ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 4175
Скачиваний: 66
Вселенная рождает человека, наделяя его способностью познавать и действовать, чтобы он нашёл возможности для сохранения, спасения Вселенной.
Мировой дух создаёт человека, чтобы «посмотреть в его сознание, как в зеркало, и увидеть в нём самого себя» (Г. Гегель).
Бог создаёт человека для благоустройства мира (Аристотель), богосотворчества, превращающего его в богочеловека (В. Соловьёв, Н. Бердяев).
«Жить надо ради того, ради чего ты готов умереть» (И. Ильин). То есть, ради близких, ради Бога, ради Родины, ради любимого дела...
5. Зачем человеку открыто знание о смерти?
Чтобы человек начал ценить жизнь («имеем — не храним, потерявши — плачем»), размышлять о её смысле («человек начинается с плача об умершем» (М. Мамардашвили), беречь её («смерть нужна, чтоб нужна была жизнь»).
«Смерть нужна, чтобы зло не было вечным» (христианство), ведь умирает ложное, ненужное, вредное, то есть несовершенное, временное, то, что и должно умереть.
Из поиска ответа на вопрос «зачем нужна жизнь, если есть смерть» и рождаются мифологические, религиозные, философские размышления, и составляющие суть человеческой культуры.
Знание о смерти — мощнейший толчок для познавательной и преобразовательной активности человека, выводящий его из состояния растительной спячки, безразличия и ленности (ведь надо успеть понять и сделать что-то достойное). Знание о смерти — «пощёчина», приводящая человека в сознание, приводящая его в себя.
-
Какого пиковое состояние человеческой жизни?
Любовь... понимаемая как синоним жизни («люблю — значит, живу»). Если я не люблю, то доказать что я живу невозможно. Любовь — максимальное напряжение и выражение человеческой индивидуальности («скажи, кого ты любишь, и я скажу, кто ты»).
Любовь (в противоположность ненависти и эгоизму) соединяет человека с человеком, Богом, природой, родиной, делом, самим собою. Самое короткое определение любви — библейское «и стали два одним», кем, новым человеком, «единством множественности» (Ж. Делёз).
7. Когда человек «увидел» себя?
Переход от изучения природы, космоса («космоцентризма») к изучению самого себя («антропологическая революция») совершают в 5-4 веках до н.э. Хилон («познай себя, и ты познаешь вселенную и богов»), Сократ («познай себя, чтобы стать счастливым»), Протагор («человек есть мера всех вещей»). Тем самым, формируется антропоцентричная картина мира.
8. Каким себя увидел человек?
История человека — история самопознания, поиска самоидентификации. Это происходит через соотнесение-отличение себя от другого: я не мёртвый, я не зверь, я не вещь, я не бог, я не есть не я (но одновременно, во мне есть крупицы всего).
Я — индивид (один из «homo sapiens), индивидуальность (неповторим), личность (способен на самопознание, самораскрытие, творчество)
9. Свобода (внешняя и внутренняя) — условие самораскрытия человека, возможность быть самим собой.
Свобода — отсутствие внутреннего и внешнего принуждения, к каким-либо действиям или поведению, возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями.
Свобода всегда ограничена необходимостью (внешним принуждением, поэтому она — «осознанная («познанная») необходимость» (Б. Спиноза, Г. Гегель); и ответственностью (внутренними ограничениями) (поэтому «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»).
Человек «обречен на свободу», она является его «онтологической характеристикой» (Ж.-П. Сартр), но, чем больше свободы, тем больше риск выбора, больше ответственности и «меньше чувство безопасности» (Э. Фромм). В результате, современный человек начинает «бежать от свободы».
Две крайности: фатализм (от человека ничего не зависит) и волюнтаризм («что хочу, то ворочу»).
Внешняя свобода для современного человека, чаще — уже действительность; внутренняя свобода (индивидуального, творческого, конструктивного самораскрытия), для многих — пока возможность.
Литература
Бубер М. Проблема человека. // М. Бубер. Два образа веры М.,1995
Гроувс К. Происхождение современного человека //Человек, №3 1996
Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. – СПб, «Университетская книга», 2000
Казаков Е.Ф. Антропология. – Кемерово, 2006
Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. №4 2007
Лобкович Н. Что такое личность? // Вопросы философии №3 1998
Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб, 1997
О человеческом в человеке. М.,1991
Проблема человека в западной философии. М.,1988
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990
Фромм Э. Душа человека. М.,1991
Хрусталев Ю.М. Эвтаназия: сущность и проблемы, взгляд в будущее // Философские науки. №7 2003
Неретина С. С. Смерть как условие бессмертия // Человек. 2002. № 4.
Лесков Л. Возможна ли эволюция Хомо сапиенс? // ОНС. 1994. № 6.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – политическое животное» (Аристотель)
«Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают всё же плохо, себе во вред» (Сократ)
«В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить» (Сократ)
«Человек вне общества – или бог, или зверь» (Аристотель)
«А наши философы? Сочиняя книги о презрении к смерти, ни один не забывает надписать на них свое имя» (Цицерон)
«Человек предполагает, а Бог – располагает» (Фома Кемпийский)
«Жить надо так, будто ты уже умер» («Кодекс самураев»)
«Врач видит человека во всей его слабости, юрист – во всей его подлости, теолог – во всей его глупости» (А. Шопенгауэр)
«Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем» (А. Шопенгауэр)
«Величие человека в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность» (Гёте)
-------- добавим от себя: а вечность – в мгновение…
«Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми» (Гёте)
«Каждый человек – это мир, который с ним рождается, и с ним умирает: под всякой могильной плитой лежит всемирная история» (Г. Гейне)
«Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак» (Гитлер)
«Есть человек – есть проблема. Нет человека – нет проблемы» (И. Сталин)
«Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса, не хотят умирать. И всё равно, смерть – пункт назначения для всех нас. Никто никогда не смог избежать её. Так и должно быть, потому что смерть, наверное, самое лучшее изобретение жизни» (Стив Джобс)
Заполните таблицу
«Человек, животное, компьютер: сходство и различие»
|
Человек |
Животное |
Компьютер |
Различие |
|
|
|
Сходство |
|
|
|
Нарисуйте схему
основных этапов антропосоциогенеза (с эволюционной точки зрения)
от первых палеоантропов до homo sapiens
(укажите название предка человека, местоположение и время жизни)
Заполните таблицу
«Представления о происхождении человека»
|
Эволюционная точка зрения |
Религиозный взгляд |
Внеземная гипотеза |
доводы «за» |
|
|
|
доводы «против» |
|
|
|
Видеофилософия
Посмотрите на You tube ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Поиски смысла жизни бессмысленны» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
С О З Н А Н И Е
1. Сознание (с лат. – «совокупное знание») — (этимологически) всё то, что осмысливается.
Сознание (как оппозиция материи) есть весь мир идеальных образов, в котором пребывает человек (соотносимо с понятием «духовное» в человеке). Сознание (как оппозиция объективного бытия) есть мир субъективных идеальных образов, продуцируемых самим человеком; субъективная переживаемость событий внешне-внутреннего мира. Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. Сознание (как оппозиция бессознательного) выражается в отчёте о субъективно переживаемых событиях. Сознание (обладая способностью «мыслить о мысли») предстаёт и оппозицией самого себя, что обозначается понятиями «саморефлексия» («самоосознание»). Сознание индивида можно рассматривать как оппозицию и проекцию общественного сознания (родового, этнического, группового).
В объективном идеализме, религии Сознание (как объективная реальность) – вечная трансцендентная духовная субстанция, независимая от человека (Мировая Душа, Мировой Разум, Абсолютная Идея, Брахма, Бог, Аллах), а сознание человека – проекция и оппозиция Божественного сознания (искра надмирового Божественного Разума). В субъективном идеализме сознание (как субъективная реальность) – внутренний духовный мир человека (мир его образов, мечтаний, устремлений).
В материализме сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как осознанное бытие, как идеальное в противоположность материальному, и в единстве с ним. При социологическом подходе сознание рассматривается как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм. В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту.
Феноменология в качестве главного признака сознания выделяет не знание, но интенциональность: направленность на определенный предмет, объект. Я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания (являющегося и совокупностью интенций, и их источником). Интенциональный объект сознания не обязательно должен существовать реально: он может быть лишь мнимым. Сознание может быть интенционально нацелено на физические предметы (реальные или мнимые), на идеальные предметы (числа, значения и др.), или же на состояния самого сознания (реальные или мнимые).
Сознание понимается и как самосознание, самоотчет Я в собственных действиях (Дж. Локк, И. Кант, Гуссерль), способность выделять себя (своё Я) из окружающего мира. Дж. Локк – о двух источниках знания: ощущениях, относящихся к внешнему миру, и рефлексии, как наблюдению ума за своей собственной деятельностью (мышление, сопровождающееся мыслью «Я мыслю»). Эта рефлексия, и является сознанием. Способом познания сознания является самовосприятие, самонаблюдение, интроспекция, идентификация (включающая различение субъекта и объекта, Я и не-Я). Сознание невозможно без самосознания, выступающего как специфическая реальность, как особый «внутренний мир.
Учебное определение сознания («свойственная человеку способность отражения, идеального воспроизведения, продуцирования и преображения действительности, субъективный образ объективного мира») —антропоморфно (ведь с точки зрения религиозных, объективно-идеалистических представлений сознание имеет и сверхчеловеческий характер) и недостаточной отдифференцированно от процесса познания.
2. Познание — способ существования сознания
— способ (чувственного и рационального) продуцирования и осмысления идеальных образов (вымышленных, фантастических, или отражающих те или иные процессы внешнего и внутреннего мира), выявления их отношений и субординаций.
3. Важнейшие признаки сознания:
1) идеальность — не/сверх/материальность продуцируемых мыслей и образов, не обладающих ни свойствами отражаемых предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли;
2) интенциональность (от лат.intentio – тенденция, стремление) —направленность на какой-либо предмет, сознание есть всегда «сознание о…» внешнем и внутреннем бытие (самосознание);
3) инструментальность — оперирование познавательными средствами (образами, понятиями, знаками, символами, метафорами, методами);
4) активность — избирательность и целенаправленность, выделение главного, продуцирование новых идей;
5) системность — взаимосвязь мыслительных процессов (ощущений, восприятий, представлений, воспоминаний, фантазий, воображения, интуиции, психических переживаний);
6) эпистемичность — выражение в сознании внутреннего мира человека (его сомнений, веры, убеждения, уверенности).
-
Структура сознания
1) чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни
Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально-психологический и обыденное сознание. Социально-психологический подуровень составляют эмоциональные настроения, чувства, он выражается в различных эмоциях (радости, удовлетворенности, угнетённости, психического негодования и др.). Обыденное сознание включает в себя систему обыденных знаний, умений, навыков, которые формируются в процессе ежедневной практической деятельности человека. На этом уровне происходит накопление житейской мудрости.
Абстрактно-теоретический уровень возникает у людей в результате их обучения различным наукам. Этот уровень, в свою очередь, включает в себя также два подуровня: теоретическое сознание и теоретическую идеологию, научное теоретическое мышление. Как на уровне чувственно-эмпирическом, так и на уровне абстрактно-теоретическом функционируют различные формы сознания, такие, как этическая, эстетическая, религиозная, правовая, политическая, философская, естественнонаучная. Все эти формы присутствуют у различных людей в различной степени. Каждая форма сознания представляет собой особое видение мира. Так, например, этическая форма сознания – это видение мира в категориях добра и зла, хорошего и плохого и др. Эстетическая форма сознания – это видение мира с точки зрения прекрасного и безобразного и т. д.
2) сознательное (осмысленное, осознанное), бессознательное, подсознательное, сверхсознательное.
Уже по Платону человек осознаёт не всё, что содержится в его душе. Г. Лейбниц и И. Кант указывали на существование в человеческой психике не только сознательно формулируемого начала, но и бессознательного.
Бессознательное – совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (инстинкты, интуиция, автоматизмы, влечения, мотивы, стремления, сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости...). Впервые специальное систематическое исследование бессознательного осуществил З. Фрейд. Сознание взаимодействует с бессознательным (в определённой степени, они функционируют автономно друг от друга).