Файл: Проблема оценивания учебной деятельности младших школьников (Сущность педагогической оценки и отметки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 2002

Скачиваний: 67

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При самооценке учащиеся размышляют о своих собственных знаниях. Каждый из учащихся после выполнения задания сравнивает свою работу с правильным ответом и оценивает ее по критериям. В ходе такой работы школьники учатся быть объективными по отношению к своим знаниям.

Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

  • констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);
  • мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
  • проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить...).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

Над развитием самооценки учителя начинают работать уже с первого класса, когда оценка учащегося опережает оценку учителя. Несовпадение этих двух оценок порождает необходимость выработки критериев оценивания, что позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую задачу.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.


В связи с радикальными переменами в образовании назрела

необходимость создания новой системы оценивания. С введением стандартов второго поколения ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Поэтому учителя на уроках должны использовать формирующее оценивание, которое дает учащимся возможность увидеть свои ошибки, позволит исправить недочеты и улучшить свое обучение. Учителям необходимо формировать контрольнооценочную самостоятельность младших школьников, ведь она является основой учебной самостоятельности школьников (основой умения учиться). Методики и приемы проведения формирующего оценивания в начальной школе.

На сегодняшний день ответственность за организацию и проведение оценивания в классе возлагается на школу. Контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляет образовательное учреждение с его уставом. В ФГОС НОО, утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года говорится: «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: .формирование основ умения учится и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [31]. Такой подход к оцениванию учебных достижений отвечает технология формирующего оценивания.

Формирующее оценивание - это новый подход к обучению и оцениванию, который эффективно повышает образовательные достижения каждого ученика, сокращает разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении.

При введении формирующего оценивания надо учитывать следующие условия:

  1. изменение характера учебного процесса и новых педагогических подходов. Эффективность учения при внедрении новых методик и инструментов зависит от активного вовлечения ученика в учебный процесс;
  2. оценивание должно быть частью эффективного планирования обучения и учения;
  3. результаты оценивания должны быть использованы для корректировки учения и преподавания;
  4. изменение личного педагогического стиля учителя;

К проведению формирующего оценивания существует несколько подходов. Так, Dylan Wiliam и Paul Black предлагают на первом этапе работы определять намерения обучающихся и критерии успеха, затем необходимо организовать эффективную работу в классе, создать такую обратную связь, которая обеспечит продвижение обучающихся вперед, активизировать работу учащихся в группах и парах для проведения взаимооценки и объяснить учащимися, что они являются организаторами своего собственного обучения [57].


М. А. Пинская на первом этапе оценивания предлагает перевести цели в измеряемый учебный результат, определить необходимый уровень их достижения, отобрать техники оценивания, выбрать и реализовать соответствующие методы обучения, провести оценивания и определить, достигнуты ли планируемые результаты [29].

Согласно стратегии, предложенной в образовательной системе «Школа 2100», на первом этапе работы определяются предметные и метапредметные результаты, подлежащие оценке. Затем производится совместное определение учителем и учеником критериев отметки и оценки. На следующем этапе определяется количество выставляемых оценок, время их выставления и места накапливания. Определяется система выставления итоговых оценок.

Изучив разные подходы исследователей к проведению формирующего оценивания, деятельность учителя можно представить в виде алгоритма. На наш взгляд, наиболее удобный подход к проведению, разработанный И. С. Фишман и Г. Б. Голуб [43]:

  1. определить планируемые результаты обучения;
  2. организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата;
  3. сопровождение процесса достижения планируемых результатов при помощи обратной связи.

Определив подход к проведению формирующего оценивания, учителю надо выбрать методы и приемы, которые необходимы ему исходя из поставленных целей.

Выделяют несколько групп методов и приемов формирующего оценивания:

  1. по цели оценивания:
  • оценивающие результат;
  • оценивающие метапознавательный процесс;
  1. по времени проведения:
  • регулярно используемые в течение образовательного процесса (урока);
  • используемые после прохождения определенного блока (темы, правила и т. д.);
  1. по возможности использования:
  • универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты);
  • предметные (оценивающие только предметные результаты);
  1. с точки зрения участников оценивания:
  • оценивание производится только учителем;
  • самооценивание;
  • взаимооценивание;
  • комбинированное оценивание [6].

М.А.Пинская [27] предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:

  • критериальное самооценивание;
  • критериальное взаимооценивание;
  • карта понятий;
  • составление тестов.

Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.


Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.

Карта понятий - это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий - это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.

Составление тестов - этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.

В настоящее время разработано огромное количество интересных методик и приемов проведения формирующего оценивания в начальной школе, которые можно использовать уже с первого класса. Приведем некоторые из них.

Постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы. В терминах классификации Б. Блума это могут быть вопросы на:

  • приложение: Какие ещё примеры ты знаешь?
  • анализ: Как ты можешь доказать, что ...?
  • синтез: Как можно это организовать, решить?
  • оценку: Что ты думаешь о ...?

При постановке вопросов необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс ответов на вопросы.

Наблюдение. Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.

Беседы-обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока.


Анализ - обсуждение и оценка письменных работ вместе с детьми.

Проверка понимания материала. Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами.

Методика «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов.

f- задание, упражнение, элемент чего-либо и т.д. не усвоен.

  • есть не точности, затруднения.
  • задание выполнено.

Также выполнение задания можно оценить и с помощью знаковой, жестовой оценки.

Методика «Линеечка» (Г. А. Цукерман). Эта методика оценки и самооценки, разработанная применительно к психоанализу, была адаптирована для оценивания младших школьников Г. А. Цукерман [47]. Инструментом оценивания выступает линеечка - вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень (знаний, умений) знаком крестик. Эту самооценку можно и нужно сравнивать затем с оценками, данными ученику его одноклассниками и, конечно, учителем. Педагог отмечает на линеечке свою оценку, которая может быть выше ученической, ниже её или совпадать с ней (тогда она обводится кружком). Результаты ученической самооценки позволяют выделить группу школьников с заниженной или завышенной самооценкой и корректировать в дальнейшем их самостоятельную оценочную деятельность.

Методика «Лесенка успеха». В начале изучения темы полезно провести

стартовую оценку подготовки учащихся. Её результаты отмечают на лесенке достижений, когда фигура, символизирующая исходный уровень владения данным навыком, помещается на ту или иную ступеньку. В процессе дальнейшего обучения фигура перемещается по лесенке и наглядно показывает успехи каждого учащегося.

В рамках надпредметного курса «Мир деятельности», разработанного Л. Г. Петерсон, используется также лесенка успеха. Она состоит из двух частей: знаю и умею. Первая часть «знаю» заполняется учащимися в конце урока на этапе рефлексии. Таким образом, учащиеся уже с 1 класса учатся понимать, что «знать» - не значит «уметь». На следующий день после изученной темы учащиеся в течение недели заполняют индивидуальную карту «Копилка моих достижений», которая представляет собой линеечки, где они отмечают свои знания и умения по данной теме. И только через неделю, в начале урока учащиеся возвращаются к лестнице успеха, в которой заполняю вторую часть - оценивают свои умения по изученной теме.