Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 478
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Психология стресса: история возникновения понятия, его виды, формы
1.2. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание
1.3. Особенности исследования переживания стресса и
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
2.1. Описание методик исследования
В рамках второго подхода стресс описывается и трактуется в контексте характеристики окружающей среды с позиции тревожащих или разрушающих стимулов. Графическое изображение данной модели представлено на рис. 2:
Рисунок 2. Зависимость эффективности деятельности человека от условий
В данном подходе диагностика стресса направлена на выявление стрессфакторов внутренней среды организации и внешней бизнес-среды. Под стрессом понимаются причины, а не симптомы. Именно поэтому, комплекс диагностических мероприятий должен учитывать два взаимосвязанных аспекта: выявление отдельных факторов стресса и их взаимосвязи, а также интегральной оценки их стрессового воздействия. В результате, для диагностики стрессовых состояний, в рамках данного подхода, необходимо выявить стрессовые факторы физической и социальной обстановки на работе, стрессогенные факторы внешней рабочей среды, установление типичных стрессовых ситуаций и специфику восприятия их рабочим персоналом с позиции стрессогенности или степени психологической угрозы.
Третий подход является моделью взаимодействия человека со средой, представляет собой стресс как ответной реакции на отсутствие соотнесения личных возможностей и требований среды.В рамках данного подхода наиболее известной является модель Кокса-Маккэя: стресс является частью комплексной и динамической системы взаимодействия человека и окружающей среды. Стресс – это индивидуально воспринимаемый феномен, опосредованный психологической спецификой личности. В рамках данного подхода подчеркивается обратная связь между всеми компонентами системы, иначе говоря, стресс является не линейной реакцией, а замкнутой системой, в которой можно выделить пять стадий:
Таблица 2
Стадии развития стресса
Управление профессиональными стрессами напрямую связано со сложным взаимодействием возможностей человека и требований к нему на работе. Важно учитывать профессиональный статус работника (роль, должность), его персональные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями, определение специфики восприятия ситуации работником и оценки эффективности преодолевающего поведения.Методики должны учитывать гендерные особенности обследуемых, их возраст, социальный статус. С учетом того, что на формирование и развитие стрессовости оказывает влияние типологически личностные особенности, важно исследовать личностный адаптационный потенциал и ресурсы стрессо-устойчивости.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
2.1. Описание методик исследования
Для реализации поставленных задач, нами были отобраны методики, направленные на исследование стрессовых состояний, в том числе и в реорганизационном процессе. В результате было использовано четыре методики:
- Шкала организационного стресса (автор Маклин, адаптация Н.Е. Водопьяновой);
- Инвентаризация симптомов стресса (автор Т. Иванченко);
- Шкала психологического стресса – PSM-25 (авторы Л. Лемур, Р. Тесьер, Л. Филлион, адаптация Н.Е. Водопьяновой);
- Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (авторы И. Ладанов, В. Уразаева).
Данные методики являются апробированными и валидными и могут использоваться при диагностике стрессовых состояний.
2.1.1. Методика «Шкала организационного стресса»
Данная методика была разработана Маклиным, адаптирована Н.Е. Водопьяновой [8, с. 62-68].
Целью методики является измерение восприимчивости к организационному стрессу (ОС). Данная восприимчивость связана с «недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил» [8, с. 62-63].
Чем выше показатель организационного стресса, тем сильнее уязвимость к переживанию рабочих стрессов, чаще переживание дистрессов (Н.Е. Водопьянова имеет в виду следующие стрессиндромы: эмоциональное выгорание, синдром хронической усталости, синдром менеджера).
Высокий показатель ОС связан с предрасположенностью человека к типу А (по Фридману): поведенческое ядро, характеризующееся
«агрессивностью, нетерпеливостью, чрезмерной вовлеченностью в работу, стремлением к достижению, соперничеству, преувеличенным чувством нехватки времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела» [10]. М. Фридман и Р. Розенман ввели понятие «тип А» в 60-х годах XX века, кроме описательной характеристики данного типа они установили, что люди, принадлежащие к типу А «от 4 до 7 раз чаще (чем лица типа В) заболевают инфарктом миокарда» [10].
Людям типа В описанные в типе А характеристики не свойственны.
М. Фридман и С. Розенман исследовали причины заболеваний, имеющих отношение к атеросклерозу коронарных артерий. Целью исследования ученые определяли следующее: могут ли чувства и мысли человека влиять на развитие этой болезни, и, если такая связь существует, то каковы механизмы её развития? [21]
В результате проведенного исследования, организованного на пациентах с заболеваниями сердца, были выделены общие характерные для всех испытуемых поведенческие признаки: «люди проявляли следующую реакцию на события обыденной жизни: у них наблюдались сильные тенденции к противоборству и постоянная потребность одерживать победу, их легко было вывести из себя, если кто-то действовал им наперекор, отчаянно защищали собственное устоявшееся мнение, проявляли нетерпение в дорожных пробках, очередях, у них отмечалась навязчиво-принудительная потребность быстрее завершать любое дело, быстро кушали и быстро передвигались, состояние бездеятельности для них невыносимо» [21]. В результате, Фридманом и Розенманом была составлена классификация, в которой люди с описанными выше поведенческими характеристиками были охарактеризованы как лица с паттерном поведения типа А, люди, имеющие противоположные черты – охарактеризованы как тип В. При этом, в исследовании также была установлена третья группа – лица, имеющие промежуточные характеристики типов А и В – это группа типа АБ.
Помимо определения общего индекса организационного стресса, позволяющего отнести испытуемых к той или иной группе, методика позволяет исследовать пять показателей: когнитивность, широту интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность деятельности.
Результаты обрабатываются и интерпретируются следующим образом: к методике прилагается общий индекс ОС. Высокое количество баллов по этому показателю свидетельствует о низкой толерантности к стрессу и о низкой устойчивости продуктивной деятельности. Если ОС выше 50 баллов, это указывает на высокую восприимчивость к организационному стрессу, в соответствии с теорией Фридмана и Розенмана, поведению типа А. Показатель ОС от 40 до 49 баллов соответствует среднему показателю толерантности к стрессу, поведение типа АБ. Показатель ОС менее 39 баллов свидетельствует о высокой толерантности к организационному стрессу, поведение типа В, так называемый «иммунный» тип поведения.
Анализ пяти субшкал проводится по каждой шкале в отдельности с учетом следующих показателей [30]:
Опросные бланки и текст методики представлены в Приложении А.
2.1.2. Методика «Инвентаризация симптомов стресса»
Данная методика была разработана Т. Иванченко[8, с. 29-31].
Целью методики является исследование стрессовых признаков и степень их проявления. Респондентам необходимо ответить на 20 вопросов и оценить частоту проявлений каждого перечисленного симптома, для этого предлагаются такие варианты ответов как: никогда, редко, часто, всегда.
Обработка и интерпретация результатов:
Осуществляется подсчет общего количества набранных баллов, в результате данные распределяются по четырем группам:
- 20-30 баллов – психическая адаптированность;
- 31-45 баллов – средний уровень переживания стресса;
- 46-60 баллов – высокий уровень переживания стресса;
- 61-80 баллов – крайне выраженный уровень переживания стресса.
Первая группа – это лица, живущие спокойно и разумно, достаточно легко справляющиеся с жизненными проблемами, но нередко «витающие в облаках».
Вторая группа – лица, которым свойственны активная деятельность и напряжение; подвержены стрессу во всех его проявлениях: в позитивном плане – в стремлении добиться результатов, в негативном – переживание проблем и столкновение с трудностями.
Третья группа – честолюбивые люди, стремящиеся к карьерному росту, зависимы от мнения окружающих, что усиливает стрессогенность. Склонны вступать в споры, проявлять гнев из-за мелочей, стремятся получить от жизни все по максимуму. Эти люди – настоящие борцы за жизнь и с жизнью.
Четвертая группа – люди, находящиеся в состоянии постоянного стресса, который угрожает и здоровью, и отношениям с окружающими.
Опросные бланки и текст методики представлены в Приложении Б.
2.1.3. Методика «Шкала психологического стресса – PSM-25»
Данная методика была разработана Л. Лемуром, Р. Тесьером, Л. Филлионом, адаптирована Н.Е. Водопьяновой [8, с. 41-44].
Методика направлена на измерение феноменологической структуры переживания стресса.
Целью методики является измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
В традиционных методах исследования стрессовых состояний основной акцент делается на косвенных измерениях психологического стресса через стрессора или патологических проявлений тревожности, депрессии, фрустрации и т.п. Далеко не каждая методика предназначена для того, чтобы измерять стресс в контексте естественного состояния психической напряженности. Именно это послужило причиной тому, чтобы учеными – Лемуром, Тесье и Филлионом был разработан опросник, описывающий состояние человека, находящегося в стрессе, в результате чего отсутствует необходимость определения следующих переменных: стрессовых патологий» [13, с. 41]. Данная методика считается универсальной, т.к. может применяться для лиц в возрастном диапазоне от 18 до 65 лет, принадлежащих к разным профессиональным группам. Представленная методика широко апробирована на большой выборке (более 5 000 человек) в более чем семи странах мира.
Исследование психометрических показателей методики показало, что интегральный показатель PSM имеет положительные корреляционные связи со шкалой тревожности (методика Спилберга), индексом депрессии.
Респондентам предлагается опросник с утверждениями, характеризующими психические состояния. Испытуемым необходимо оценить каждое утверждение в соответствии с тем, как часто они переживают то или иное состояние: никогда, крайне редко, очень редко, редко, иногда, часто, очень часто, постоянно (ежедневно).
Обработка и интерпретация результатов:
Подсчитывается сумма всех ответов – интегральный показатель психической напряженности (ППН). Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.
25-100 баллов – состояние психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.
154-100 баллов – средний уровень стресса.
155-200 баллов – указывает на высокий уровень стресса, что является свидетельством состояния дезадаптации и психического дискомфорта, необходимость в применении широкого спектра средств и методов для уменьшения нервно-психического напряжения, психологической разгрузки, смены стиля мышления и жизни.
Опросные бланки и текст методики представлены в Приложении В.