Файл: Налоговая система как фактор экономической стабилизации в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимым условием гармонизации и унификации налоговых отношений как внутри государства, так и на межгосударственном уровне является разработка и принятие положений и норм законодательства с учетом интересов как налогоплательщиков, так и общества в целом. Однако, очень часто, интересы налогоплательщиков и государства могут существенно отличаться, что вызывает необходимость поиска компромисса в налоговой сфере (рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика). Отдельным аспектом налогового компромисса в отношениях между государством и налогоплательщиками является списание безнадежного налогового долга.

Следует отметить, что деятельность контролирующих органов любого государства нацелена на повышение уровня добровольной уплаты налогов и сборов в стране. Большинство государств с высокоразвитой экономикой характеризуются высоким уровнем добровольности уплаты налогов[18]. Во Франции почти 98% налоговых платежей в бюджет налогоплательщики оплачивают на добровольной основе, что объясняется высоким уровнем общественного сознания и ответственности, значительными размерами финансовых санкций, равноправным партнерством и взаимодействием между субъектами налоговых отношений. В Швеции к категории добросовестных плательщиков принадлежат 80% налогоплательщиков. Вместе с тем, в ряде стран уровень добровольности уплаты налогов является достаточно низким, в результате чего доходы бюджета формируются благодаря давлению налоговых органов на налогоплательщиков и применением ими инструментов и процедур принудительного взыскания налогового долга.

В зависимости от уровня развития экономики государства в целом и бюджетно-налоговой системы в частности, влияния факторов внешней и внутренней среды, а также степени доверия налогоплательщиков к контролирующим органам применяются различные инструменты налогового администрирования для принудительного взыскания налогового долга. Во Франции меры по обеспечению выполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов предусматривают продажу залогового имущества, конфискацию транспортных средств должника до погашения налогового долга[19].

Система администрирования налогов в Швеции предполагает постепенную уплату налогов в течение отчетного периода. С целью минимизации времени и затрат предприятий на процедуру уплаты налогов, все налоги предприятия переводят одним ежемесячным платежом на счет налоговой службы. Дальнейшее распределение налогов между муниципальным и государственным бюджетом осуществляется налоговыми инспекциями. Контролирующие органы Швеции активно применяют предупредительные процедуры возникновения налогового долга за счет применение механизма отсрочки уплаты задолженности.


Для стран с высоким уровнем развития экономики, культуры государственного управления и надлежащим уровнем сознания налогоплательщиков более приемлемой является «моральная» модель государственного управления налоговыми отношениями. Так, в Ирландии наряду с предупредительными процедурами управления налоговым долгом, применяют моральный аспект влияния, в рамках которого фамилии должников-налогоплательщиков официально публикуются в средствах массовой информации раз в три месяца с полным указанием данных о налоговом правонарушении.

В Португалии государственное управление налоговой задолженностью осуществляется через введение, как и в большинстве стран мира, жесткой системы штрафов за несвоевременно уплаченные налоги. В частности, штрафы автоматически взимаются с неплательщика налога, если тот не внес определенную фискальными органами сумму в установленные сроки. При этом штраф взимается немедленно без предупреждения и бюрократических процедур, в том числе судебных.

Таким образом, практика применения инструментов и методов государственного управления налоговыми отношениями в рамках предупреждения и взыскания налоговой задолженности имеют как сходные, так и отличительные особенности. Так, существует ряд факторов, свидетельствующих о недостаточном или низком уровне государственного администрирования, а именно: растущее недовольство налогоплательщиков, уровень тенизации экономики, масштабность коррупции на государственном и местном уровне, значительное налоговое давление на плательщиков, сложная и долговременная процедура уплаты налогов. Подтверждением сбалансированности системы государственного управления или ее неэффективности являются позиции в международных рейтингах, характеризующих налоговые институты различных стран мира[20].

Уровень развития налоговых отношений в государстве, а именно степень налоговой нагрузки на налогоплательщиков рассчитывается по методике, предложенной Всемирным банком в рамках оценки ведения бизнеса в разных странах мира (Таблица 7).

Таблица 7

Показатели налоговой нагрузки по некоторым странам мира за 2018 год

Страна

Рейтинг

налогооб­

ложения

Общая став­ка налогов и взносов (% от прибыли)

Время выполне­ние всех налого­вых отчетов (часы в год)

Платежи (количе­ство в год)

Индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов

Беларусь

99

53.3

184

7

50.00

Бразилия

184

64.7

1958

10

7.80

Великобритания

23

30.0

105

8

71.00

Германия

43

49.0

218

9

97.67

Индия

121

52.2

277.5

13

49.31

Китай

114

67.7

142

7

50.00

Российская

Федерация

53

46.3

168

7

73.14

США

37

45.7

175

11

94.04

Украина

54

41.7

327.5

5

85.95

Франция

55

60.4

139

9

92.40

Япония

97

46.7

129.5

30

71.69


Налогообложение является одним из десяти индикаторов, свидетельствующих об уровне регулирования предпринимательской деятельности в государстве, учитывая количество платежей, проводимых в течение года, затрат времени на подготовку налоговой отчетности и уплате налогов для трех основных видов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, взносы на социальное страхование) и обобщенная ставка налогов и взносов (в % от прибыли)[21].

Исходя из предоставленных данных таблицы 7, можно увидеть, что в 2018 г. Российская Федерация занимает 53 место по уровню налоговой нагрузки, а общая ставка налога составляет 46,3 % от прибыли, в то время как в 2017 г. она занимала 51 место среди 190 стран мира.

Таким образом, на сегодняшний день, перед большинством стран мира стоит проблема улучшения налогового климата, снижения уровня правонарушений в сфере налогообложения, уменьшения дефицита государственного бюджета и государственного долга. Следует отметить, что именно простота и справедливость административных процедур при уплате налогов и сборов больше всего влияют на конкурентные преимущества налоговой системы[22].

Рационализация налоговых отношений формируется в удобном для налогоплательщика подходе, сборе и обработке налоговой отчетности. Во многих странах мира достаточно успешно реализуется концепция «единое окно – единая декларация – единый платеж». Так, например, в Италии введена единая форма налоговой декларации, которая объединяет расчеты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, взносы по социальному страхованию, а также система единого налогового платежа, в рамках которой плательщик налога может осуществлять свои платежи на единый счет. При этом в случае переплаты налоговых сумм данная разница оперативно учитывается и возвращается на единый счет налогоплательщика. Подобная система налогового администрирования действует и в Швеции, где каждый налогоплательщик имеет свой личный налоговый счет, а для упрощения подачи налоговой отчетности физическим лицам налоговые органы направляют уже заполненные налоговые декларации на основании существующих в них данных о доходах и суммах уплаченных налогов[23].

Во многих странах мира введена электронная форма отчетности. Так, в Словении систему электронной налоговой отчетности используют для заполнения заявок на возмещение НДС при товарообмене между странами Европейского Союза. Данная система предоставляет возможность фирмам стран, не являющихся членами ЕС, зарегистрироваться и платить НДС с онлайн продаж для любого государства Евросоюза в соответствии с директивой ЕС об электронной торговле. В Словакии существует специальный офис электронного принятия документов, в котором ведется учет и выдача подтверждений о поступлении налоговых документов, а также проводится идентификация электронных подписей. Служба доходов граждан Ирландии предлагает своим налогоплательщикам полностью интегрированную интернет-систему электронного декларирования и круглосуточную уплату 21 вида различных налогов и сборов. Во Франции также происходит подача отчетности через интернет с возможностью расчета налоговых платежей, как на текущий, так и на будущий период.


С 2015 г. подача налоговой отчетности в Российской Федерации в электронном формате является обязательной (за исключением некоторых видов налогов и плательщиков) с применением электронной подписи.

Значительное внимание во многих странах мира уделяется и упрощенной системе налогообложения малого бизнеса. В некоторых зарубежных государствах наряду с упрощенной системой налогообложения вводятся дополнительные условия для уменьшения суммы уплаченных налогов, что способствует легализации теневых доходов и соответственно увеличивает размеры налоговых поступлений в бюджет. Преимуществом специального налогового режима на основе упрощенной декларации является ее простота и возможность налогоплательщика в зависимости от уровня собственного дохода определять свои налоговые обязательства путем использования соответствующей ставки налога.

Таким образом, значительное количество проблемных вопросов, возникающих в бюджетно-налоговой сфере, связаны с несовершенством нормативно-правовой составляющей механизма управления и изменчивостью политической и социально-экономической ситуации в государстве. Учитывая зарубежный опыт государственного управления налогово-бюджетными отношениями, можно выделить ряд направлений по совершенствованию и гармонизации отношений между контролирующими органами и налогоплательщиками, а именно:

  • проведение профилактических и разъяснительных мер с целью формирования в социуме позитивного отношения к обязательности и необходимости уплаты налогов без применения принудительных мер со стороны государства;
  • увеличения информационной транспарентности бюджетно-налоговой политики в части предоставления данных о движении и использовании налоговых средств, поступивших в бюджет;
  • снижения общего уровня задолженности в налоговой сфере, путём обнародования списков налогоплательщиков, имеющих задолженность;
  • использование передовых IT-программных и аппаратных средств для создания на их базе электронных налоговых сервисов с целью уменьшения вероятности уклонения от уплаты налогов в государственный бюджет.

Таким образом, повышение эффективности функционирования механизма государственного управления в различных странах зависит от совершенствования нормативно-правовой базы, а также выработки новых подходов и методов управления бюджетно-налоговыми отношениями и их адаптации к современным условиям хозяйствования.

Выводы

Учитывая зарубежный опыт государственного управления налогово-бюд-жетными отношениями, можно выделить ряд направлений по совершенствованию и гармонизации отношений между контролирующими органами и налогоплательщиками, а именно:


  • проведение профилактических и разъяснительных мер с целью формирования в социуме позитивного отношения к обязательности и необходимости уплаты налогов без применения принудительных мер со стороны государства;
  • увеличения информационной транспарентности бюджетно-налоговой политики в части предоставления данных о движении и использовании налоговых средств, поступивших в бюджет;
  • снижения общего уровня задолженности в налоговой сфере, путём обнародования списков налогоплательщиков, имеющих задолженность;
  • использование передовых IT-программных и аппаратных средств для создания на их базе электронных налоговых сервисов с целью уменьшения вероятности уклонения от уплаты налогов в государственный бюджет.

Таким образом, повышение эффективности функционирования механизма налогового администрирования зависит от совершенствования нормативно-правовой базы, а также выработки новых подходов и методов и их адаптации к современным экономическим условиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы в условиях развивающегося рынка.

Налоговая система играет важную роль в процессе развития российского общества на современном этапе. В связи с этим государству необходимо опираться на устойчивую налоговую систему для выполнения в полной мере возложенных на него функций. При этом важное значение имеет регулирование и управление налоговой системой, что включает в себя налоговое администрирование.

Налоговая система, которая на сегодняшний день сформировалась в России, не всегда обеспечивает своевременное реагирование на различные изменения, происходящие в реальном секторе национальной экономики.

Имеют место серьезные диспропорции макропоказателей. Это диктует необходимость совершенствовать налоговое регулирование с целью достижения баланса по различным отраслям экономики РФ.

Учитывая зарубежный опыт государственного управления налогово-бюд-жетными отношениями, можно выделить ряд направлений по совершенствованию и гармонизации отношений между контролирующими органами и налогоплательщиками, а именно: