Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (развитие понятия, проблемы классификации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Форма правления: развитие понятия, проблемы классификации
1 Понятие формы правления: многообразие подходов
1.2 Монархия: понятие, основы классификации
1.3 Республика: понятие, признаки и виды
Глава 2. Развитие формы правления России: история и современность
Исторические особенности становления формы правления в России
2. 2 Форма правления современной России и тенденции ее развития
Как форма правления монархия имеет длительную историю. Одной из ее первых разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и Древнего Востока (Вавилон, Индия, Египет). Царь или фараон нередко обожествлялся. Так, в Древнем Египте он признавался сыном бога солнца. Монарх деспот обладал неограниченной властью, признавался единоличным правителем, руководителем ирригационных сооружений, верховным судьей. Во время войны становился во главе войска.
Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные. При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью в стране, осуществляет законодательную власть, руководство органами исполнительной власти, контролирует правосудие и, как правило, выступает в качестве его высшей инстанции.
Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV—XIX вв., когда была преодолена феодальная раздробленность и созданы централизованные государства. В настоящее время абсолютные монархии сохраняются в ряде арабских государств и, в частности, в Саудовской Аравии. Король этой страны является не только главой государства, но и главой духовенства. Он осуществляет законодательную и исполнительную власть, является премьер министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. При королевском дворце действует Консультативный совет как совещательный орган, без права решения каких-либо вопросов.
Абсолютная монархия—это такая монархия, при которой вся полнота верховной государственной власти и формально, и фактически сосредоточена в руках монарха.
Рассвет классических абсолютных монархий в Европе приходится на XVII–XVIII века. В России абсолютизм существовал в XVIII– начале XX вв. В современном мире классических абсолютных монархий практически не осталось.
Ограниченная монархия характеризуется тем, что верховная власть государства распределена между монархом и представительным органом. Монарх сохраняет свое положение главы государства, получает престол по наследству и считается независимым от любой иной власти, государственных органов и населения. Однако монарх обладает незначительной властью. Он, как правило, лишен права вмешиваться в деятельность правительства и чаще всего его государственная власть сводится к подписанию законов, принятых парламентом. В настоящее время ограниченная монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Швеции и других государствах[13].
Конституционная монархия—это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью выборного представительного органа — парламента либо действием конституционных актов.
Конституционная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.
Дуалистическая (двойственная) монархия—это такая форма правления, при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов.
Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу —парламенту. Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое монархом независимо от партийного состава парламента. В своей деятельности правительство подотчетно и подконтрольно монарху, а не парламенту. При такой форме правления монарх обладает правом абсолютного вето в отношении законов, принимаемых парламентом. Также монарх обладает правом роспуска парламента по собственному усмотрению.
Дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох— феодальной и буржуазной, как результат компромисса между феодалами, чьи интересы представляет монарх, и буржуазией, интересы которой представляет парламент. Феодальная власть уже недостаточно сильна, чтобы удержать власть, а буржуазия еще недостаточно сильна, чтобы взять власть.
Примерами дуалистических монархий были Германская империя 1870–1918 гг.; Австро-Венгрия в это же время; Россия в период 1905–1917 гг., в настоящее время признаками дуалистической монархии обладают Непал, султанат Бруней.
Наиболее распространенной монархической формой правления в современном мире является парламентарная монархия.
Парламентарная монархия— такая форма правления, которая характеризуется и формальным, и фактическим ограничением власти монарха действием конституционных актов и деятельностью формируемого на основе этих актов выборного представительного органа— парламента.
Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная— правительству. При этом необходимо отметить, что правительство формируется монархом по поручению парламента. Правительство формируется из представителей той политической партии, которая по итогам парламентских выборов получает большинство депутатских мандатов и главой правительства становится лидер партии парламентского большинства. За свою деятельность правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх как глава государства выступает как символ нации и осуществляет в основном лишь представительские функции. Он представляет государство внутри страны (перед своим народом) и в международных отношениях.
В парламентарной монархии действует принцип контрасигнатуры, являющийся, по сути, отражением обще монархического принципа неответственности монарха. Действие принципа контрасигнатуры означает, что акты, которые издает монарх, приобретают юридическую силу только после того, как они будут скреплены подписью главы правительства или подписью соответствующего министра, т.е. того министра, в сфере действия которого этот акт издается.
При такой форме правления парламент контролирует не только политическую деятельность монарха, но и определенные вопросы его частной жизни. Это проявляется в том, что именно парламент утверждает бюджет двора монарха («цивильный лист»), а также в большинстве парламентарных монархий именно парламент дает согласие на брак монарха. Положение монарха в парламентарной монархии определяется формулой: «монарх царствует, но не правит».
Следует отметить, что согласно конституции монарх может обладать достаточно значительными полномочиями, вплоть до права вето или права роспуска парламента. Но в силу многих конституционных оговорок такими полномочиями монарх в повседневной жизни воспользоваться не может. Такие полномочия называются «спящими».
Для того, чтобы эти полномочия «проснулись», должна возникнуть чрезвычайная ситуация, ставящая под угрозу существование самого государства.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого строя, при феодальном стала основной формой правления. В буржуазном обществе монархии сохранились в основном как дань традиции. В процессе исторического развития эта форма правления существенно видоизменялась.
1.3 Республика: понятие, признаки и виды
Республиканская форма правления, как и монархическая, также имеет свою давнюю историю.
Она зародилась в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления — Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль над деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь. Республиканская форма правления сохранялась и в эпоху средневековья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.).
Во Франции республиканская форма правления окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии. Швейцария и государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX в., связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально - освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. (К примеру, в США республиканская модель организации государственной власти форма была установлена изначально, в Бразилии же, после обретения независимости от Португалии в 1822 г., была рецептуирована монархическая модель, и лишь позже, в 1889 г., монархия пала и была установлена республика.)
Аналогично в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX в. привел, за единичными исключениями, к образованию республик. При прочих равных условиях республика — наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях. Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики (мы предпочитаем называть их номинальными. — Л. С.), характеризующиеся нелегальностью государственной власти. Так, когда происходит государственный переворот и к власти, узурпируя ее, приходит группа лиц или единолично диктатор (он может называться как угодно: президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии, дуче и т. п.), форма правления формально может провозглашаться или даже оставаться республиканской, но суть такой «республики» выхолащивается. Так поступил А. Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в Заире (тогда Конго) в 1960 г., «черные полковники» в Греции в 1967 г., А. Пиночет в Чили в 1973 г. И наоборот, истории известны случаи замены монархии республикой, которые означали ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Так, те же греческие «черные полковники» в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна. Смена президентов здесь чаще всего происходит в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, президент вообще находится в должности пожизненно. Социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета.
В президентской республике президент, являющийся одновременно главой государства и главой исполнительной власти, как правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США–косвенным). В классической президентской республике нет должности премьер-министра, нет коллегиального исполнительного органа–Совета министров. Президент назначает министров, и они составляют кабинет президента, его администрацию, где министры имеют только совещательный голос (они, разумеется, осуществляют исполнительную власть, делегированную им президентом, возглавляют свои министерства, занимаются государственным управлением).
Это означает, что исполнительная власть формируется партией (крайне редко – блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах. Президент–это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе министров и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента – сената, которое по традиции предоставляется легко). Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте.
В некоторых президентских республиках есть особая должность премьер-министра (Египет, Тунис, Перу, Сирия). Это так называемый административный премьер. Юридически он возглавляет правительство (совет министров), но на деле политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят официальные заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).
В президентской республике президент не вправе досрочно распустить парламент (на практике в развивающихся странах это бывает), но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. Иногда в президентской республике парламент вправе выражать недоверие министрам при определенных условиях (например, Уругвай, Коста Рика, Колумбия), но всегда предусмотрено, что это не относится к фактическому главе правительства–президенту (часто он и юридически глава правительства, которое обычно понимается в странах Латинской Америки как совокупность президента, вице-президента и министров), да и в отношении отставки министров решающее слово принадлежит президенту. Ответственность правительства (министров –в тех странах, где, как в США, нет коллегии правительства) перед президентом, а не перед парламентом – главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением (особенно в связи с использованием государственного бюджета и государственного имущества).В некоторых парламентских республиках такие полномочия парламента реализуются в широком объеме (США), в других – по традиции в незначительной степени (Мексика).В президентской республике вполне возможна такая ситуация (ее называют «разделенным правлением»), когда президент принадлежит к одной партии, а в парламенте большинство мест принадлежит оппозиционной партии (партиям). Это неоднократно происходило в Венесуэле, Коста Рике, США.