Файл: Е.Ф. Казаков - Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 4177

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ж) категория «меры» при определении добра и зла, отдифференциации их друг от друга


Добро остаётся добром, если не выходит за свои определённые «родные» пределы. Так, доброта может превратиться в «добренькость», потакание всем капризам ребёнка, формируя в нём болезненное себялюбие; любовь может превратиться в ненависть (до которой «всего один шаг»); щедрость – в расточительство; альтруизм – в самоуничижение; уважение – в низкопоклонство и т. п. Мудрость и заключается в умеренности, верном понимании своих возможностей и пределов, в рамках которых сохраняется телесное и душевное здоровье «моё» и окружающих меня людей.




З) смысл зла


Наиболее адекватным является не прямолинейно-всецело-осуждающее, не бескомпромиссно-зряшно-отрицающее, а более сложное отношение к злу. Если добро есть положительная система ценностей (показывающая то, к чему надо стремиться), то зло – отрицательная система ценностей (показывающая то, от чего надо бежать). Зло способно разрушать человека и мир, но, зная это, человек отдаляется от зла, сберегает себя и мир. Парадоксально, но факт: не только добро, но и зло «по-своему» оберегает человеческое в человеке, играя тем самым некую позитивную «конструктивную» роль. Наличие зла обусловливает не только самосохранение человека, но и его самосовершенствование. Ведь бытие зла требует не пассивного, а активного отношения к нему (пассивное, равнодушное отношение к злу – свойство, скорее, амёбы; и в мире человеческом благом быть признано не может).

Неоднородность, неоднозначность, противоречивость, драматизм, непрерывная изменчивость мира, в котором мы живём, требует непрерывного его оценивания, то есть, постоянной внутренней работы, и обусловливающей эволюцию человеческого разума и души. Не случайно, Люцифер в «Фаусте» В. Гёте говорит: «Я – часть той силы, что призвана, чтоб делать зло, но вечно совершает благо». В этом смысле зло есть добро (точнее, его помощник, «работающий» на благо в конечном счёте; или, более диалектично, зло – внутренний момент добра). Получается, что мы живём в «лучшем из миров», в благом мире. Это ещё и потому, что зло относительно добра – вторично; зло – это отрицание добра; но чтобы было возможно добро отрицать, оно должно существовать раньше зла; зло – это «тень» добра, это добро, потерявшее те или иные степени своего совершенства; зло – это несовершенство, дисгармония, которая и может существовать лишь потому, что есть совершенство и гармония добра. Поэтому зло никогда не сможет восторжествовать над злом, победить его.


И) почему Бог не уничтожает зло (проблема теодицеи)


Если человек будет создавать зло, а Бог – его уничтожать, то человек будет продуцировать зло и далее, без конца и без края. Проблема заключается в том, чтобы зло преодолевал именно тот, кто его создал – человек, а для этого он должен преодолеть, превозмочь себя, сам стать своим судией, преобразиться, что невозможно без совершенствования человека, без его духовной эволюции. Только тогда зла в мире и человеке станет меньше.



К) есть ли абсолютное добро


Абсолютное благо есть Бог. Отсюда обрести преставление об абсолютном благе можно, лишь обретя Бога. Но так как единого представления о Боге для всех людей нет, то нет и представления об абсолютном добре. То есть абсолютное добро – понятие метафизическое. Пребывая в рамках физической реальности, обрести представление о нём невозможно. Мы живём преимущественно в мире относительном, несовершенном, разделённом, материальном; в этом мире может быть достигнуто единство лишь на материальном уровне (экономика, финансы, политика). Но абсолютное добро не из этого ряда, а из высших планов метафизического мира, куда мы не очень-то «попадаем». Вне Бога добро – относительно; лишь обретение Бога позволяет обрести абсолютное добро.

Возможно и другое объяснение неоднозначности представления о добре и зле. Относительность идей добра и зла в нашем мире требует от человека быть непрерывно избирающим существом. Готовых (=абсолютных) ответов на важнейшие вопросы человеческого бытия нет. Каждая конкретная ситуация требует своей конкретной оценки. Всю жизнь человек несёт крест непрерывного выбора, свободы воли. Если бы человеку было изначально дано абсолютное добро, то свобода воли была бы не нужна. Всё это требует непрерывной внутренней работы, непрерывной оценки, готовых рецептов на все случаи жизни нет. Только за счёт этой непрерывной внутренней работы и происходит совершенствование человека. Человек несёт крест постоянного нравственного выбора, что и делает его существом нравственно эволюционизирующим. Причём эта эволюция непрямолинейна: возможны тупики, сомнения, иллюзии, заблуждения, отступления, и лишь через преодоление всего этого – продвижение вперёд. Человек – это существо выбирающее и тем самым выбирающееся из физического мира в метафизический.


Л) добро пассивное и активное


Понимание зла, не делание зла и не противостояние злу ещё не ведут сами по себе к добру: недостаточно изучить дорогу в ад, чтобы попасть в рай. Действительное зло возможно как добродетель, то есть как практическое и деятельное выполнение человеком долга (вменяемых ему моральных требований). Опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу, однако пробование зла «на вкус» может обернуться и пороком. Согласно, например, зороастрийской традиции, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве. С точки зрения христианства, действительным абсолютным мировым началом является Божественное Добро, или всеблагой Бог, а зло – результат ошибочных или порочных решений человека (пусть даже спровоцированных диаволом) свободного в своём выборе.

Таким образом, добро и зло не относятся к сфере природно-физических явлений, а являются принадлежностью душевно-духовного мира человека, представая для него нравственной системой координат. Источник зла лежит в самом человеке, в его способности противостоять соблазнам и одухотворять свои душевные устремления. Зло заключено не в самой человеческой природе как таковой, а в неумении и постыдном нежелании самодисциплины, в предании себя стихии страстей, в недостаточном устремлении (или вообще в отсутствии оного) к духовному возвышению и нравственному совершенствованию. Содержательно добро выражается в преодолении обособленности, разобщённости и отчуждённости между людьми, утверждении взаимопонимания и морального равенства, развитии милосердия, гуманности и любви. В конечном счёте добро есть милосердная любовь, а зло – бездуховная вражда.


По своему генезису зло, относительно добра, – вторично; зло, отсюда – это добро, потерявшее степени своего совершенства. Получается, что борьба со злом заключается, по существу, не в борьбе (слишком часто удваивающей зло), а в созидании добра. Чем «больше» будет добра, тем будет «меньше» зла, тем оно будет себя неуютно и неуместно чувствовать. Зло, как дисгармония, не может не саморазрушаться, не разъедаться собственной эрозией, не «злиться» против самого себя.



8. Проблема смысла жизни


А. Камю:

для человека есть только один фундаментальный вопрос:

стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить?


Смысл жизни – обретение человеком истинных жизненных ценностей и устремление к ним.


1) ответ на вопрос о смысле жизни заложен в самом человеке


Именно в самом человеке заложены те интенции, к осуществлению которых он и стремится всю свою жизнь. Для ответа на вопрос «в чём смысл моей жизни?», мне надо не только оглядеться по сторонам, но и заглянуть в самого себя. Я могу осуществить только то, что во мне заложено, к чему я способен, что доставляет мне и окружающим меня людям чувства удовлетворения и радости. Я способен познавать мир, значит мне необходимо узнать мир как можно лучше. Я способен действовать, преображать мир, значит мне что-то необходимо в мире изменить. Я сам способен развиваться, значит мне нужно и менять, совершенствовать самого себя.

К этому в той или иной степени способны все люди. Значит, мне нужно понять, что у меня лучше получается, что доставляет мне и окружающим большую радость и удовлетворение; мне важно понять, на что именно я годен. Для понимания этого во мне заложены «подсказки»: мои задатки, способности, увлечения, таланты, склонности к тому или иному делу, моё чувство радости от того, что я это делаю, что это у меня получается лучше всего. Путём для открытия смысла собственной жизни является таким образом самопознание. Но, чтобы познать себя, надо познать и мир, который меня окружает, надо понять не только то, что мне нужно от мира, но и то, что миру нужно от меня. Не учитывая это, я рискую быть не принятым и даже отторгнутым миром. Но это не всегда значит, что я – плох, плох может быть и мир.


2) нахождение смысла жизни (который не задаётся, а прозревается) позволяет прожить не чужую (неподлинную), а собственную жизнь.


Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренён в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Движение моей жизни, подчинённое смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять моё единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я смысл жизни в идее, любимой работе, любимом человеке или в чём-то другом. Если это не так, если моя жизнь подавляет и унижает меня, то выбранный мною смысл жизни – ложь, а сама жизнь – трагедия.


Индивидуальный смысл жизни – более конкретен по содержанию, отсюда более ясен и понятен, а потому – и более отработан на уровне обыденного сознания. Человек, как нередко говорят, должен «посадить дерево, построить дом, воспитать сына»; получить образование, найти хорошую работу, создать семью; стать богатым и знаменитым; успеть сделать как можно больше добрых дел; любить и быть любимым; найти себя и реализовать. Понятно, что в этих ответах, нередко, путаются условия для осуществления смысла жизни с самим его осуществлением, отчётливо не отличаются путь жизни человека и цель этого пути; цель жизни и смысл жизни. В течение жизни человек ставит перед собой множество целей на ближнюю и дальнюю перспективы, эти цели могут меняться, отменяться, забываться, оставаться в прошлом. А вот смысл жизни человека, предстающий его предназначением, миссией, судьбой – будучи выражением глубинного, сущностного уровня его личности – постоянен, единственен, неотделим от него. Так как личность человека неповторима, то уникально и занимаемое им в мире место, значит смысл жизни каждой личности – неповторим и присущ только ей.


3) смысл жизни человека с точки зрения религии


С точки зрения религиозного взгляда на мир, смысл жизни изначально присущ жизни в её глубинных основаниях. Жизнь человека становится осмысленной лишь при действенном соучастии в Богочеловеческой жизни, то есть лишь в процессе богосотворчества. Бог творит жизнь, а не смерть, добро, а не зло, красоту, а не уродство, мир, а не войну. Чтобы быть сотворцом Бога, человек должен быть помощником Ему в этом. Первый этап мировой истории, по В. Соловьёву, это этап Богоотца (описанный в Ветхом Завете). Второй этап – этап Богосына (описанный в Новом Завете). Третий этап – этап богочеловечества (движение от человека к Богу, духовно преображающее человека).


Главным способом преображения человека и является богосотворчество. Всё просто: смотри на то, что делает Бог, и помогай ему делать тоже самое. Ведь Бог творит не войну, а мир – помогай Ему творить Мир. Бог творит не зло, а Добро. Не ложь, а Истину. Не уродство, а Красоту. Помогай Ему творить истину, добро и красоту. Помогая Богу творить мир, человек становится сотворцом, помощником Бога (а ради этого, человек Богом и создан). Тем самым он приближается к Нему, обоживается. Отсюда – смысл жизни человека (в христианской традиции) заключается в «стяжании Духа Святого», одухотворении, обоживании своей души. Самым важным является не переделка мира, а взращивание в себе добра.


Обычная суетная жизнь бессмысленна, как выдранные из книги клочки страниц бессвязны.


4) смысл жизни – построение светлого будущего?


В рамках этого подхода, прошлое и настоящее – не самоценны, а предстают лишь средством, основанием для осуществления будущего, которое тем самым обоготворяется. Но так как будущее, как линия горизонта, постоянно ускользает, удаляется от человека, то целые поколения людей (призванные «унаваживать почву» для будущего) приносятся в жертву, уходят, так и не приблизившись к нему, уходят с мыслью, что впустую прожили жизнь. Как знаком для российской истории этот «вздох угнетённой твари»: мы потерпим, лишь бы дети жили лучше нас. Но, если дети не живут лучше, то для чего мы терпели? Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждую эпоху, каждого человека в орудие для окончательной цели – совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором «никто из нас не будет иметь удела» (Н. Бердяев).




  1. Смысл привносит в жизнь человек (то есть, я сам)

Смысл жизни созидается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, или потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определённого смысла. Только мы сами, сознательно или спонтанно, намеренно или невольно, самими способами нашего бытия придаём ей смысл и тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность. Только мы и никто другой.

6 ) смысл жизни человечества


Вопрос о смысле жизни существует как на индивидуальном, так и на общечеловеческом уровне, и ответ на него – не менее сложен. В чём смысл появления разумной жизни во Вселенной, зачем понадобилось прилагать колоссальные усилия, чтобы произвести на свет такую сложную форму бытия? Если верно предположение, что Вселенная – это органическая (вполне вероятно, живая) система, то отсюда следует, что, как и любая подобная система, она стремится к своему самосохранению. Только разумная жизнь способна открыть для этого пути и достигнуть их. Только разумная жизнь (также стремящаяся к самосохранению, как и всё живое) осознаёт что, чтобы сохранить часть (то есть себя), надо сохранить Целое (то есть, Вселенную), в рамках которого она только и способна существовать. Вселенная «ловит» разумную жизнь на её естественном и сильном стремлении сохранить себя, приложив для этого все возможные волевые интенции. Вселенная рождает и сохраняет разумную жизнь, и последней ничего не остаётся как в ответ (не только из благородных побуждений и сыновнего чувства долга) рождать и сохранять Вселенную.

В своей известной статье «Космология духа» российский философ Э.В.Ильенков предполагает, что, возможно, человечеству придётся даже принести себя в жертву для сохранения Целого. В настоящее время, с точки зрения астрофизики, Вселенная расширяется. Если её расширение через какое-то время не сменится сжатием, то всё вещество нашей галактики «разлетится» в бесконечных космических просторах. Само сжатие естественным путём может не начаться и, вероятно, именно для этой миссии и понадобилась разумная жизнь, способная волевым (искусственным) путём повернуть расширение вспять.

С точки зрения Н. Фёдорова, единственным «общим делом», способным объединить всё человечество, является преодоление смерти. В достижении этого заинтересованы все: и бедные, и богатые, и старые, и молодые, и президенты, и простые служащие. Дети должны вернуть долг родителям, «родив» их заново, даровав им жизнь. Необходимо воскресить всех когда-либо живших на Земле людей, вплоть до Адама и Евы.


  1. бессмысленность жизни


Для современного человека характерна потеря смысла жизни. Жизнь, лишённая смысла, есть неподлинная жизнь, «суета сует», беличье колесо.