Файл: Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников (Сущность педагогической оценки и отметки).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 2144
Скачиваний: 68
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
1.1. Сущность педагогической оценки и отметки
1.2. Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
2.1. Сущность формирующего оценивания
2.2. Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
Методика работы по таблицам. По этой методике разрабатываются таблицы, листы учёта знаний, в которых указаны основные виды деятельности учеников на уроке и отметки, которые разрабатывает сам учитель. Каждый ученик получает лист самооценивания, в котором он ставит себе баллы в течение урока. В таких листах можно ставить оценку за работу, как на каждом этапе урока, так и за выполнение каждого задания. В листе учёта знаний может быть две, три, а то и пять отметок, полученных учащимся в течение урока при работе в группе или индивидуально. Отметка, выставляемая за урок, - это чаще всего средний арифметический балл полученных отметок.
Поурочный лист учёта знаний.
Основные виды деятельности |
|
Повторение орфограмм |
|
Работа в группе |
|
Работа в паре |
|
Тест |
|
Итог |
|
Самооценивание |
Лист самооценки - заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы.
да |
нет |
|
1.Регулярно выполнял (а) домашние задания |
||
2.По необходимости консультировался (ась) с учителем |
||
З.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки |
||
4.Регулярно вел (а) записи в тетради |
||
5.Знаю, как работать со справочной литературой |
||
б.Умею конспектировать тему |
||
7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме |
||
8.Делал (а) устное сообщение |
||
9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу |
||
10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово |
||
11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке. |
Методика «Закончи предложение»
На уроке мне было интересно
Я научился (лась)
Я встретил(а) затруднение в....
Сегодня я смог\смогла.
Могу похвалить себя за.
Могу похвалить своих товарищей за..
Мини-обзор - это минутный обзор, который проводится в конце урока. Например:
- Что изучали? Назовите тему урока.
- С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
- Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно? б.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Недельный отчёт - учащиеся отвечают на вопросы:
- Чему я научился за эту неделю?
Какие вопросы остались для меня неясными?З.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Цепочка заметок. Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт.
Матрица запоминания. Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определённым образом учителем. Ученики помещают в нужную клетку соответствующие ответы, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.
Направленная расшифровка. Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий.
Саммари в одном предложении. Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача - требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта.
И другие.
Мы разработали дидактический материал для организации формирующего оценивания на уроках математики в 1 классе. Данный материал направлен на формирование у учащихся способности характеризовать собственные знания по данному предмету при работе с рефлексивными таблицами, элементами которых являются операции, ориентированные на конкретное умение. Дидактический материал включает ключевые темы курса математики за 1 класс и может быть использован при обучении по любому учебно-методическому комплекту (приложение №3).
Для организации эффективного формирующего оценивания важно помнить, что критерии оценки в оценочных листах должны быть конкретными, понятными, соответствовать заданиям, так как по этим листам ученик должен видеть и понимать, что он знает больше или меньше других и в дальнейшем корректировать и планировать работу над собой.
Для достижения успехов в образовательной деятельности учащимся необходимо уметь самостоятельно планировать свою деятельность, ставить цели, а также оценивать по результату свою учебную деятельность, чему и учит формирующее оценивание. Поэтому учителю необходимо включать в образовательный процесс в начальной школе приемы и методики формирующего оценивания.
2.2. Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
В основу нашего исследования было положено предположение, что если в процесс обучения математике включать пооперационный контроль, то у учащихся начальной школы повысится качество знаний.
Опытно-исследовательская работа проводилась в сентябре - ноябре 2016 - 2017 учебного года на базе МАОУ «Гимназия №5» в 3 «г» классе в количестве 25 человек. Для внедрения дидактического материала по нашей теме были выбраны уроки математики, поскольку учебный материал по данному предмету позволяет достаточно конкретно и четко выделить операции, умения и действия, необходимые для усвоения предметных тем.
Данное образовательное учреждение работает по УМК «Перспектива», авторский курс математики Л. Г. Петерсон. Во время опытно-исследовательской работы учащиеся обучались в традиционном для гимназии режиме - по 4 часа математики в неделю.
Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.
- этап - сентябрь: изучение темы «Внетабличное умножение и деление» с включением пооперационного контроля, диагностика качества знаний учащихся по изученной теме;
- этап - октябрь: изучение темы «Нумерация многозначных чисел» без включения пооперационного контроля, диагностика качества знаний учащихся по изученной теме;
- этап - ноябрь: изучение темы «Сложение и вычитание многозначных чисел» с включением пооперационного контроля, диагностика качества знаний учащихся по изученной теме.
Диагностика качества усвоения знаний учащихся проводилась на основе разработанных Л. Г. Петерсон «Самостоятельных и контрольных работ».
- этап.
Для изучения формирующего оценивания как инструмента повышения качества усвоения учебного материала в начальной школе мы начали с темы «Внетабличное умножение и деление» по математике.
Тема «Внетабличное умножение и деление» является связующей, так как соединяет табличные случаи умножения и деления с действиями над многозначными числами. А значит, её освоение занимает особое место в обучении математики школьников.
В рамках данной темы учащиеся овладевают несколькими приемами вычислений. Мы выделили следующие приемы, при изучении которых будет вводиться пооперационный контроль:
- умножение круглых чисел;
- деление круглых чисел;
- умножение двузначного числа на однозначное;
- деление двузначного числа на однозначное;
- деление двузначного числа на двузначное;
- деление с остатком.
При изучении каждого приема после урока открытия нового знания (ОНЗ) следует урок - рефлексии, на котором учащимся предлагались задания, отражающие конкретные умения (операции, действия) для овладения приема. Пооперационный контроль мы вводили на уроках - рефлексии, потому что отличительной особенностью данного типа урока является фиксирование и выявление причин затруднений, преодоление их в собственной деятельности.
Так как курс математики разработан на основе авторской программы Л. Г. Петерсон, то и структуру урока-рефлексии строили на основе системы деятельностного метода «Школа 2000..».
На этапе актуализации знаний, учащиеся повторяли и фиксировали основные знания, понятия и термины, которые были усвоены во время урока ОНЗ. На этапе локализации индивидуальных затруднений учащимся предлагались листы для самостоятельной работы с заданиями для пооперационного контроля. (Таблица №1).
Таблица №1.Лист для самостоятельной работы по теме « Умножение круглых чисел»
Задание |
Самопроверка + / - / ? |
Проверяемое умение (знание) |
1. Найди значение 3 • 7 = |
Знаю таблицу умножения |
|
2. Вычисли 4д. • 3 = |
Умею умножать однозначное именованное число на однозначное число |
|
3. Соедини выражение с его значением 7 • 10 8 • 100 7 80 800 70 700 8 |
Умею умножать число на 10, 100. |
|
4. Вычисли 50 • 10 = 20 • 100 = |
Умею умножать круглое число на 10, 100 |
|
5. Баба Яга и Кощей спорят, кто из них быстрее решит 60 • 3
|
Умею выбирать наиболее удобный (рациональный) способ умножения круглого числа на однозначное число |
|
6. Выбери удобный способ решения
|
Умею выбирать удобный способ умножения двузначных круглых чисел |
На данном этапе урока учащиеся учатся анализировать свои действия пошагово, так как при выполнении каждого задания они знают какое умение (операцию) оно проверяет.
После самостоятельной работы с данным листом учащимся предлагался эталон для самопроверки, с помощью которого они находили место ошибки или пробела в знании. (Таблица №2). При проверке по эталону учащиеся оценивают выполнение каждого задания: во втором столбике таблицы ставят знаки «+» - если ответ совпадает, «-» - если ответ не совпадает и «?» - если затруднились или не смогли выполнить задание. Такая работа позволяет учащимся фиксировать собственные затруднения.
На следующем этапе урока - коррекции выявленных затруднений, учащиеся называли место затруднений и формулировали цель своей дальнейшей работы. После формулирования собственных целей учащиеся самостоятельно исправляют допущенные ошибки. На этом же этапе они выполняют задания в соответствии с допущенными ошибками.
Таблица №2.
Эталон для самопроверки по теме «Умножение круглых чисел»
Задание |
Самопроверка + / - / ? |
Проверяемое умение (знание) |
1. Найди значение 3•7 = 21 |
Знаю таблицу умножения |
|
2. Вычисли 4д. • 3 = 12д. = 120 |
Умею умножать однозначное именованное число на однозначное число |
|
3. Соедини выражение с его значением 7 • 10 8 • 100 7 80 800 70 700 8 |
Умею умножать число на 10, 100. |
|
4. Вычисли 50 • 10 = 500 20 • 100 = 2000 |
Умею умножать круглое число на 10, 100 |
|
5. Баба Яга и Кощей спорят, кто из них быстрее решит 60 • 3
|
Умею выбирать наиболее удобный (рациональный) способ умножения круглого числа на однозначное число |
|
6. Выбери удобный способ решения
|
Умею выбирать удобный способ умножения двузначных круглых чисел |
|
7. Вставь пропущенные слова Чтобы найти произведение круглых чисел, можно выполнить умножение отбросив нули на конце, а затем приписать столько нулей, сколько их всего было отброшено. |
Знаю формулировку правила умножения круглых чисел |
После отработки тех умений (операций), в которых были допущены ошибки, учащимся предлагались разнообразные задания для самостоятельной работы с самопроверкой по изученному приему. А также задания, которые связывают новые знания, умения с уже пройденным материалом, например задания в занимательной форме, с игровыми элементами, блиц-опросы и др. В конце урока проводилась рефлексия учебной деятельности учащихся на уроке.
Таким образом, проводились уроки-рефлексии по всем изученным приемам темы «Внетабличное умножение и деление». В качестве дидактического материала использовали специально составленные работы с учетом пооперационного контроля (приложение №1).
В итоге после изучения темы у учащихся проверялось качество усвоения учебного материала. Была проведена контрольная работа, которая включала задания на отработанные приемы вычислений. Результаты приведены в таблице № 3.