тот фактор, что уровень знаний ученика определяет учитель, а он вправе ошибаться.
В своей работе «Оценка знаний школьников» В. М. Полонский говорит о том, что традиционная система оценки имеет еще много резервов и не исчерпала все свои возможности. Он убедительно доказывает, что «.балльная система оценки, несмотря на свои недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены» [30].
Рассматривая резервы традиционной системы оценивания, следует отметить, что цифровая отметка - не единственная возможная форма. Большой интерес представляет безотметочное обучение, которое теоретически разработал и практически применил Ш. А. Амонашвили.
По словам Ш. А. Амонашвили, традиционная отметка носит травмирующий характер и становится для одних детей «доброй феей, а для других - Бабой Ягой». Поэтому он предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки. При безотметочном обучении, как считает Ш. А. Амонашвили, ученик постепенно овладевает знаниями, приобретает умения и вырабатывает навыки [3]. Этот процесс состоит из:
- осознания и принятия учеником задания;
- построения плана его решения;
- контроля над процессом его решения;
- оценки результата в соответствии с эталоном;
- постановки задач для дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений, навыков.
Безотметочное обучение - это обучение, без каких бы то ни было отметок, т. е. отказ от отметки как формы выражения оценки.
Основные черты безотметочной системы:
- в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;
- не оцениваются личные качества ребенка: его особенности памяти, мышления, внимания, восприятия;
- создаётся в классе атмосфера соревновательности путем замены оценки «отлично» на систему высших достижений ученика в классе, подталкивающая детей к совершенствованию своих особенностей. Однако такую систему оценок нужно вводить осторожно, потому что некоторые дети, могут почувствовать себя ущемленными; важно исключать возможность сравнивать детей между собой. Для каждого учащегося должен быть свой «индивидуальный лист» достижений. В нем средствами оценивания могут быть какие-либо условные графики, таблицы, которые позволили бы фиксировать уровни учебных достижений ребенка по разным параметрам. При этом формы оценивания должны быть такими, которые трудно сравнить (перевести) с обычными отметками;
5) оценка учителя должна соотноситься с самооценкой учащегося. Если эти оценки не совпадают, то учитель и ученик должны обсудить моменты расхождения и договориться о совместной, удовлетворяющей обе стороны оценке.
Безотметочная система позволяет:
- повысить уровень учебной активности учащихся; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
- снизить уровень тревожности, уменьшить проявления отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения); создает психологически комфортную обстановку в классе;
- придать процессу выполнения заданий не только репродуктивный, но и творческий характер.
Еще один вариант безотметочного обучения описал В. Ф. Костылёв в книге «Учить по-новому». Здесь педагогическая оценка рассматривается как «.выражение достигнутого уровня знаний, умений и навыков к тому,
которым ученик должен овладеть. Это результат анализа учителем хода самостоятельной работы учащихся с целью оказания им помощи, стимуляции их дальнейших усилий» [23]. В этой методике принципиальной основой становится самостоятельная работа ученика под руководством учителя. Учащиеся усваивают материал в процессе выполнения специальных заданий, направленных на усвоение теоретических знаний и практических умений и навыков. О результатах судят по количеству и качеству выполненных заданий. Следовательно, важнейшим условием и средством оценивания становится разработка соответствующих заданий (вопросов, упражнений, проблем, задач и т.д.).
Известный педагог В. Ф. Шаталов разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Для контроля знаний он ввел «лист открытого учета знаний». Каждая полученная на уроке или во внеурочное время отметка заносится на специальный бланк, который затем вывешивается для всеобщего обозрения. Таким образом, лист открытого учета знаний превращается в «послужной список» каждого ученика. Одним из достоинств данной методики заключается в том, что плохая отметка ученика не заслоняет перспективу получения высокого четвертного или годового балла. Возможность получения высокого четвертного балла сохраняется в течение всего года и все зависит от самого ученика, от его знаний и прилежания [52].
В системе проверки знаний учащихся также применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Суть этого метода в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера. Это позволяет в течение нескольких минут проверить их знания, что несомненно является положительной стороной данного метода. Но кроме плюсов он имеет и свои минусы.
Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объёма знаний этот метод выявить не позволяет.
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение данного метода помогает организовать учебный процесс и повысить его эффективность.
Рейтинги учащихся можно получить путем набора очков (баллов) за те виды работ (учитывается вся активная деятельность учащихся, связанная с приобретением знаний и умений), которые следует выполнить за определенный срок или же с целью усвоения некоторого учебного материала. В конце оценочного периода все очки суммируются, и получается рейтинг ученика.
Поскольку рейтинг - шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения и обеспечивает более высокую точность измерений учебных достижений учащихся.