ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 5665
Скачиваний: 158
С критической функцией философии тесно связана и аксиологическая функция (от греч. axios - ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п.
Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию. Здесь философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его изменению. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению.
С социальной функцией философии тесно связана функция интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться; когда человеческое существование находится в пограничной ситуации и каждый должен делать свой нелегкий выбор.
Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так, или, иначе, включает их.
Важным моментом для понимания сущности философского знания является проблема происхождения философии. В современной философии существуют три основных концепции происхождения философии – мифогенная, гносеогенная и социогенная.
Сторонники мифогенной концепции исходят из того, что непосредственным источником возникновения философии является мифология. Этой точки зрения придерживались немецкий философ Х1Х века Гегель и российский философ ХХ века А. Лосев. Признавая тот факт, что в древности существовали и иные, кроме мифа, формы знания, миф является наиболее универсальной, всеобщей формой знания. Иные формы познания мира (искусство, обыденное знание, первобытные религиозные верования) основаны на мифе и окрашены в мифологические тона.
Сторонники гносеогенной концепции возникновения философии (Ф. Кессиди, Г. Франкфорт) считают, что философия возникает в результате формирования понятийного мышления, высвобождение человеческого мышления из цепких объятий мифологического мышления. Не случайно основополагающий труд Ф. Кессиди по этой проблеме так и называется – «От Мифа к Логосу».
Социогенная концепция возникновения философии основывается на том, что развитие общества влечет за собой потребность в новых формах осмысления социальной реальности. Развитие античной демократии ведет к интеллектуальной состязательности, формирует греческую теоретическую мысль. Не случайно философские труды древнегреческих мыслителей изложены не в форме монологов, а в форме диалогов.
В философии существует два взгляда на изменение предмета философии. Представители первой точки зрения считают, что первоначально философия была тождественна всему человеческому знанию. Затем начали выделятся частные науки (астрономия, физика), а остаток собственное и составил предмет философии. Авторы второй точки зрения исходят из того, что философия всегда имела собственный предмет, то есть знание о знании. Академик А.А. Гусейнов, например, выделяет три этапа изменения предмета философии: первоначально философия понималась по преимуществу как натурфилософия (физика); впоследствии философия стала пониматься как гносеология (теория познания); затем философия стала пониматься как этика, то есть как учение о человеке. То есть философия последовательно отождествлялась с законами природы, с законами познания, с законами свободы.
Дискуссионным является вопрос о статусе философского знания. Является ли философия наукой? А если нет, то чем она является? По этому поводу в современной философии сложилось три основных точки зрения. Авторы первой считают, что философия – это наука. Философия понимается ими как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления (есть законы, которые действуют во всех трех сферах). Эта точка зрения имеет право на существование. Однако сразу возникает вопрос – какие закономерности считать «наиболее общими», а какие таковыми не считать?
Представители второй точки зрения утверждают, что философия – это разновидность мировоззрения (как миф и религия). Однако здесь же возникает вопрос – в чем качественное отличие философии от мифа и религии?
Третью, синтетическую, точку зрения на статус философии излагает упомянутый выше А.А. Гусейнов. По его мнению, философия – не просто мировоззрение. Она вместе с тем также и наука. Это мировоззрение, претендующее на научный статус. По его мнению, философское мировоззрение отличается от мировоззрений, замешанных на религиозных, этно-национальных, политико-идеологических убеждениях именно тем, что она опирается на науку и поэтому имеет всеобщее значение.
Из такого понимания статуса философского логично вытекает определение философии. Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех основных её проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.
Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология, религии) и их взаимосвязь с философией.
Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или мифами других народов), знает какое влияние они оказывали на сознание людей, живших в то время. Эти представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти.
Философию всегда интересовал вопрос: «Ушли ли мифы и мифологическая форма мировоззрения в прошлое?» Отвечая на этот вопрос, философия констатирует факт наличия мифов в любой исторической реальности при этом, обращая внимание на следующий важный момент, что чем сложнее становится цивилизация, тем большее число мифов в ней присутствуют, и они усложняются по своей форме и содержанию.
Мифологическим мировоззрением – (независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится) - философия называет такое мировоззрение (или такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основано не на теоретических выводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.
В современной философской литературе понятие «миф» обладает определенной полисемией. В традиционном понимании миф – это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке - это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. В новейших истолкованиях под мифом подразумевают некритически воспринятое воззрение. Миф оценивают, наконец, как универсальный способ человеческого мирочувствования. Появление культурно – антропологических школ и направлений содействовало сравнительному анализу мифов, обнаружению присущих ему типологических черт. Выяснилось, что нет такого природного явления или феномена человеческой жизни, которые не могли бы быть мифологически интерпретированы.
Истинный исследовательский ренессанс по поводу мифа возникает в ХХ веке. К нему обращаются такие выдающиеся мыслители, как З.Фрейд, Э.Кассирер, Э.Фромм, Г.Маркузе, П.Сорокин, К.Юнг, А.Камю и др. Выясняется, что миф – далеко не простой феномен, а особая форма символического творчества (Кассирер). В мифе есть своеобразная логика, он позволяет освоить огромный опыт иррационального, накопленный человечеством. Возникает предположение, что миф гораздо ближе к истокам человеческого существования, чем, скажем, формы абстрактного, умозрительного освоения реальности. Такие ученые, как Юнг, Фромм, обращаясь к языку символов, который был столь понятен древним, стали прочитывать в мифе глубинный, неисчерпаемый и универсальный смысл.
В мифе воплощаются тайные вожделения человека, в частности, и его бессознательное. Индивиду психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к нерасчлененному мироощущению. Миф освящает человеческое существование, придает ему смысл и надежду. В этом контексте, многие философы, прежде всего А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С. Кьеркегор, К.Юнг, пытались возродить понятие мифа, придать ему позитивный смысл.
Однако, когда в философии говорится о социальной мифологии, то есть реестре социальных иллюзий, сознательно распространяемых в обществе для достижения тех или иных целей, то констатируется, что мифы создают искаженную картину реальности, обуживают все содержание духовного опыта рода человеческого. И хотя мифы неистребимы, поскольку постоянно возобновляются труднонасыщаемой антропологической потребностью, это не означает, что нужно мириться с тотальной мифологизацией, так как она отражает подсознательное, а порой и преднамеренное стремление исказить все стороны нашего бытия. Только свободная мысль может освободить сознание от духовных трафаретов и дать возможность адекватно, критически, а, следовательно, вне мифологем, увидеть реальность.
Близкими к мифологическому, хотя и отличным от него, является религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не "смешивает" земное и сакральное, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.
Религия, религиозное сознание не оставалось неизменным. На протяжении истории человечества религия приобрела многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи.
Общим для всех религий является то, что любое религиозное отношение строится на бинарной (от лат. binaries – двойной) основе - господство и подчинение, творец и творение, дух и плоть, действительность и иллюзия. Структурными элементами религии выступают: религиозный опыт, религиозная доктрина, религиозный культ, религиозная организация.
Религиозный опыт – это духовное состояние верующего таинственно-высшего, т.е. сакрального. Религиозный опыт – это субъективное эмоционально – насыщенное переживание личного контакта с реальностью другого порядка. Его проявлением и выступает вера, не требующая доказательств, убежденность в своей зависимости от высших сил.
Структурным элементом религии выступает культ, который включает в себя священные ритуалы (от лат.ritualis – обрядовый), церемонии (от лат. caerimonia –благоговение) и обряды.
Священные ритуалы представляют собой типы коллективного поведения верующих, опирающиеся на религиозные догматы, которые усиливают их религиозный опыт.
Совокупность обрядов и церемоний, непосредственно связанных с системой религиозных представлений и призванных в эмоционально – образной форме воспроизвести тот или иной аспект вероучения, называется богослужением.
Религия как духовный опыт, вероучение и организация реализует определенные функции в обществе. С богословской точки зрения религия призвана осуществлять спасение человека, утешать его, давать надежду, обеспечивать благонравное поведение, открывать путь в Вечность. Рационалистическое светское религиоведение и философия в качестве основной функции религии выделяют смыслополагание, т.е. выстраивание целостного воззрения на мир, опирающегося на догматы и религиозные этические нормы.
По мнению ученых, религия, несомненно, выполняет и компенсаторную функцию, давая утешение, восполняя ущерб, наносимый житейскими коллизиями, вытесняя ситуативную порабощенность обращением к «свободе духа», дает душевную раскрепощенность. Весьма важны и те функции религии, которые определяют как регулятивные, т.е. выстраивающие стандарты поступков и обеспечивающие общение людей.
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательств, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли, требующая критического осмысления реальности.
По отношению к философскому мировоззрению дофилософские мировоззренческие формы и исторически, и логически оказываются их необходимым естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальности бытия. За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, христианство всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею - эсхатологическую: идею "второго пришествия", конца света, конца истории. В буддизме (возник в древней Индии в сер. I тыс. до н. э.) центральная идея - "нирвана", означающая "угасание", "затухание" жизни. Третья мировая религия - ислам (возник в VII в н. э. в Аравии) - признает абсолютную власть над миром единого Бога, воля которого навечно предопределила судьбу каждого.
Взаимоотношения философии и религии в истории культуры не были однозначными.
В средние века, когда духовная власть религии (и основанная на ней политическая власть церкви) над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль "служанки" богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения (XVIII в.) философия заявила о своей "эмансипации" от религии. В XIX в. великий философ Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов, в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное мышление, т.е. философию, а религии отвел лишь второе место.
Сокровенная цель философии (как и религии) - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Здесь необходимо учитывать, что есть такое особое направление как «философская теология», которое представляет собой слияние воедино философии и религии. Философская теология – это философия религии, выполняющая разнообразные экспликативные, интерпретационные, оправдательные и конструктивные функции в отношении к религии. Создание философского учения о Боге – это важнейшая функция философской теологии. Создание этого учения предполагает решение трех взаимосвязанных задач: во-первых, продемонстрировать или подтвердить существование Бога; во-вторых, определить, по возможности природу Бога; в третьих– охарактеризовать отношение между Богом и миром. Богом и человеком.