Файл: Проблемы профессиональных стрессов и выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 501

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

деятельности руководителя»

Данная методика была разработана И. Ладановым, В. Уразаевой [8, с. 68-70].

Целью методики является: «на примере стрессогенных факторов определить, насколько человек адаптирован к определенной обстановке и как проявляются его способности действовать в определенной ситуации» [41, с. 237].

Респондентам предлагается список из 12 утверждений, к каждому из которых необходимо выбрать вариант ответа: никогда, редко, иногда, часто, всегда.

Сферы рабочих стрессов:

  1. Конфликтность коммуникаций.
  2. Стрессы рабочих перегрузок.
  3. Информационный стресс.
  4. Стрессы «вертикальных» коммуникаций.

Обработка и интерпретация результатов:

  • 3-6 баллов – низкий уровень реакции на стресс
  • 7-11 баллов – средний уровень реакции на стресс
  • 12-15 баллов – в первой сфере – повышенная конфликтность делового общения (высокая стрессогенность организационных коммуникаций); во второй сфере – наличие психологических перегрузок у руководителя; в третьей сфере – низкая компетентность руководства, неконструктивная организация работы; в четвертой – психологическая напряженность с вышестоящим руководством.

Опросные бланки и текст методики представлены в Приложении Г.

2.2. Методы математической обработки данных исследования

Проверка гипотез была осуществлена с помощью методов математической обработки данных – Т-критерия Стьюдента и коэффициента корреляции Пирсона.

1. Т-критерий Стьюдента.

Рассчитывается по следующей формуле:

где М1 - средняя арифметическая первой сравниваемой группы, М2 - средняя арифметическая второй сравниваемой группы, m1 - средняя ошибка первой средней арифметической, m2 - средняя ошибка второй средней арифметической.

Полученное значение t-критерия Стьюдента интерпретируется через нахождение числа степеней свободы f по следующей формуле:

f = (n1 + n2) - 2

Далее, определяются критические значения t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости (например, p=0,05) и при данном числе степеней свободы f по таблицам. Если рассчитанное значение t-критерия Стьюдента равно или больше критического, найденного по таблице, делаются выводы о статистической значимости различий между сравниваемыми величинами. Если значение рассчитанного t-критерия Стьюдента меньше табличного, можем говорить о том, что различия сравниваемых величин статистически не значимы.


2. Коэффициент корреляции Пирсона:

Данный метод позволяет определить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость. Иначе говоря, данный метод позволяет определить, какова сила корреляционной связи между двумя показателями, измеренными в количественной шкале.

Расчет коэффициента корреляции Пирсона производится по следующей формуле:

где Х1 – значения, принимаемые одной переменной Х2 – значения, принимаемые второй переменной

Далее, по таблицам проверяется наличие или отсутствие связей между исследуемыми параметрами.

3. Рекомендации по формированию конструктивного отношения к стрессовым ситуациям и овладению методами саморегуляции

Согласно положениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Полагаясь на данное определение, можно сказать, что человек, который подвергается в той или иной мере эмоциональному выгоранию – «не здоровый человек». При крайней выраженности синдром эмоционального выгорания подлежит полному и комплексному психотерапевтическому лечению.

К сожалению, в некоторых случаях «выгорание» заходит очень далеко, выявляется стойкое отрицательное отношение к коллегам, пациентам и ближайшему окружению. В таких ситуациях возможен лишь один выход из ситуации: смена работы, переход к административной деятельности или работа, не связанная с людьми. Именно поэтому очень важны меры по профилактике синдрома эмоционального выгорания, используя все имеющиеся для этого подходы.

Стресс является проблемой, поддающейся решению. Можно предложить следующие рекомендации для формирования конструктивного отношения к стрессам и овладения методами саморегуляции для руководителей, HR – специалистов и других заботящихся о своем здоровье людей.

Первый этап. Уровень стрессоустойчивости: знание своих сильных и слабых сторон поможет овладеть методами саморегуляции. Важным при этом является понимание своей реакции на стрессовое состояние и выявление первичных признаков стресса:


  • физических: боли в области живота, спины, шеи; общая слабость мышц; головные боли, спазмы, заикание, затрудненность при глотании; повышенный уровень кровяного давления, головокружение.
  • эмоциональных и поведенческих: повышенная возбудимость; агрессивность, раздражительность; невозможность сосредоточиться, чувство страха, беспомощности. Определяется уровень стрессоустойчивости.

Второй этап. Эмоциональное состояние для здоровой жизни.

На втором этапе нужно начинать работать над собой. Важными характеристиками при этом являются открытость и готовность к внутренним изменениям. По мнению В.В. Бойко, изучающего эмоционально поведение [4], адекватность переживаний и эмоций имеет соответствие со смыслом и оправданностью в данных обстоятельствах. Логичным при сложной ситуации является проявление экономичности относительно эмоций для минимальных затрат ресурсов физического и психического характера. Коммуникация представляет собой уникальную возможность расположения к себе и вызова доверия.

В.В. Бойко были определены правила эмоционального поведения, которые сохраняют успешный эмоциональный режим [4].

Внимательное отношение к привлекательности внешнего облика, отражающего эмоциональное, нравственное и волевое здоровье. Собственный внешний облик делового человека способен вызвать доверие к нему. Располагающим к себе имиджем можно способствовать экономии затрат энергии в процессе установления контактов с иными лицами. В процессе общения не нужно допускать двойственности и неопределенности выражения эмоций.

Необходимым является стремление к искренним и живым эмоциям в общении, уход от масок, скрывающих действительное отношение ко всему происходящему. Нельзя показывать безучастность и холодность в общении. Эмоции должны проявляться умеренно, смыслом и энергией их перезагружать не надо. Беседу нужно проводить в эмоционально позитивной и конструктивной формой. Проявление экспрессии в коммуникабельной форме будет располагать к эффективному взаимодействию и доверию.

Третий этап. Экономия энергетических ресурсов в качестве следующего этапа саморегуляции.

  • Энергия недовольства должна быть направлена на необходимые дела, приводящие к положительным переменам.
  • Следует себя похвалить за достижения. Собственные успехи нужно отмечать, а достигнутым успехам радоваться – это очень важно.

Четвертый этап. Приемы саморегуляции. Стресс – механизм, срабатывающий и работающий по схеме. Одной из первых задач в случае использования приемов саморегуляции является понимание вашего механизма.


Выделяется три основных механизма стрессового состояния:

  1. Возникновение в коре головного мозга стойкого очага возбуждения (доминанты), подчиняющей себе все поступки, помысли организма, его деятельность. Изменить ситуацию можно ликвидировав эту доминанту или создав конкурентную. Конкурирующая доминанта формируется любыми отвлекающими приемами (к примеру, чтением интересного романа).

Переключение на конкурирующую доминанту становится возможным благодаря акцентированию внимания на увлекательное дело.

  1. Поступление в кровь адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ происходит выделение адреналина, а также физиологических активных веществ (гормонов стресса), вызывающих многосторонний эффект: повышенное давление, сильные сокращения сердца. При этой фазе происходит формирование условий для интенсивной мышечной нагрузки, в течение длительного периода времени в крови производится циркуляция биологически активных веществ, возбуждающих нервную систему, внутренние органы при отсутствии мышечной нагрузки на тело.
  2. Стресс остается актуальным (потребности остались неудовлетворенными, конфликтная ситуация не исчерпалась), в кору головного мозга осуществляется подача импульсов, сохраняющих активность доминанты. Все еще не происходит выделения гормонов стресса. То есть, имеется необходимость в снижении значимости этого несбывшегося желания или нахождении пути реализации. Оптимальным способом является полное разрешение конфликта.

Приемы саморегуляции при стрессе:

Физическая нагрузка. Сейчас существует достаточное количество видов фитнеса. Необходимо выбрать приятный, иначе ситуация, когда человек себя заставляет, спровоцирует новую доминанту стресса.

Аффирмации. Позитивные утверждения, произносящиеся с целью настроить мозг на принятие нового, изменений в жизни. Составить позитивные аффирмации, которые придадут сил и уверенности в себе, и чаще повторять их. Аффирмации составляются в настоящем времени. Пример: «Всё хорошо. Я в безопасности».

Холодная вода. Доказано, что стакан холодный воды снимает напряженность. Другой вариант – нанести на лоб, виски и артерии на руках холодную воду.

Визуально-психотерапевтические прием. Психотерапевтическая само-помощь, которая связана с визуализацией желаемого образа. Представьте отдых в тихой месте, где есть все идеальные условия для защиты от стрессовых воздействий. Каждый раз, привозникновение стрессовой ситуации мысленно перемещаете себя в это место.


Легочный прием. Представляете, что с каждым новым выдохом организм освобождается от вредных веществ, которые образовались во время борьбы с психологическими стрессорами.

Визуальный прием. Мысленно представляете картину, отображающую личную стрессовую ситуацию. В процессе изменяете параметры так как хотелось бы: можете уменьшать величину, яркость образа. В итоге воображаете исчезновение образа. Если картина стрессовой ситуации представляется в цвете возможно заменять возбуждающие цвета на успокаивающие.

Сейчас появилось новое направление по работе со стрессом – йога – смеха. Индийский врачи доказали, что смех, вызванный механически (на это направлена йога – смеха) имеет тот же эффект, что обычный смех. Йога – смеха может выступать средством профилактики от стресса в организациях.

Подводя итог, стоит сказать о том, что приемы саморегуляции - индивидуальная задача. Не исключено, что человек может придумать свой собственный. Важно понять, что помочь себе может только сам человек. Психотерапевт может лишь направить, а основную работу над собой нужно проводить самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной курсовой работы нами было определено понятие стресса, психологического стресса, стрессоустойчивости, профессионального выгорания, которое является следствием переживания стресса. Разработана теория по изучению стресса – от физиологических механизмов протекания стресса, до способов управления стрессом и исследования параметров стрессоустойчивости.

Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания – это синдром, который развивается постепенно, на фоне длительных психоэмоциональных нагрузок, и ведет к истощению личностных ресурсов человека. Возникает в результате длительного накапливания отрицательных эмоций, без соответствующей «разрядки». Эмоциональное выгорание – это синдром, который проявляется в различных сферах психики человека, где главным симптомом является психоэмоциональное истощение, возникающее в результате глубоких моральных и эмоциональных затрат в профессиональной деятельности при длительном его воздействии. По мнению разных авторов, главной причиной эмоционального выгорания является несоответствие внутренних потенциалов требованиям внешней среды. Развиваясь, синдром эмоционального выгорания определяет всю окружающую жизнь человека, все взгляды на жизнь и собственно себя, вовлекая человека в замкнутое пространство отрицательных эмоций. Несмотря на актуальность проблемы «выгорания» сотрудников, комплекс мер, которые разработаны или разрабатываются для профилактики, не являются полноценными, они больше находят рекомендательный характер. Что касается зарубежного и российского опыта профилактики эмоционального выгорания, то наша страна значительно отстает от всех остальных стран Зарубежья.