Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 508
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Психология стресса: история возникновения понятия, его виды, формы
1.2. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание
1.3. Особенности исследования переживания стресса и
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
2.1. Описание методик исследования
Так же, был проведен целый ряд исследований, связанных с производственным стрессом и его последствиями. Хелт и Сафети произвели попытку оценить заболеваемость, связанную с работой. В проведенном исследовании были получены результаты, в которых испытуемые сообщали о наличии заболеваний, вызванных или обостренных стрессом. Но и полученные результаты не сочли вполне легитимными, т.к. практически невозможно доподлинно установить, что развитие заболеваний напрямую связано с пережитыми производственными стрессовыми ситуациями.
У Л.А. Китаева-Смыка мы обнаружили систематизацию понятия стресс, объединенных в четыре категории [20, с. 20]:
- Стресс – это воздействие на человека, оказывающее сильное неблагоприятное, отрицательное влияние на организм человека или неприятное воздействие.
- Стресс – сильное неблагоприятное для организма физиологическое или психологическое реагирование на действия стрессора.
- Стресс – это реакция (физиологическая, психологическая, социально- психологическая, рабочая), возникающая в организме в ответ на экстремальные воздействия внешней среды.
- Стресс – это комплексная система реакций организма, схожих и одинаково действующих при разных адаптационных состояниях. (Селье уточнил, что симптомы подобных реакций тождественны как при негативных, так и при позитивных воздействиях; иначе говоря, симптомы одинаковы, но неспецифичны).
В. В. Суворова, как и многие другие психофизиологи, определяет стресс как «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [45, с. 6]. Но, согласно представлениям Селье о природе стресса, он может быть и полезным, осуществляющим мобилизацию всех сил организма, в том числе, и иммунной. При этом вводится понимание перевода первичного стресса в одну из двух его форм – эустресс (положительный) и дистресс (отрицательный).
Ю.В. Щербатых называет ряд условий, способствующих тому, чтобы первичный стресс стал полезным, т.е. перешел в состояние эустресса [50, с. 14]:
- положительный эмоциональный фон;
- опыт решения подобных проблем в прошлом и положительный прогноз на будущее;
- одобрение действий индивидуума со стороны социума;
- наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
Если вышеназванные условия отсутствуют или на организм оказывается значительное негативное воздействие, то первичный стресс трансформируется в дистресс, на это могут оказывать влияние факторы, являющиеся как объективными, так и субъективными [50, с. 14]:
- эмоционально-когнитивный аспект – нехватка необходимой информации, негативный прогноз развития событий, ощущение
беспомощности и безысходности в сложившейся ситуации;
- мощная сила стресса, превосходящий адаптационные способности организма;
- длительное, по продолжительности, стрессорное воздействие, приводящее к истощению адаптационных ресурсов.
Как уже следует из теории стресса, он может быть по природе своей биологическим – представлять собой реакцию организма в ответ на воздействие внешней среды, а также – психологическим, обладающим набором специфических особенностей. Например, психологический стресс не обязательно наступает в ответ на свершившееся стрессовое событие, стресс может испытывать человек, находящийся в ситуации ожидания неприятных событий и специфическим образом на это реагировать. Действительно, исследования физиологов показали, что, в отличие от животных, человек может реагировать не только на реально имеющую место быть физическую опасность, но и на угрозы о ней или напоминания о ней: у человека, которому грозит сокращение на работе, мысли о предстоящем сокращении могут вызывать более сильные реакции со стороны вегетативной нервной системы, нежели в ситуации реального сокращения. Это объясняет специфику психоэмоционального стресса, свойственного человеку, но не являющимся характерным для животных.
Еще одной особенностью психологического стресса является «существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации» [40]. Обладание активной жизненной позицией или представления о том, что на стрессорный фактор можно влиять, активизирует преимущественно симпатический отдел вегетативной нервной системы, при усилении пассивности в стрессовой ситуации усиливает преобладание парасимпатических реакций вегетативной нервной системы.
1.2. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание
Под профессиональным стрессом в психологии понимают сложный феномен, проявляющийся в психическом и физическом реагировании на сложные, энергозатратные ситуации, возникающие в трудовой деятельности человека
На сегодняшний день, профессиональный стресс включен в МКБ-10.
Исследования показали, что профессиональный стресс вызывается перегрузками человека на работе, ситуациями, в которых отсутствует четкое разграничение полномочий и должностных обязанностей, ситуации, в которых коллеги по работе ведут себя неадекватно и/или деструктивно, неадекватная оплата труда, однообразная, монотонная деятельность, а также деятельность, в которой работник не видит смысла и интереса, отсутствие возможности профессионального и карьерного роста. Более того, даже долгая и выматывающая дорога на работу и обратно, способна спровоцировать состояние профессионального стресса, а также низкая загруженность работой, вследствие чего работник может испытывать ощущение, что он не реализует свои способности и умения в полной мере.
К причинам сильных нервных напряжений относят, как правило, условия труда: плохое освещение, недостаточная вентиляция помещений, теснота, отсутствие даже минимального личного пространства. К косвенным факторам, также влияющим на возникновение профессионального стресса, относят отсутствие информации и времени. Косвенные факторы напрямую не влияют на развитие стрессовости, но усиливают ее.
В теориях, раскрывающих суть профессионального стресса, можно выделить множество различных классификаций, имеющих специфические особенности. Так, Н.В. Самоукина выделила три вида профессионального стресса [37]:
- Информационный стресс – возникает тогда, когда существует ситуация жесткого ограничения по времени, работнику трудно в срок выполнить поставленные перед ним задачи из-за чего он испытывает напряжение.
- Эмоциональный стресс – возникает в ситуации предполагаемой или реальной опасности.
- Коммуникативный стресс – данный вид связан с проблемами деловых коммуникаций как между членами коллектива, так и в связи с личностными особенностями конкретного сотрудника (повышенная тревожность, эмоциональность, низкая самооценка и т.п.).
Среди частных причин производственных стрессов Н.В. Самоукина выделила такие как: связанные с достижениями, связанные с конкуренцией, вызванные страхом ошибиться, из-за различий в темпераментологических особенностей сотрудников, и т.п..
По мнению западных специалистов, можно выделить 6 ведущих источников стресса среди работников [50, с. 81] (см. рис. 1).
1) режим трудовой деятельности |
→ |
плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д. |
2) роль работника в организации |
→ |
ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределен ность ит. д. |
3) коммуникативные факторы |
→ |
взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полно мочий и т. д. |
4) трудности построения деловой карьеры |
→ |
неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медлен ный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т. д. |
5) факторы, связанные с организационной куль-турой и психологическим климатом |
→ |
несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуаль ной свободы, интриги и т. д. |
6) вне организационные источники стрессов |
→ |
проблемы в семейной жизни из-за сверх-нормативных нагрузок на работе; неумение раз делить профессиональную и семейную ролевую стратегию пове дения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих суп ругов на карьерное продвижение, и т. д.) |
Рисунок 1. Источники стресса
Факторы, из-за которых возникает производственный стресс, подразделяются на объективные – не связанные с личностью работника и субъективные – напрямую зависящие от самой личности и управляемые ею.
Среди объективных факторов можно выделить:
- Факторы производственной среды (наличие шума, пыли, работа с химическими веществами);
- Экстремальные обстоятельства (аварии, срывы поставок);
- Условия работы (с одной стороны, неудобное оборудование или опасность травматизма, с другой – форма деятельности (интенсивная или длительная работа, ночные смены, информационные перегрузки, монотония, неудобные позы).
К субъективным факторам относят внутриличностные и межличностные. Среди внутриличностных выделяют:
- Личностные (неуверенность в себе, страх неудачи, ошибки, низкая мотивация, неуверенность в собственном будущем);
- Состояние здоровья (острые и хронические заболевания);
- Профессиональные (низкая квалификация, небольшой опыт работы).
Среди межличностных выделяют:
- Руководство (отсутствие четких целей и критериев их достижения, чрезмерный контроль);
- Подчиненные (пассивность или излишняя инициативность, воровство, некомпетентность);
- Коллеги (зависть, конкуренция, отсутствие взаимопомощи);
- Внешние факторы (клиенты, конкуренты, госорганы, криминал).
Важно понимать, что существует целый ряд профессиональных видов деятельности, в которые уже заложены стрессогенные факторы, связанные с производственными особенностями. В некоторых видах деятельности вредные факторы являются комбинированными.
Изучая проблему профессионального стресса, невозможно обойти стороной такое явление, которое в психологической науке носит название синдрома профессионального выгорания. Под синдромом профессионального выгорания понимают состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы» [50, с. 84]. В зоне первичного риска находятся такие профессии как: педагог, психолог, врач, социальный работник; в зоне вторичного риска называют профессии: биржевой маклер, продавец, работающий в системе сетевого маркетинга, а также другие профессии, связанные с длительными эмоциональными перегрузками.
Синдром профессионального выгорания является многокомпонентным, состоящим из эмоциональной истощенности, деперсонализации и редукции профессиональных достижений. Доказано, что степень интенсивности профессионального выгорания зависит от жизненных стратегий, используемых работником. Высокий уровень выгорания проявляется у людей, проявляющих пассивность в сопротивлении стрессовым ситуациям.
Напротив, работники, с активной жизненной позицией по отношению стрессфакторов, реже подвержены профессиональному выгоранию.
Одним из ведущих специалистов в области эмоционального (или профессионального) выгорания в нашей стране является В.В. Бойко, который под профессиональным выгоранием понимал «выработанный личностью механизм психологической защиты, осуществляемый в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их силы) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [9].
Исследование феномена эмоционального выгорания привело к выводу о том, что он представляет собой наработанный за определенный период жизни стереотип эмоционального, а зачастую – профессионального поведения. По своей сути, «выгорание» является неким функциональным стереотипом, т.к. позволяет личности экономить на расходовании своих энергетических ресурсов. При этом, зачастую, на фоне дозированного и экономного расходования энергии, возникают дисфункциональные следствия, в результате чего «выгорание» негативно сказывается на процессе выполнения профессиональной деятельности специалиста и в партнерском взаимодействии. В результате чего, можно говорить о том, что профессиональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности. На скорость протекания данного процесса и определение вероятности возникновения проф.деформации, влияют индивидуальноличностные особенности личности (те же самые, что и на собственно стрессоустойчивость, которые мы описывали выше).
Рассмотрим факторы, влияющие на профессиональное выгорание. Также как и при стрессах, роль играют две группы факторов – внешние и внутренние.
Итак, к внешним факторам профессионального выгорания относят следующие:
- Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.
Данная деятельность сопряжена с активными коммуникациями с другими людьми, направленная на постоянное восприятие информации и партнеров. Человеку, которому по роду своей деятельности приходится постоянно работать с людьми, необходимо постоянно усиливать через свои эмоции различные стороны коммуникативного общения: энергично формулировать и реализовывать намеченные планы и задачи, быть внимательным, воспринимать то, что есть, а не то, что хочется видеть (слышать), быстро запоминать различную информацию и активно интерпретировать информацию, идущую от разных каналов восприятия – визуального, звукового, а также письменную, приходится быстро ориентироваться в предложенных вариантах и активно принимать решения.