ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2019

Просмотров: 1989

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в

соответствии с определенной авторской целью;

  1. обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает

существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее;

  1. обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от

комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие;

Изобразительные средства, с помощью которых на экране решаются столь сложные задачи, весьма разнообразны. Но поскольку в обозрении нередко прослеживаются процессы, развивающиеся на протяжении продолжительного времени, то зачастую становится необходимым использование не только оперативного материала

информации, но и архивного видеоматериала, который компонуется в соответствии с

логикой авторской мысли.

Зрелищность жанра обусловлена прежде всего личными качествами обозревателя–аналитика (модератора): компетентностью в предмете, способностью подобрать видеоряд и ассоциативно комментировать его, также выражать некую «личностную» позицию вплоть до использования откровенно эпатирующих высказываний.

В перечне журналистских профессий на телевидении (о них речь пойдет в

специальной главе) вслед за репортером, комментатором следует обозреватель.

Наличие такой должности есть объективное свидетельство, что в телевизионной

практике прочно утвердился этот специфический жанр.

Беседа

Беседа – это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию эффективное общение перед экраном по Э.Берну)

Существует, по крайней мере, в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме (политической, экономической, социальной, морально-этической, научной и т. д.)

или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию.

Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.

Журналист, принимающий участие в такой беседе, – это не интервьюер, а ведущий

(или модератор). Он участник разговора и организатор беседы; его роль похожа на

роль гостеприимного хозяина, который следит за тем, чтобы все гости имели

возможность высказаться.

Работа автора-публициста при подготовке таких бесед начинается с определения

темы передачи, подбора участников, композиционного решения. Сценарный план

намечает лишь вехи будущей передачи. Чересчур конкретизированный сценарий таким

программам противопоказан, ибо он лишил бы их естественности, импровизационности, зримого саморазвития мысли. Основа беседы, определяющая ее структуру, – сценарный план, достаточно подробно раскрывающий содержание, намечающий и характер взаимодействия тех, кто приглашен в студию.


Отличаясь внешней статичностью, беседа обладает напряженной внутренней

динамикой.

На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.

Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность.

Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, обсуждение) – жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее

рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей.

Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы.

Собственно литературный труд при подготовке дискуссионных передач минимален. Как правило, уже первыми фразами в студии ведущий сообщает, что люди собрались в студии спорить, у них разные точки зрения на предмет обсуждения, который

обозначен во вступительных словах ведущего.

Предмет спора должен отвечать требованиям:

  • тема достаточно дискуссионна, предполагает, по крайней мере, несколько

вариантов возможного ее решения,

  • она понятна зрителям настолько, что они могут чувствовать себя арбитрами.

  • предмет дискуссии, безусловно, должен быть общеинтересным, социально значимым.

Сторонников различных точек зрения иногда рассаживают за разные столы,

расстояние между которыми заставляет их говорить громче, темпераментнее.

Ведущий (модератор) направляет ход дискуссии так, чтобы все присутствующие могли высказаться. Однако важно следить, чтобы разговор не превращался в узкоспециальное обсуждение, непонятное широкой публике. Для этого ведущему надо разобраться в проблеме самому и, найдя интересные, ключевые моменты, при помощи системы сравнений и образов «перевести» эту проблему на язык публицистики.

Ведущий в данном случае выступает и как представитель интересов аудитории, и как посредник между ней и специалистами. Собеседники в свою очередь также должны

понимать, что их пригласили не на производственное совещание.

Разновидностью дискуссии являются теледебаты.

На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.

Ток-шоу— разговорный жанр, современный аналог теледискуссии.В переводе с английского дословно – разговорное зрелище, разговорное представление.

Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток-шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60-е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец, во всем мире.

В настоящее время является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача.


Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. О ней можно с достаточным основанием сказать: ток-шоу создает звезд, а звезды создают ток-шоу

Кроме незаурядных личностных качеств ведущего, существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда

вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом,

возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.

В некоторых ток-шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к

разговору – по телефону и «громкой связи» в студии. Возможен двусторонний

диалог разных аудиторий (такие ток-шоу получили название «телемост»).

Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет

достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или

радиоэфира.

Теледебаты — вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Является неотъемлемой необходимой составляющей частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам соответственно полученной информации.

Пресс–конференция — жанр аналитической публицистики, представляющий собой усложненный вариант интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.

Проводится по жесткой схеме, в ограниченное и фиксированное (назначенное) время и с синхронным переводом, в определенном, приспособленном для контроля месте, куда журналисты приглашаются с предварительной аккредитацией или по телефонной заявке (факсу на бланке органа СМИ).

Пресс-конференция обладает определенными устоявшимися традициями, правилами, которые каждый ее участник должен знать и неукоснительно соблюдать.

  • Пресс–конференция не может иметь сценария.

  • Ведущий пресс-конференцию представляет ее участников и предоставляет


им слово для краткого заявления.

  • Иногда дающий пресс-конференцию от вступительного слова отказывается

(если тема встречи хорошо всем известна) и предлагает сразу задавать вопросы.

  • Задавать вопрос можно только в том случае, если председательствующий

предоставил вам слово.

  • Если зал радиофицирован, дождитесь, пока вам подадут микрофон.

  • Прежде всего, следует представиться: назвать себя и орган массовой информации,

который вы представляете.

  • Затем четко, ясно, лаконично формулируется вопрос, желательно один. Как

правило, не позволяется задать второй вопрос представителю того же самого СМИ. Попытки задать сразу несколько вопросов редко приводят к позитивным результатам.

Пресс–конференция не предполагает обязательности развернутых ответов, точно соответствующих вопросам. Она служит важным источником информации, причем не только в смысле ответов на вопросы, но и в самом наборе вопросов, также в реакции на них.

  • Вступать в полемику с отвечающим не принято.

  • Если зал большой, вопрос задают стоя (чтобы и отвечающий и телеоператоры

сразу нашли вас). Не забывайте, что во время ответа вас непременно покажут крупно на

экране – будет неловко, если вы невнимательно слушаете ответ на свой же вопрос,

комментируете ответ своему соседу или как-нибудь иначе проявляете неуважение к

высокому гостю.

Пресс–конференция почти всегда проходит в режиме жесткой конкуренции, как между журналистами за право задать вопрос, сделать это первым или последним, так и между задающими вопросы и отвечающим (отвечающими) и служит прекрасной школой для журналиста, который должен уметь обратить на себя внимание (часто вопрос задается для этого) и построить вопрос так, чтобы отвечающий не смог уйти от ответа.

Политик делает это часто, откровенно используя почти любые вопросы как повод для высказывания строго того, что он считает нужным довести до сведения общественности, по своим причинам предпочитая форму пресс–конференции брифингу. Устраивая пресс–конференцию и приглашая журналистов, политик, будучи игроком высокого уровня, не может не отвечать или запрещать задать вопрос, особенно представителю издания,

принадлежащего альтернативному политическому направлению. Но есть много способов как уйти от прямого ответа, так и в ответе почти на любой вопрос дать свою информацию.

Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей – в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Возможен и такой путь, когда

работники телевидения сами становятся организаторами пресс-конференции как

своеобразного телевизионного жанра аналитической публицистики. В этом случае,

пригласив в студию выдающегося политика, общественного деятеля, ученого,

писателя, художника, организаторы передачи не ограничиваются интервьюерами от


телевидения, но предоставляют возможность задать вопросы также представителям

известных периодических изданий, журналистам, чьи острые материалы на соответствующую тему завоевали популярность.

Брифинг — жанр (жанровая разновидность) информационной публицистики, означающий открытую, обычно деперсонифицированную передачу официальной точки зрения или информации (оригинальной или субъективно обработанной) органа власти (от его пресс–центра или уполномоченного представителя) о событии или общественно–значимом явлении в открытые СМК через специально приглашенных журналистов. Может иметь закрытый характер, не предназначенный для прямого эфира. Вопросы при этом обычно не задаются.

Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального) события и желаемых аспектах его освещения, называется

брифингом.

Корреспонденция («передача»)

жанр аналитической публицистики, в отличие от репортажа или заметки (сюжета или информации) — субъективно персонифицированный и обязательно содержащий аналитический комментарий в качестве неотъемлемой составляющей. Существует в двух формах — о событии (быстро устаревает) или по проблеме.

Не претендуя на художественную образность, присущую очерку, простая «передача», подобно газетной корреспонденции, сообщает факты, причем факты проанализированные, обобщенные. Это жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д.

В телевизионной публицистике, имеющей стабильное стремление к персонификации

сообщения, жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в

виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы

конкретным, как правило, уже составившим себе имя журналистом.

При всем том телевизионная корреспонденция не теряет своих жанровых признаков и

в тех случаях, когда автор-корреспондент остается за кадром; однако обычно текст

читает сам автор. В сущности, у корреспонденции на телеэкране два полноправных

автора – литератор и оператор (их обоих справедливо называть тележурналистами);

изобразительная сторона так же важна, как и словесная. Однако это условие не

всегда соблюдается, вспомните многочисленные телекорреспонденции, поступающие к

нам от зарубежных корреспондентов: здесь чаще всего преобладает словесный

аспект, тогда как на экране мы видим по преимуществу нейтральные планы улицы, на

которой стоит журналист. Часто используются в качестве органичной составной

части интервью (как метод получения информации) – и это вовсе не разрушает жанр,