Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (развитие понятия, проблемы классификации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме этого, необходимо учитывать, что сроки полномочий Президента, а следовательно, Правительства (6 лет) и Государственной Думы (5 лет) не совпадают. Таким образом, в России формируется база для еще одного злоупотребления, т.к. вопрос об истребовании доверия Правительства перед новым составом парламента, который может кардинально отличаться от предыдущего, чье доверие получено, не урегулирован.

Определяя форму правления, нельзя обойти вниманием вопрос ответственности правительства. Следует заметить, что в Российской Федерации порядок досрочного прекращения полномочий Правительства предусмотрен ст. 116, 117 Конституции РФ, из текста которых следует, что окончательное решение об отставке Правительства принимается Президентом России - закрепляя право Государственной Думы давать согласие (или отказывать в нем) на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, Конституция РФ в то же время не предусматривает такого права в отношении освобождения от должности главы Правительства. Таким образом, главе государства принадлежит безусловное право освобождать Председателя Правительства, лишь немедленно уведомляя об этом палаты. Фактически же Государственная Дума может отказать в доверии Правительству или выдвинуть вотум недоверия Правительству, однако угроза ее роспуска Президентом существенно сковывает "порывы" парламентариев.

Конечно, многие находят в этом положительные моменты: стабильность и устойчивость Правительства, а следовательно, общей управленческой политики; отсутствие произвольного прекращения полномочий высшего органа исполнительной власти в связи с изменением партийного состава парламента и т.д.

Представляется, что данные аргументы могут быть состоятельными только при президентской форме правления, т.к. нельзя не заметить, что в условиях иных форм правления данное положение ведет как минимум к искажению принципа разделения властей и сводит на нет саму систему "сдержек и противовесов".

Также следует указать, что в России признается только солидарная (коллективная) ответственность Правительства перед парламентом, из чего следует, что влиять на состав Правительства Государственная Дума также не может. То есть фактически основной признак парламентской республики в российской действительности носит номинальный характер. Хотя предусматривается возможность постановки вопросов отдельным министрам, но последствия ответов министров, так же как и последствия отчетов министров, определяются Президентом РФ. Президент может отправить в отставку любого министра, фактически не согласовывая указанное решение ни с кем, хотя чаще всего он все же консультируется с Председателем Правительства Российской Федерации. В контексте указанного следует согласиться с мнением А.В. Крысанова о том, что "наличие абсолютных полномочий у Президента РФ по отставке Правительства РФ может повлечь злоупотребление правом, а также пренебрежение принципами ответственности в процессе конституционного применения"[17].


Заключение

«Форма правления», как и любое иное понятие в теории государства и права, отражает устойчивые взаимосвязи между различными политико-правовыми явлениями и процессами. Будучи одним из главных элементов более общего понятия «форма государства», понятие «форма правления» отражает структуру и порядок образования высших органов государственной власти, раскрывает влияние этих факторов на эффективность их деятельности. Понятие «формы правления» отражает способы организации верховной государственной власти, структуру и компетенцию ее органов, принципы взаимоотношений между органами власти и взаимоотношений между органами власти и взаимодействия с населением. Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в промышленно развитых европейских странах, таких как Великобритания, Бельгия. Швеция. Дания, Норвегия, Испания и т.д.

Исходя из вышесказанного, форму правления можно определить как способ формирования высших органов государственной власти, определяющий их компетенцию, структуру и принципы взаимоотношений, степень участия населения в их образовании.

Монархия является одной из наиболее древних форм правления, зародившихся еще в раннеклассовых обществах. Исторически первой монархией была империя месопотамского царя Саргона I (2371 - 2230 гг. до н. э.). Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия стала основной формой правления в средние века. Несмотря на буржуазно-демократические революции XVII - XVIII вв., монархии продолжали оставаться преобладающей формой правления.

В современном мире монархия является широко распространенной формой правления. Достаточно сказать, что из 30 западноевропейских стран монархиями являются 10, в Азии четвертая часть государств " монархии, в Африке из 53 государств монархии - 3, в Северной Америке монархическая форма правления в Канаде, в Латинской Америке монархия установлена в Белизе. Большинство мелких островных государств в Карибском море также являются монархиями.

Естественно, что монархическая форма правления не оставалась неизменной на протяжении исторического развития общества. Так, в промышленно развитых странах, таких как Бельгия, Голландия, Испания, Япония, Швеция, Дания, монархия сохранила лишь традиционные, в основном формальные черты, а на Востоке, в странах Персидского залива (например, в Бахрейне, Катаре, Саудовской Аравии и др.), монархия не претерпела существенных изменений по сравнению с классической монархической формой правления.


В процессе работы мы выяснили, что монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.

Монархия не оставалась неизменной, поскольку испытывала на себе влияние различных факторов, и в первую очередь таких как: зрелость гражданского общества и тип культуры, которые определяли ее конкретно-исторические формы. В зависимости от:

а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства;

б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти;

в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида - дуалистическую и парламентарную монархии.

Республиканская форма правления характерна для современных конституционных государств с демократическим политическим режимом, однако необходимо иметь в виду два момента. Во-первых, республики существовали и в рабовладельческом обществе, и при феодализме, правда, на ограниченной территории: как правило, это были города - республики. Во-вторых, за внешне демократической республиканской формой правления вполне может стоять авторитарный режим. Сама идея демократии и республики как наиболее демократической формы правления приобрела большую популярность в XX в. И распад колониальной системы, за незначительными исключениями, повлек за собой образование именно республик в Азии, Африке, Латинской Америке. Многие страны, однако, ни по уровню экономического развития, ни по уровню культурного развития оказались не готовы к восприятию демократических идей и возвратились к авторитаризму.

Таким образом, после рассмотрения различных форм правления возможно уточнить понимание принципиальных вопросов организации и деятельность государственного аппарата. Проблема формы правления - это прежде всего проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.

Можно также отметить то, что республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании формы правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями. Республика как форма правления доказала исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, большинство государств облекаются именно в названные формы.


Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

    1. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Учебная и монографическая литература:

  1. Актуальные проблемы правовой теории государства [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ С.В. Зыкова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013
  2. Античная Греция: проблемы развития полиса: в 2 т. / отв. ред. Е.С. Голубцова. Т. 1. Становление и развитие полиса. М.: Наука, 1983
  3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
  4. Баранов А.В. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Баранов А.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016
  5. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М.: Юстицинформ, 2015
  6. Бузескул В.П. Введение в историю Греции. СПб.: Коло, 2005.
  7. Виноградов П.Г. Россия на распутье. Историко-публицистические статьи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Виноградов П.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ИД Территория будущего, 2008
  8. Государственное право буржуазных и освободившихся стран: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. И.П. Ильинский, Л.М. Энтин. М.: Международные отношения, 1988
  9. Градовский А.Д. Общее государственное право. Лекции. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1885
  10. Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства. Основные закономерности и тенденции развития [Электронный ресурс]: монография/ Грачев Н.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Книгодел, Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2018
  11. Захарова Л.Л. История государственного управления в России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Л.Л.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016
  12. Захарова Ю.Б. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов/ Захарова Ю.Б.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015
  13. Иванов В. К критике современной теории государства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Иванов В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ИД Территория будущего, 2008
  14. История государственного управления в России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504)/ Ф.О. Айсина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016
  15. Казаков В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Казаков В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2015.
  16. Карипов Б.Н. Модели политических изменений в России (вторая половина XIX — начало XX века) [Электронный ресурс]: монография/ Карипов Б.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2015
  17. Козеллек Р. К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета: сборник статей / под ред. Х.Э. Бедекера. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
  18. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2016.
  19. Кордонский С. Россия. Поместная федерация [Электронный ресурс]: монография/ Кордонский С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Европа, 2015
  20. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Пособие к лекциям. В 2 т. Т. 1. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1892
  21. Кортунов С.В. Становление национальной идентичности. Какая Россия нужна миру [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кортунов С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2009
  22. Мишин А.А. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  23. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М., 1996.
  24. Нерсесянц В.С. Общая теория государств и права. М.: Норма, 2015
  25. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л.: Наука, 1971
  26. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. СПб., 2007
  27. Полибий. Всеобщая история / пер. с греч. Ф.Г. Мищенко. М.: Олма-Пресс Инвест, 2014
  28. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права: дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1980
  29. Симонишвили Л.Р. Модели организации государственной власти [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Симонишвили Л.Р.— Электрон. текстовые данные.—М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2016
  30. Современные проблемы организации публичной власти: монография / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014.
  31. Сырых В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Сырых В.М.— Электрон. текстовые данные.—М.: Юстицинформ, 2016
  32. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Л.Ф. Апт [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2014
  33. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.Д. Перевалова. М., 2016

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия: учебное пособие. М., 1998.

Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. М.: Норма, 2016

  1. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право [Электронный ресурс]: учебное пособие для магистрантов и аспирантов/ Чиркин В.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2013
  2. Шакотько Е.И. Политический режим и форма правления Рима (вторая половина первого века до н.э. - первого века н.э.): дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1988.
  1. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.Д. Перевалова. М., 2014. С. 97.

  2. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. С. 91 - 93.

  3. Нерсесянц В.С. Общая теория государств и права. М., 2015. С. 245.

  4. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. М., 2014. С. 17 - 18.

  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2909.

  6. Шереметьева В.А. «Государственный режим»: проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 2. С. 6 - 9.

  7. Козеллек Р. К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета: сборник статей / под ред. Ханса Бедекера. М., 2015. С. 25.

  8. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Л., 1980. С. 46.

  9. Мишин А.А. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости. М., 1976. С. 119; Государственное право буржуазных и освободившихся стран: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. И.П. Ильинский, Л.М. Энтин. М., 1988. С. 181; Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. М., 1996. С. 78.

  10. Шакотько Е.И. Политический режим и форма правления Рима (вторая половина первого века до н.э. - первого века н.э.): дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1988. С. 16.

  11. Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С. 10 - 15.

  12. Аникушин А.В. Понятие «форма правления» и проблема исторической изменчивости представлений о его содержании на примере анализа взглядов мыслителей российской дореволюционной школы и ученых советского и современного периодов // История государства и права. 2014. № 15. С. 37 - 41.

  13. Сырых В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Сырых В.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 704 c.

  14. Казаков В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Казаков В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская Академия адвокатуры и нотариата, 2015.— 362 c.

  15. Золотухина Н.М. Средневековые мыслители России о форме правления // История государства и права. 2016. № 14. С. 8 - 12.

  16. Белых В.С. Россия на перепутье: взгляд из Екатеринбурга // Юридический мир. 2012. № 4. С. 58 - 62.

  17. Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 49.