Файл: Налоговая система как фактор экономической стабилизации в РФ.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
Если говорить о консолидированном бюджете субъектов РФ, то его доходы в конце 2018 г. составили 12 392,45 млрд. руб. или 12% ВВП. Консолидированный бюджет субъектов РФ продемонстрировал резкий скачок. Рост составил примерно 15% по сравнению с 2017 г. или 1 634,29 млдр.руб. в денежном выражении. В 2018 г., как и в 2017 основную долю налоговых доходов составил НДФЛ (29,5%), который увеличился на 12,4%, и налог на прибыль организаций (25,1%), который также показал рост в 22,8%, что существенно превышает темпы инфляции.
Безвозмездные поступления от других бюджетов РФ и налог на имущество имеют значимое влияние на сумму всех доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ. Их доля в 2018 г. составила 16,8% и 11,3% соответственно, а сумма по сравнению прошлым годом увеличилась на 22,4 % и 11,7%. Все данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. «Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018 г. [14]
В 2018 г. был замечен непривычно малый рост поступлений от акцизов всего лишь 3%. Поступления акцизов на пиво (24% доля в общей структуре доходов от акцизов) продемонстрировали рост в 1,2%, а на автомобильный бензин в 6,7%.
2019 г. также показал положительную динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. Так за полгода Федеральная налоговая служба перечислила в консолидированный бюджет на 15,7% больше денег, чем за это время в 2018 г. Заметный прирост дал налог на прибыль организаций. Его сборы увеличились на 28,9 процента, достигнув отметки в 2,2 триллиона рублей. Рост поступлений налога НДФЛ и страховых взносов превысил прирост заработной платы. Результатом за полгода стало увеличение на 9,9% (1,5 трлн. руб.) и 10,2% (2,7 трлн. руб.) соответственно.
С 1 января 2019 г. в РФ был введен специальный «налог на Google», предполагающий уплату НДС в размере 18% иностранными компаниями, предоставляющими услуги в электронной форме. Всего на учет встали 1 580 иностранных компаний, включая Google, Apple, Facebook, Microsoft, Sony и др. Сумма налога, которая была начислена за первый квартал 2019 г., составила 12 млрд. руб.
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 8 месяцев 2019 г. представлены в таблице 3.
Таблица 3
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2018-2019 гг., млрд. руб.
виды налогов |
январь-август, млрд. руб. |
||
2018 |
2019 |
темп, % |
|
НДПИ |
3 761,5 |
4 167,0 |
110,8 |
Налог на прибыль |
2 712,9 |
3 256,1 |
120,0 |
НДС |
2 244,5 |
2 627,7 |
117,1 |
НДФЛ |
2 281,0 |
2 472,2 |
108,4 |
Имущественные налоги |
890,7 |
863,1 |
96,9 |
Акцизы |
996,6 |
797,5 |
80,0 |
Поступления от налога на добычу полезных ископаемых увеличились на 10,8% и на август 2019 г. составили 4 167 млрд. руб. Рост поступлений НДПИ обусловлен в основном в результате:
– изменения законодательства и введения в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[15] повышающих коэффициентов, увеличивающих ставку НДПИ в виде нефти в I полугодии в среднем на 1 415,5 рублей за 1 тыс. тонн.
– роста курса доллара США в декабре 2018 – мае 2019 на 12,3% (с 58,7 до 65,9 руб. за долл. США), при одновременном снижении цены на нефть марки «Urals» в декабре 2018 – мае 2019 на 3,3%.
Налог на прибыль организаций также претерпел значительные изменения (рост в 20%) и составил 3 256 млрд. руб. Рост был обеспечен за счет: экономических факторов, включая изменение прибыли прибыльных организаций, и налогового администрирования. НДС тоже вырос на 17,1% Рост поступлений на более 350 млрд руб. обеспечен за счет:
– экономических факторов + 116 млрд руб., включая прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора +102,3 млрд руб. в связи с ростом цены на нефть на внутреннем рынке;
– законодательного фактора + 79,8 млрд руб. (повышение основной ставки НДС до 20%);
– структурных и временных факторов + 51,2 млрд руб.
Во-первых, это было обеспечено переходом ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 г. за два налоговых периода, в I квартале 2019 г. возмещение – за один налоговый период.
Во-вторых, это было обеспечено приростом поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в 4 квартале 2018 г. и 1 квартале 2019 г. в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию. +7,5 млрд руб.
В-третьих, остальной прирост обеспечен за счет налогового администрирования + 60,1 млрд руб.
Налог на доходы физических лиц продемонстрировали не такой значительный рост, как остальные показатели, и составил на август 2019 г. 2 472 млрд. руб.
Поступления от акцизов наоборот уменьшились на целых 20%, и это вызвано несколькими причинами:
– изменение законодательства и перечня подакцизных товаров, увеличение ставок;
– изменение объемов реализации подакцизных товаров;
– изменение макроэкономических показателей. Так дополнительно поступило 6,3 млрд руб. акцизов на природный газ за счет изменения цены
2.2. Анализ влияния налогов на ВВП
В качестве количественной характеристики эффективности налоговой системы используют специальный показатель «налоговой нагрузки» в виде отношения суммы налогов в процентах к ВВП. Динамика расчета данного показателя в целом по РФ за 2014-2018 гг. отражена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика ВВП, налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ и налоговой нагрузки за 2014-2018 гг., млрд. руб.[16]
Показатели |
Годы |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
ВВП |
79058,5 |
83094,3 |
86014,2 |
92101,3 |
103875,8 |
Налоговые поступления в консолидированный бюджет |
39721 |
45968,5 |
42993,1 |
43750,5 |
55881,4 |
Налоговая нагрузка, % |
50,24 |
55,32 |
49,98 |
47,50 |
53,80 |
Налоговая нагрузка в целом по РФ варьирует по годам от минимального в 2017 г. 47,5% до максимального в 2015 г. 55,32 %.
Выполним расчеты налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности и представим значения в ранжированном виде по убыванию в таблице 5.
Таблица 5
Ранжированная динамика налоговой нагрузки по основным
видам экономической деятельности РФ за 2014-2018 гг., %
Виды экономической деятельности |
Годы |
Откл. (+;-) |
Среднее значение |
|
2014 |
2018 |
|||
Обрабатывающие производства |
18,64 |
21,65 |
+3,01 |
19,12 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
8,34 |
7,84 |
-0,5 |
8,19 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
3,40 |
1,92 |
-1,48 |
2,83 |
Транспорт и связь |
3,06 |
2,43 |
-0,63 |
2,74 |
Строительство |
2,70 |
3,01 |
+0,31 |
2,67 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,30 |
3,05 |
+0,75 |
2,63 |
Из представленных шести основных видов экономической деятельности по стране наибольшее значение налоговой нагрузки фиксируется в двух сферах: обрабатывающее производство (19,12%); оптовая и розничная торговля (чуть более 8 %). В оставшихся четырех по приведенному списку она находится в пределах 3 %.
Проведем сравнительный анализ видов экономической деятельности по их вкладу в ВВП и значению налоговой нагрузки в целом по РФ за 2018 г. с оформлением расчетов в таблице 6. В группу видов экономической деятельности с превышением вклада ВВП над размером налоговой нагрузки вошли 7 наименований. По данным 2018 г. наибольшее отклонение было характерно для транспорта и связи (+32,27 %). В пределах 7-8 % оптовая и розничная торговля; операции с недвижимым имуществом; добыча полезных ископаемых; гостиницы и рестораны. И наоборот, превышение налоговой нагрузки над вкладом в ВВП отмечается максимально в обрабатывающем производстве (+9,15 %).
Таблица 6
Соотношение налоговой нагрузки и вклада основных видов
деятельности в ВВП по РФ за 2018 г., %
Вид экономической деятельности |
Вклад в ВВП |
Налоговая нагрузка |
Откл. (+;-) |
Превышение вклада в ВВП над налоговой нагрузкой |
|||
Транспорт и связь |
34,70 |
2,43 |
+32,27 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
14,7 |
7,84 |
+6,86 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
9,7 |
1,92 |
+7,78 |
Добыча полезных ископаемых (нефтегазовый сектор) |
8,7 |
0,62 |
+8,08 |
Гостиницы и рестораны |
7,0 |
0,23 |
+6,77 |
Строительство |
6,0 |
3,01 |
+2,99 |
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство |
3,9 |
0,05 |
+3,85 |
Превышение налоговой нагрузки над вкладом в ВВП |
|||
Обрабатывающие производства |
12,5 |
21,65 |
+9,15 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,8 |
3,05 |
+0,25 |
Представленная количественная информация свидетельствует о серьезных диспропорциях рассматриваемых макропоказателях. Вышесказанное диктует необходимость совершенствовать налоговое регулирование с целью достижения баланса по различным отраслям экономики РФ.
Выводы
Налоговая система, которая на сегодняшний день сформировалась в России, не всегда обеспечивает своевременное реагирование на различные изменения, происходящие в реальном секторе национальной экономики.
Имеют место серьезные диспропорции макропоказателей. Это диктует необходимость совершенствовать налоговое регулирование с целью достижения баланса по различным отраслям экономики РФ.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Различия в подходах к разработке нормативно-законодательной базы бюджетно-налоговой системы, налогового администрирования в отдельных странах связаны с историческими, социально-экономическими, культурными и политическими факторами, а также установившейся практикой разграничения полномочий между органами государственной власти. Каждая страна с учетом специфики развития национальной экономики и состояния государственных финансов использует определенные критерии к долгосрочному бюджетному прогнозированию и планированию, постоянно совершенствуя методы и инструменты налогового администрирования в соответствии с условиями, которые перманентно меняются как внутри страны, так и в целом в мировой финансовой системе.
Следует отметить, что тенденции становления и развития государственного управления налоговых отношений в большинстве стран мира были направленны на постепенный вывод национальных налоговых систем на межгосударственный уровень, что сопровождалось гармоничным сочетанием теоретических достижений в этой сфере с практическими потребностями государственных институтов и налогоплательщиков. В этой связи появилась крайняя необходимость в обмене информации между различными налоговыми юрисдикциями для практической борьбы с уклонением от уплаты налогов, выводом капитала зарубеж и проблемой избежания двойного налогообложения в рамках реализации международных договоров[17].