Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (развитие понятия, проблемы классификации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Форма правления: развитие понятия, проблемы классификации
1 Понятие формы правления: многообразие подходов
1.2 Монархия: понятие, основы классификации
1.3 Республика: понятие, признаки и виды
Глава 2. Развитие формы правления России: история и современность
Исторические особенности становления формы правления в России
2. 2 Форма правления современной России и тенденции ее развития
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что форма правления в любом государстве является стержнем социальной и политической жизни. Именно поэтому данная категория не только всегда занимала одно из важнейших мест в мировой политико-правовой мысли, но и на сегодняшний день волнует умы ученых.
Форма правления за всю историю Российского государства прошла сложный путь развития, и его итоги поучительны во втором десятилетии нового века. По-прежнему актуальны вопросы, касающиеся формы правления: она является непосредственным выразителем и содержанием государственно-политической жизни общества, не функционирует обособленно, а оказывает непосредственное влияние на такой элемент формы государства, как политический режим.
Изучение формы правления в генезисе, в динамике, исследование процессов преемственности в ее структуре позволяет проследить связи между различными этапами развития государства. Сущность этих процессов состоит как в сохранении элементов старого содержания государственности, так и в последующих его изменениях, наполнении новым содержанием и их взаимодействии с вновь образовавшимися институтами государства.
Особого внимания заслуживает форма правления современного Российского государства, порожденная условиями переходных этапов в историческом развитии государства, кризисными ситуациями, сменой форм государственной организации.
Обращение к прошлому позволяет выявить некоторые закономерности порядка формирования, функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, а следовательно, особенности ее исторического развития и их влияние на форму правления, закрепленную в Конституции России 1993 г. Их исследование, на наш взгляд, может помочь предотвратить ошибки, аналогичные допущенным в прошлом, и сконструировать форму правления не только на основе прогрессивных зарубежных идей, но и с использованием отечественных особенностей осуществления государственной власти.
Проблематика формы правления России на современном этапе заключается в сложности ее практического и теоретического обоснования, а также в определении перспективы ее развития. Существующая форма государственной власти нуждается в определенных изменениях, в частности, целесообразно скорректировать полномочия президента, парламента и правительства.
Таким образом, комплексное изучение эволюции российской формы правления является насущной и перспективной научной задачей.
В отечественной юридической науке комплексных исследований, касающихся эволюции формы правления Российского государства не осуществлялось, поскольку авторами, как правило, изучалась форма правления отдельных исторических периодов существования государства.
Объектом исследования является система общественных отношений, образующих различные формы правления, а также эволюция формы правления как социального явления в России.
Предмет исследования составляют сущность, структура и виды форм правления в России, а также проблемы их эволюции.
Цели и задачи исследования. Цель настоящего исследования - комплексное изучение историко-теоретических аспектов эволюции формы правления Российского государства.
Для достижения этих целей в диссертации решались следующие задачи:
1.исследовать понятия формы правления: многообразие подходов;
2. изучить понятие, основы классификации монархии;
3.изучить понятие, признаки и виды республик;
4.выявить исторические особенности становления формы правления в России;
5.проанализировать форму правления современной России и тенденции ее развития.
Методологическую основу составляют современные научные методы: общенаучные, частно - научные, специальные, в том числе системный, сравнительный, историко-правовой, логико-юридический, метод анализа документов и др.
Научным исследованием формы правления занимались дореволюционные государствоведы: Г. Еллинек, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.
Вопросам понятия формы правления, его структуры, содержания и видов посвятили свои труды многие представители общей теории права и государства: Н.Г. Александрова, К.В. Арановского, Н.Н. Арзамаскина, Г.Б. Гальперина, А.И. Денисова и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Форма правления: развитие понятия, проблемы классификации
1 Понятие формы правления: многообразие подходов
Под формой правления в юридической науке обычно понимают способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, а также степень участия населения в формировании данных органов[1]. Форма правления наряду с формой государственного устройства и характером политического режима является характеристикой формы государства. Если обратиться к толковым словарям, то можно заметить, что термином «форма» обозначают внешний вид предмета либо установленный образец (в последнем случае форма будет синонимична шаблону). В обществоведческих дисциплинах термин «форма» неразрывно связан с «содержанием». Данные термины всесторонне характеризуют изучаемый предмет, взаимосвязь всех его составных элементов, при этом форма выступает выражением содержания, его внутренней и внешней организацией. Относительно юридической науки форма государства является отражением тех общественных отношений, которые складываются вокруг политической организации и управления обществом.
Как отмечал В.С. Петров, специально посвятивший свою работу выявлению особенностей формы и содержания государства, понятие форма в учении о государстве можно рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, в прямой связи с сущностью государства как общественного явления. В данном аспекте форма является способом выражения сущности государства через институциональную систему государственных органов.
Во-вторых, во внешнем проявлении содержания через различные варианты организации верховной власти.
В-третьих, в непосредственной связи с содержанием, как его внутренняя форма, которая выражается в тех принципах, на которых построено государство. В качестве внутренней формы государства выступает политический режим, который отражает внутренние структуры и механизмы осуществления власти[2].
Стоит обратить внимание, что государство является объектом различных обществоведческих наук. Особенность юридической науки заключается именно в фиксации и анализе внешних проявлений этих общественных отношений. Иными словами, изучая государство, юридическая наука исследует способы возникновения, организации и осуществления государственной власти[3]. При этом государство рассматривается в неразрывной связи с правом, подтверждением чему служит знаменитая дискуссия о первородстве государства или права.
Следует согласиться с А.Ф. Черданцевым в том, что юридическая наука относится к тем наукам, для которых в качестве объектов исследования выступают знаковые, языковые системы. По этой причине при анализе понятий необходимо четко разделять язык права и язык правовой науки[4]. Данное утверждение имеет непосредственное отношение и к объекту нашего исследования - форме правления. Причем необходимо учитывать эволюцию этого понятия. Появившееся первоначально как понятие науки, с развитием правового сознания оно прочно обосновалось в языке нормативных правовых актов. Так, ст. 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституционный Суд Российской Федерации установил, что «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» предопределяется принципами организации органов государственной власти, самой их организацией, порядком формирования и функционирования, а также характером их взаимодействия в единой системе государственной власти[5]. Такой подход представляется теоретически неверным, т.к. фактически отождествляет форму правления, форму государственного устройства и политический режим, характеризуя их в совокупности теми же признаками, которые в современной юридической науке приписываются исключительно форме правления. Стоит отметить, что проблема склонности к подобному отождествлению нередко отмечается в работах современных исследователей[6], что свидетельствует о ее актуальности.
Таким образом, для того, чтобы в полном объеме раскрыть суть понятия «форма правления», необходимо в исторической ретроспективе раскрыть его содержание, анализируя его в трудах ученых и правовых актах, что позволит преодолеть существующую на сегодняшний день проблему. При анализе мы не ставим целью изучение всех аспектов формы правления в определенный момент исторического процесса. Оставляя за рамками собственно исторический контекст, важно продемонстрировать, что данное понятие обладает разными временными наслоениями, смысл которых имеет силу на протяжении конкретного промежутка времени[7]. Иными словами, в различные исторические эпохи понятие «форма правления» наполнялось различным содержанием, что следует учитывать при его изучении.
В советской юридической литературе базовым понятием для анализа того или иного исторического типа государства признавалась «форма государства». При этом форма государства имела трехчленную структуру: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Форма правления включала в себя организацию и источники верховной власти, форма государственного устройства рассматривалась как административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом, а политический режим воспринимался как конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы[8].
Обратимся теперь непосредственно к самим определениям формы правления, имеющим место в современной науке. Совокупность различных подходов можно свести к нескольким основным концепциям.
Приверженцы так называемой узкой трактовки предлагают понимать под формой правления в первую очередь правовое положение главы государства, но также учитывается значение и статус высших органов государственной власти[9].
Ряд ученых предлагают понимать под формой правления характер взаимоотношений конкретных высших государственных органов между собой, а также с населением (например, Е.И. Шакотько). К высшим органам в данном случае традиционно относят главу государства, высший исполнительный и законодательный орган власти[10]. Отдельные ученые дополняют названный перечень контрольно-надзорными органами, особыми чрезвычайными органами власти, судебными органами. И.Р. Кушхов также обращает внимание, что «в ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора»[11].
Наиболее распространенной на сегодняшний день является точка зрения, согласно которой форма правления отражает образование и организацию высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением. Представляется, что столь широкая трактовка позволяет рассмотреть все аспекты и специфические черты формы правления как юридической категории[12].
1.2 Монархия: понятие, основы классификации
История государства знает два вида органов, обладающих верховной (высшей) властью в стране, — единоличные и коллегиальные. Единоличная власть принадлежит монарху (царю, императору, королю, шаху). Поэтому и форма правления в таком государстве называется монархией. Коллегиальный орган — это парламент, Государственная Дума, Народное Собрание — избираемый народом и осуществляющий государственную власть от его имени. Государство, во главе которого стоит такой коллегиальный орган, называется республикой.
Монархия характеризуется тем, что монарх получает верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несет никакой ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха таким, каков он есть, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения. Из правила о том, что монарх получает престол по наследству, возможны отдельные и весьма редкие исключения, когда по каким-либо причинам (государственный переворот, отсутствие наследников) монарх избирается той или иной частью населения, а затем передает престол по наследству своим детям, иным кровным родственникам либо жене.