ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 4173
Скачиваний: 66
В) Закон отрицания отрицания — отвечает на вопрос «какого направление развития». «Диалектическое отрицание» — уничтожение отжившего и сохранение не исчерпавшего потенциал своего развития.
Развитие происходит по «закону триады»: «тезис» (исходный этап развития), «антитезис» (первое отрицание, уничтожение «тезиса» с сохранением его важнейщих характеристик), «синтез» (уничтожение «антитезиса» с сохранением его важнейших характеристик). Развитие происходит не по «кругу», а по «спирали»: «синтез» «возвращается» к «тезису», но лишь в определённом отношении.
Неосновные законы диалектики
Неосновными законами диалектики называются взаимосвязи парных категорий.
Целое («то, у чего не отсутствует ни одна из частей» (Аристотель) и часть (компонент целого). Часть не существует вне целого, несёт в себе его характеристики, и в то же время не равна ему. «Целое больше суммы своих частей» за счёт интегративного взаимодействия между ними.
Содержание ( вся внутренняя жизни предмета) и форма (способ организации и внешнего выражения содержания). Содержание — оформлено, форма — содержательна.
Сущность (самая глубинная, важная характеристика содержания) и явление (внешее обнаружение сущности). Так как сущность, обычно, скрыта, то познание идёт от внешнего к внутреннему, от сущности к явлению. Сущность может быть многопорядковой. Явление может «отрываться» от сущности, отражать её искажённо, и тем самым мешать её познанию.
Возможное (потенциальное, «спящее», ещё не раскрывшее, не реализовавшее себя, будущее в настоящем) и действительное (актуальное, зрелое, оформленное, раскрывшееся, «единство сущности и существования, внешнего и внутреннего» (Г. Гегель). Возможность формальная (являющаяся делом случая), абстрактная (для реализации которой нет всех условий) и реальная (для осуществления которой есть все условия). Переход от возможности к действительности — становление.
2) Синерге́тика — междисциплинарное направление науки (возн. – вт. пол. XX в.), изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах на основе присущих им принципов самоорганизации (Г. Хакен «Синергетика»; И. Пригожин, И. Стенгерс «Порядок из хаоса»).
Модель развития: в упорядоченных структурах системы нарастает хаос (обуславливающий её неравновесность), приводящий, в конце концов к рождению новой упорядоченности, и так далее. Из хаоса самопроизвольно рождается порядок, из порядка – хаос. Отсюда: в порядке всегда есть момент хаоса, и - наоборот, иначе их взаимопереход был бы невозможен (П. Капица: «Хаос – это высшая упорядоченность»).
Условия и механизм развития:
-
Система должна быть открытой. Закрытая система в силу накопления энтропии, теряет способность к развитию.
-
Она должна быть достаточно далека от точки равновесия, иначе не буде способна к самоорганизации.
-
Она должна быть достаточного уровня сложности, обладая определённым количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические параметры связи.
-
Развитие происходит через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем и бифуркации (раздвоения единого).
-
Этап самоорганизации возможен лишь в случае преобладания положительных обратных связей (то есть, усиливающих результаты функционирования) над отрицательными, и сопровождается нарушением симметрии.
Самоорганизация — самопроизвольное возникновение из хаоса упорядоченных структур, в результате действия антиэнтропийных сил.
Системность. Система — отграниченное множество (комплекс) взаимодействующих элементов (Л. Берталанфи «Общая теория систем»). Системность — неотъемлимое свойство бытия, его атрибут, фиксирующий преобладание в мире организованности над хаотичностью.
Элемент — неразложимая структурная единица системы, без которой она не существует. Структура — совокупность устойчивых отношений и связей между элементами (общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития). Структурность — внутренняя расчлененность бытия. Система — единство элементов и структуры. Функционирование – процесс взаимодействия элементов системы, или систем в целом друг с другом.
Типы систем: суммативные (внутренние связи между элементами — слабые, почти равные внешним) и целостные (внутренние связи между элементами сильнее, чем внешние), механические (движимые внешними причинами) и органические (части подчинены целому, движимы внутренними причинами, способны к саморазвитию).
Детерминизм — учение о всеобщей причинной обусловленности бытия, вызванной всеобщей взаимосвязью и развитием.
Индетерминизм — отрицание всеобщей причинной обусловленности бытия, присущей лишь нашему восприятию мира, но не самому миру (Д. Юм, И. Кант).
Закон (в отличие от случайности) — существенная, повторяющаяся, долговременная взаимосвязь. Статистические и динамические законы — формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями систем.
Динамический закон — форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамический закон действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов (напр., характер движения планет в Солнечной системе).
Статистический закон — форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью. Статистический закон действует во всех неавтономных, зависящих от постоянно меняющихся внешних условий системах с очень большим количеством элементов.
Литература
Алексеев П.В. Понятие «материя» // Вопросы философии №12. 1990
Габричевский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии №3 1994
Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М.,1998
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.,1986
Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии №1 1997
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер. Время и бытие.М.,1993
Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике? // Вопросы философии № 1 1997
Буданов В.Г. О методологии синергетики // Вопросы философии, 2006, № 5. – С.79-95.
Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии, 2006, № 2. – С.162-170.
Синергетика: перспективы, трудности (материалы "круглого стола") // Вопросы философии, 2006, № 9. – С.3-34.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы:
1. Проанализируйте нетрадиционные точки зрения о времени и пространстве (о четвёртом измерении, о «машине времени», о 10-11 измерениях вселенной в момент её рождения, об обратимости времени, об искривлённости времени и пространства…)
2. Могут ли материальное и духовное бытие существовать друг без друга?
3. Какие выводы следуют из утверждения А. Энштейна, что пространство и время неотделимы друг от друга?
4. Что нового в представления о материи привносит недавнее открытие в Большом андронном коллайдере «божественной частицы» (Бозона Хигса)?
5. Пространство можно увидеть, показать, время увидеть нельзя, не выдуманная ли это категория?
6. Гераклит утверждал, что «всё движется». Согласны ли вы, что в мире нет ничего постоянного, неизменного, вечного?
7. Что нового в представления о развитии мира, сравнительно с диалектикой, привносит синергетика?
8. Чем отличается человек как возможность и человек как действительность? Приведите примеры.
9. В любой момент времени человек знает лишь часть, и никогда не будет способен охватить бесконечное целое. Не бесполезно ли, исходя из этого познание?
Объясните цитаты и афоризмы
«Небытия нет, есть только бытие» (Парменид)
(из этого, кстати, следует, что смерти как небытия – нет)
«Связь человека с бытием темна» (М. Хайдеггер)
«Диалектика – наука заблуждаться по правилам» (А. Декурсель)
«Диалектика не есть ни начало, ни конец; по существу своему она середина, — является путем» (П. Флоренский)
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропология — учение о человеке.
Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный вопрос философии, по И. Канту: «Что есть человек?»
1. Что есть человек?
Человек есть то, что от него нельзя отделить.
Человек есть животное (ничего обидного, это просто значит — живое существо), то есть, биологическое существо. Сходство с животными — и внешнее (с гоминидами), и внутреннее (геном человека на 96-98% - такой же, как у мыши и свиньи). Биологически — мы, почти, не отличаемся от них (но, всё-таки отличия есть: «гоминидная триада», дифференциация мозга на два полушария и т.п.). Значит, наше главное своеобразие — не здесь, а в сверхбиологическом (то есть, социальном, духовном).
А) Человек есть особое животное, сверхживотное животное, социально-биологическое существо.
А вот как понимать социальное в человеке, большой вопрос. Четыре самые важные трактовки: человек — существо разумное (Р. Декарт: «мыслю, следовательно существую»), общественное (Аристотель: «человек — общественное животное»), нравственное (В. Соловьёв: «стыжусь, следовательно существую»), преобразующее мир (Н. Бердяев: «творю, следовательно существую»). Сущность человека, как минимум — четырёхпорядковая.
Б) Человек — единство души (сверхматериального) и тела (материального). Душа — нематериальная вгнутренняя жизнь человека, совокупность чувств, его нравственное чувствилище. По Аристотелю, душа — это «скульптор», а тело — «материал». Именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком (Сократ: «человек есть душа»).
Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой - нравственной свободе и абсолютным ценностям (нравственно-природный дуализм). Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности - он свободен. Хотя зло изначально преобладает, но задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое овладевает людьми. Поэтому нормальный человек "никогда не свободен от вины", которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть – не может быть моральным.
Человек — существо развивающееся.
Человек — биологически слаб, у него нет ни острых клыков и когтей, ни мощной физической силы, ни сверхбыстроты и ловкости. Биологически он проигрывает крупным млекопитающим. Человек — «биологически ущербен», поэтому он не может быть результатом естественного отбора (А. Гелен). Биологическая слабость компенсируется социальной силой.
Человек — единственное на земле существо, способное не только к биологической, но и к социальной, духовной эволюции. Человек незавершён биологически («человек — недоношенное животное» (Ф. Ницше); «недостаточное, неспециализированное существо» (А.Гелен), но ещё больше — социально («культура – яблочная кожура над раскалённым хаосом» (Ф. Ницше), социальность — лишь «позолота» (Р. Музиль) Главный недостаток человека — близость к обезьяне, главное достоинство — способность развиваться (человек — пластичен, как никто, супертрансформер). Человек — единственное существо, способное само достроить себя самому (воскликнув гордо: «I am self made man»).
2. Когда возник человек?
Рождение человека происходит одновременно с рождением общества. Поэтому данный период называется антропосоциогенез. Он начинается 20 – 14 млн лет назад (рамапитек).
Первый представитель рода Homo — Homo habilis («человек умелый») появился 3 – 2 млн. лет назад.
Завершается 200 – 150 тыс. лет назад с появлением Homo sapiens («человека разумного»), и Homo sapiens sapiens (кроманьонского человека (50 – 40 тыс. лет назад).
-
Как возник человек?
Существует три концепции происхождения человека: эволюционная, религиозная, внеземная.
А) Эволюционная теория
Человек возник в результате эволюции жизни путём естественного отбора. Доказательства: наличие переходных состояний между обезьяной и человеком (австралопитек, неандерталец, питекантроп). Механизм перехода: мутации, обусловившие скачок от обезьяны к человеку, объясняют климатическими катаклизмами (наступление ледников, «тепловой стресс») (Дж. Нейман), сменой магнитных полюсов Земли (Г. Матюшин), вспышками активности Солнца (А. Чижевский) воздействием радиации (П. Бьюси, Х. Клювер), трудовой деятельностью (Ф. Энгельс).
Контрдоводы: проблема недостающего звена (не все переходные состояния между обезьяной и человеком выявлены; однако, переход (по Тейяр де Шардену) мог осуществиться внутри и потому не оставил заметных следов), невозможно объяснить, откуда у человека появились те качества, которых нет у обезьян (абстрактное мышление, чувства красоты, справедливости, духовной любви).
Б) Внеземная
Разумная жизнь — результат космических палеовизитов внеземных развитых цивилизаций. Доказательства: загадочные рисунки (рисунки в пустыне Насха), находки (древнейшие карты звёздного неба, мегалиты), мифы (о «богах-астронавтах»), неполная раскрытость потенциала мозга человека (Н. Бехтерева). Механизм: палеоконтакт (И. Лисевич, К. Саган), направленная пасспермия (Ф. Крик), «космические прививки» (В. Яворский). Контрдоводы: существование внеземной жизни не доказано; в прошлом на Земле, возможно, существовала высокоразвитая цивилизация (Атлантида?), и таинственные находки являются её «осколками».
В) Религиозная
Человек сотворён Богом.
Доказательства: прежде всего, это предмет веры; у человека есть ряд качеств, которых нет в природе, и которые есть только у Бога (свобода выбора, нравственность, творчество, стремление познать всё, чувство красоты); «метафизическая тоска» (порывы к вечному, абсолютному, совершенному); соединить несоединимое в человеке (душу и тело, атомы углерода и стыд) по силам только Богу. Механизм: таинство. Контрдоводы: человек слишком биологичен, материален, несовершенен, «заземлён».
Креациони́зм (от лат. creatio — сотворение) — учение о сотворении мира Богом из ничего (иудаизм, христианство, ислам). Современный католицизм признаёт (энциклика 1950 папы Пия XII) возможность происхождения человеческого тела от обезьяноподобных предков, относя акт божественного творения только к "душе" человека.
Деизм (от лат. deus — бог) — воззрение (получившее распространение в эпоху Просвещения) согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия, не вмешиваясь в дальнейшее развитие событий.
4. Зачем возник человек?
Иными словами, в чём смысл жизни человека? В удовольствиях, творчестве, любви, общем благе, «стяжании духа святаго»?...