Файл: Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников (Сущность педагогической оценки и отметки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 2006

Скачиваний: 67

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.

Одним из наиболее оптимальным инструментом оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося, или портфолио. Портфолио - в широком смысле слова - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося за определённый период его обучения. Это способ индивидуализированный, ориентированный на процесс самооценивания.

Портфолио как одна из эффективных форм накопительного оценивания позволяет:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

Конечно же, объективность оценки связана с разработкой критериев. На технологию критериального оценивания хотелось бы обратить особое внимание, так как все виды оценивания предполагают использование тщательно разработанных критериев для оценивания работ учащихся.

Критериальное оценивание - это оценивание по определенным критериям для достижения успешности учащихся. Критерии могут быть разработаны учителями, учениками и совместно учитель - ученик. Когда ученики знают критерии, по которым предстоит оценивание их деятельности, они понимают, что от них требуется, ставят перед собой цель, к которой им необходимо стремиться, разрабатывают стратегии, как этого можно достичь. Критерии разработанные учениками способствуют более высоким результаты учебной деятельности, так как работа проходит более эффективно и учащиеся ориентируются на свои возможности.

Для того, чтобы выработать критерии, необходимо установить какие знания и умения подлежат оценке. Критериальное оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ученику систему критериев.

Критериальное оценивание дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения (обеспечивает обратную связь); учит ставить цели; формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого; придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях; способствует снижению тревожности ученика; формирует положительную мотивацию; повышает качество знаний и успеваемости учащихся.


Кроме рассмотренных нами подходов к оцениванию учебных достижений школьников существуют и другие способы оценивания, которые способствуют формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и повышают качество успеваемости учащихся. Соответственно можно сделать вывод, что в систему учебной работы должны включаться разные методы и приемы проверки и оценки знаний, чтобы обеспечить качество учения. Особая роль в этом принадлежит формирующему оцениванию. Это понятие мы раскроем во второй главе исследования.

Выводы

В педагогике, дидактике, а также в школьной практике до сих пор нет точного определения таких понятий, как «оценка» и «отметка». Оценка и отметка некоторыми педагогами рассматриваются как абсолютно разные понятия (Ш. А. Амонашвили, Е. И. Перовский, В. П. Беспалько и др.), но в педагогической литературе и школьной практике очень часто их отождествляют.

Изучая систему оценивания, принятую в современной российской школе, мы пришли к выводу, что данная система устарела и требует замены, так как в условиях радикальных изменений содержания общего образования она не всегда выполняет свои функции и имеет ряд недостатков. Соответственно вопрос о создании новой системы оценки в школах приобретает особую актуальность в настоящее время.

В российских школах предлагается выстраивать новую систему оценивания в классе так, чтобы учащиеся включались в контрольнооценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Современная педагогическая наука имеет эффективные подходы к оцениванию учебных достижений, которые направлены на улучшение качества обучения. Поэтому мы рекомендуем включать в систему учебной работы разные современные методы и приемы проверки и оценки знаний.

2. Формирующее оценивание как инструмент повышения качества усвоения учебного материала учащимися начальных классов

2.1. Сущность формирующего оценивания


Методики и приемы организации формирующего оценивания

С внедрением нового ФГОС в педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной оценки учебных достижений учащихся. Недостатки и возникающие противоречия существующей системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся показывают, что данная система устарела и требует создание новой.

Основным направлением оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то стандарт второго поколения направлен на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Новый стандарт направлен на решение одной из важнейших задач общества - формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Соответственно для учителя современной школы актуальна проблема оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Поэтому оценивание должно проводиться не только с целью итоговой проверки достижений учащихся, а также и с целью формирования и развития предметных и метапредметных навыков и умений. Неотъемлемой частью становится оценка достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которая должна управлять качеством образования, обеспечивать комплексный подход к оценке результатов обучения и оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.

Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть понятным всем участникам образовательного процесса, гибким, объективным, многоинструментальным, психологически комфортным, многосоставным. С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: формирующее (текущая внутренняя оценка) и суммирующее (внешняя оценка образовательного результата).

Формирующее оценивание, или обучение для обучения, с начала 2000 годов стало преобладающим направлением в мировом образовании. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Согласно результатам международного исследования PIRLS в России 99% учащихся оцениваются учителями только с целью выставления отметок, когда среднемировой показатель составляет 72%. А умение учителей применять методы оценивания составляет только 28% [6].


Формирующее оценивание - это умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе. Это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, коммуникативные умения.

Данный вид оценивания называется формирующим потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся образовательной программы с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Основная цель формирующего оценивания - улучшать качество учения, мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.

По мнению зарубежных исследователей в области формирующего оценивания (Paul Black, Dylan Wiliam), основная его черта - применение таких приемов и методов, которые приводят к улучшению качества знаний обучающихся [58].

Harlen и James указывают на то, что формирующее оценивание устанавливает обратную связь и для учителя, и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития [6]. Lorie Shepard считает, что оно будет являться таковым, если его результаты могут быть немедленно использованы для определения новых путей и форм обучения. Для проведения формирующего оценивания не важно, какие формы, приемы и методы мы используем, формирующим его делает не набор заданий, а цель проведения [6].

При организации формирующего оценивания, по мнению зарубежных авторов, необходимо учитывать следующие условия: задания для оценивания соответствуют содержанию пройденного материала, используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий, которые позволяют выявить возможные проблемы у каждого ученика.

Учитель и ученик смогут иметь возможность по результатам оценивания спланировать определенные действия, которые будут направлены на повышение качества знаний, только тогда, когда результаты проведенного формирующего оценивания будут доступны для них сразу же.

Так как процесс обучения - это непрерывный процесс, то и процесс формирующего оценивания также должен быть непрерывным. Оно проводится не только после прохождения определенной темы или блока, но и в процессе обучения. В ходе формирующего оценивания оцениваются достижения учащихся в их развитии, а результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами данного ученика. В зависимости от изменения результатов обучения учащихся учитель меняет технологии обучения.


Формирующее оценивание проводится самими учащимися так часто, как необходимо учителю и учащимся для достижения образовательных целей. Шкала оценивания при формирующем оценивании может быть разработана учителем или группой учителей.

Принципы формирующего оценивания:

  • критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей;
  • нет открытого сравнения результатов оценивания разных учащихся, результаты сравниваются с предыдущими результатами данного ученика;
  • оценивание проводят сами учащиеся;
  • оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и сам процесс обучения;
  • использование электронных инструментов для оценивания;
  • документирование достижений учащихся.

Ознакомившись с научными исследованиями по проблеме формирующего оценивания, можно сделать вывод о том, что оценивание будет являться формирующим при наличии следующих элементов:

  1. постановка цели - планирование конечного результата оценивания;
  2. обратная связь - обеспечение учащихся информацией для правильного выполнения последующих шагов обучения;
  3. самооценивание и взаимооценивание - позволяет учащимся самостоятельно определять проблемы и пути их решения, отмечать слабые и сильные стороны работ своих одноклассников, понимать роль и необходимость оценивания;
  4. разработка критериев - способствует организовать процесс оценивания более «прозрачным», так как учащиеся понимают, за что получают ту или иную отметку, учатся оценивать свои работы, находить пробелы и планировать дальнейшую работу.

Выше перечисленные элементы характерны для многих моделей оценивания, но формирующее оценивание имеет свои отличительные черты.

Формирующее оценивание направлено на развитие у учащихся навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности собственной учебной деятельности.

«Педагогический словарь», авторы которого являются Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, дает следующее определение самооценки - это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. Самооценка бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [19].