Файл: Проблемы профессиональных стрессов и выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из ключевых задач по профилактике стресса на рабочем месте должна быть заинтересованность руководителей организаций по сохранению эмоционального здоровья сотрудников, путем выработки комплекса мер по информированию, консультированию, диагностике и предупреждению «выгорания».

Здесь может проводиться как индивидуальная работа, так и групповая, используя при этом все для данного случая подходящие тренинги, психологическое консультирование и другие. Не меньшее значение имеет и благоприятный климат в коллективе, профессиональная и дружеская поддержка коллег. В настоящее время разработка оптимальных стратегий поведения для людей, которые подвержены эмоциональному выгоранию, является приоритетной задачей в организациях. И к данному моменту сформировалось три основных направления в этой области:

1. выявление проблем;

2. улучшение психологического климата в коллективе;

3. работа с индивидуальными особенностями специалистов.

В заключении хочется отметить, что проблема эмоционального выгорания встречается почти у каждой личности, но данная проблема вполне решаема, если вовремя ее выявить и не пускать на самотек.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса / А.В. Алексеев – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. -224 с.
  2. Бобков А.И., Бобкова А.С. Стресс, жизнь и смерть: Научно-философский трактат / А.И.Бобков, А.С.Бобкова . – М: ОАО «Оригинал», 1997. – 144 с.
  3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А.Бодров. – М.: ПЕРСЭ. – 2006. - 350 с.
  4. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания / В.В.Бойко

[Электронный ресурс]. URL: http://rumagic.com (дата обращения: 20.08.2019)

  1. Брайн Люк Сиворд. Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному росту / Брайн Люк Сиворд. – М.: Издательская группа «Весь», 2010. – 310 с.
  2. Брайт Д., Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /Д.Брайт, В.А.Бодров. – М: ПЕР СЭ. – 2006. - 228 с.
  3. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д.Брайт,

Ф.Джонс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. – 352 с.

  1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е.Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  2. Гейссельхарт Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации / Р.Гейссельхарт. – М.: Омега-Л, 2014. – 118 с.
  3. Грецов А.Г., Попова Е. Г. Научись преодолевать стресс / А.Г. Грецов, Е.Г. Попова. – СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2014. – 56 с.
  4. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж.Гринбер. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
  5. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней молодости и юности/С.П.Иванова//Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. - №9. - С. 99-108.
  6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2015. – 400 с.
  7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
  8. Концепция типов поведения Фридмана и Розенмана [Электронный ресурс] URL: https://psyisland.wordpress.com/2013/01/23/16-концепциятипов-поведения-фридмана-и/ (дата обращения: 16.08.2019)
  9. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности // Психология здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова / Л.В. Куликов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
  10. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека /

А.Б. Леонова. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. – 200 с.

  1. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. – 123 с.
  2. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. – Москва : Смысл, 2007. - 280 с.
  3. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. – Мн.:

Выш.шк., 1988. – 233 с.

  1. Мандель Б.Р. Психология стресса – М.: Флинта, 2014 [Электронный ресурс] / Б.Р. Мандель. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8479454 (дата обращения: 16.08.2019)
  2. Мельник Б. Е., Кахана М. С. Медико-биологические формы стресса / Б.Е. Мельник, М.С. Кахана. – Кишинев, «Штиинца», 1981. – 176 с.
  3. Методика «Шкала организационного стресса» (Маклин) [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/test300m/sos (дата обращения: 16.08.2019)
  4. Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб.пособие. / Л.Л. Панченко. – Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2016. – 335 c.
  5. Пигулевская И.С. Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым / И.С. Пигулевская. – М.:

Центрполиграф, 2014. - 138 с.

  1. Повышение эффективности менеджмента учреждений здравоохранения в современных условиях на основе принципов бережливого производства [Электронный ресурс]. URL: http://lean-kaizen.ru/pdf.php/pdf=32 (дата обращения: 16.08.2019)
  2. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум /сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
  3. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2013. – 224 с.
  4. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически ориентированный подход к решению психологических проблем. / М.Е. Сандомирский. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 297 с.
  5. Сапольски Р. Психология стресса. / Р.Сапольски. – СПб.: Питер, 2015. – 480 с.
  6. Селье Г. Стресс без дистресса [Электронный ресурс]. URL: http://psybe-ria.ru/book/distress.pdf (дата обращения: 15.08.2019)
  7. Стахнева И.Ю. Психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам. [Электронный ресурс]. /И.Ю. Стахнева. – Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2009/09.pdf (дата обращения: 15.08.2019)
  8. Журвалева А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под.ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 512 с.
  9. Стресс: Тонкости, хитрости и секреты.– М.: Бук-преcc, 2016. - 384 c.
  10. Топчий М.В., Чурилова Т.М. Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. – Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2015. – 312 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Методика «Шкала организационного стресса»

Данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу (ОС), связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресс-синдромов, как психическое выгорание, хроническая усталость, синдром менеджера. Высокий уровень ОС связан с предрасположенностью к поведению типа «А».

Методика позволяет определить общий индекс ОС и пять дополнительных показателей:

  • способность самопознания (когнитивность);
  • широта интересов;
  • принятие ценностей других;
  • гибкость поведения;
  • активность и продуктивность деятельности.

Инструкция: внимательно прочитайте представленные ниже утверждения и оцените степень вашего согласия с ними, используя шкалу от «абсолютно верно» до «абсолютно».

п/п

Утверждение

Абсолютно верно (всегда)

В большинстве случаев

Нечто среднее

Скорее не верно

Абсолютно неверно (никогда)

1

При возникновении проблем я незамедлительно начинаю активно действовать

2

После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах

3

Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения

4

Я хорошо знаю свои собственные слабости и сильные качества, помогающие мне в работе

5

В нашей организации работает довольно много людей, с которыми у меня теплые и доверительные отношения

6

Мне нравится много работать, я получаю удовольствие от своей работы

7

На работе мне часто неинтересно, я работаю только изза денег

8

Мне интересно встречаться, разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моего собственного

9

Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время

10

В выходные дни я активно отдыхаю

11

Я могу продуктивно работать только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня


12

Я работаю прежде всего для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому что, я получаю удовольствие от своей работы

13

В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи)

14

На работе я часто вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я

15

Я испытываю беспокойство по поводу сохранения своей работы

16

В моей жизни кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (хобби, развлечения, творчество)

17

Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу

18

Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах

19

Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных

(трудных) ситуаций,

мешающих мне достигать

поставленных целей и задач

20

Я часто не согласен с моим непосредственным начальником или вышестоящими руководителями

Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с общим «ключом» подсчитывается общее количество баллов – общий индекс ОС. Чем меньше его величина, тем выше толерантность к стрессу и устойчивость продуктивной деятельности.

ОС больше 50 баллов – высокая восприимчивость к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «А» (по Фридману).

ОС в интервале 40 – 49 баллов – средняя стресс–толерантность и предрасположенность к поведению типа «АБ» (промежуточный тип поведения).

ОС меньше 39 баллов – высокая толерантность к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «В» – «иммунному» типу поведения.

Полезную информацию для разработки антистрессовых мероприятий, направленных на коррекцию персональной восприимчивости организационных стрессов, может дать сравнительный анализ показателей пяти субшкал.


  1. Способность самопознания (когнитивность): утверждения 4, 9, 13, 18.
  2. Широта интересов: утверждения 2, 5, 7, 16.
  3. Принятие ценностей других: утверждения 3, 8, 14, 20.
  4. Гибкость поведения: утверждения 1, 11, 17, 19.
  5. Активность и продуктивность: утверждения 6, 10, 12, 15.

Ответы на утверждения субшкал оцениваются также в соответствии с общим «ключом».

Общий «ключ»

Приложение Б

Методика «Инвентаризация симптомов стресса»

Методика позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса.

Инструкция: прочитайте вопросы и оцените, как часто проявляются нижеперечисленные симптомы.

никог-да

ред-ко

час-то

все-гда

1

Легко ли вы раздражаетесь из-за мелочей?

1

2

3

4

2

Нервничаете ли вы, если приходится чего-либо ждать?

1

2

3

4

3

Краснеете ли вы, когда испытываете неловкость?

1

2

3

4

4

Можете ли вы в раздражении обидеть когонибудь?

1

2

3

4

5

Критика выводит вас из себя?

1

2

3

4

6

Если вас толкнут в общественном транспорте, постараетесь ли вы ответить обидчику тем же или скажете что-нибудь обидное; при управлении автомобилем часто ли жмете на клаксон?

1

2

3

4

7

Вы постоянно чем-то занимаетесь, все ваше время заполнено деятельностью?

1

2

3

4

8

В последнее время вы опаздываете или приходите раньше времени?

1

2

3

4

9

Часто ли вы перебиваете других, дополняете высказывания?

1

2

3

4

10

Страдаете ли вы отсутствием аппетита?

1

2

3

4

11

Часто ли вы испытываете беспричинное

1

2

3

4

беспокойство?

12

Кружится ли у вас голова по утрам?

1

2

3

4

13

Испытываете ли вы постоянную усталость?

1

2

3

4

14

Даже после продолжительного сна вы чувствуете себя разбитым?

1

2

3

4

15

У вас возникают проблемы с сердечной деятельностью?

1

2

3

4

16

Страдаете ли вы от болей в области спины и шеи?

1

2

3

4

17

Часто ли вы барабаните пальцами по столу, а сидя — покачиваете ногой?

1

2

3

4

18

Мечтаете ли вы о признании, хотите ли, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?

1

2

3

4

19

Считаете ли вы себя лучше других, но, как правило, никто этого не замечает?

1

2

3

4

20

Вы не можете сконцентрироваться на необходимом деле?

1

2

3

4