ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2019
Просмотров: 1991
Скачиваний: 2
а лишь придает ему известную синтетичность.
ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
Очерк — жанр литературы, кино и ТВ, основанный на создании художественного образа документальными средствами.
Очерк – законченное документальное произведение, подготовленное средствами кино- и телевидения, как правило, на основе сценария, и имеющее свою композицию: завязку, кульминацию и развязку – пограничный жанр между исследованием и рассказом.
От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка.
Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики,
очерк – ядро телепублицистики художественной.
Будучи построен на строго документальной основе, очерк облекается в художественно обобщенную форму. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.
Репортажность, не является обязательным для телеочерка, но это качество усиливает его достоверность, способствует привлечению внимания зрителей. Передачи, в которых сочетается репортажность и образность, глубина проникновения в тему и динамичность, наилучшим образом соответствуют специфике ТВ.
ТВ очерк полностью унаследовал методы создания художественного образа у документального кинематографа, частично – у литературного очерка. Важным фактором при создании телеочерка является способность его авторов к образному мышлению.
Очерк соединяет фактичность репортажа, проблемность, аналитичность обозрения и яркую образность.
При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане – действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он
на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.
Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается какое-либо событие, все же
показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры
людей. Если репортаж – это история событий, то очерк – история характера.
Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк, в
котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает
мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию,
характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь могут использоваться
самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью,
«скрытая камера», архивные кадры.
Тематически и композиционно более всего отличается от портретного также весьма
распространенный на телевидении путевой очерк. Если первый пристально и с разных
точек зрения рассматривает отдельного человека, то для второго характерна смена
объектов, нередко обостренная динамика повествования. Путевой очерк использует
репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже,
задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения
автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Как
известно, для художественной публицистики факт – не столько самоценный, сколько
исходный материал для авторского творчества. Отсюда, и композиционное
построение, не подчиненное «фабуле фактов», их свободный отбор и
перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление,
столкновение, ассоциативные сближения и пр.).
И текст (обычно закадровый) путевого очерка, разумеется, отличается от обычного
репортажного комментария, преследующего информационные цели: в очерке он
строится на образных сравнениях, насыщен познавательными элементами, содержит
индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям.
Стало быть, в путевом очерке, который внешне и тематически наиболее явно
противостоит очерку портретному, сам автор оказывается тем центром, вокруг
которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки,
эмоциональные размышления, глубоко личное восприятие отснятого материала,
наконец, талант являются решающими для определения той «меры типизации», уровня
обобщения, с которыми мы справедливо связываем художественность телевизионной
публицистики.
Зарисовка — идущий без комментария или с закадровым ассоциативным текстом зрелищный высокохудожественный жанр короткого видеосюжета или последовательности видовых кадров обычно без драматургической композиции и иногда без сюжета, при обязательном высоко профессиональном операторском мастерстве, с использованием неожиданных ракурсов, различных планов (детальных и общих) и ассоциативного монтажа.
Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность.
Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.
Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение. Если в газетной зарисовке автор живо и
образно рассказывает о своих впечатлениях, передает собственные наблюдения,
описывает обстановку, чтобы дать более полную картину виденного, то на
телевидении все эти функции выполняет камера.
Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ее ход, продолжительность эпизодов и уже вместе с ним задает оператору определенную тональность, которая воплощается в соответствующий материал не только в процессе съемки, но и последующего отбора кадров и их монтажа. В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление.
Опыт, накопленный мастерами этого жанра, весьма пригодился создателям музыкальных и рекламных клипов. Однако и теперь телевизионная зарисовка не утратила своего значения, оставаясь одним из интересных жанров, требующих кропотливой творческой работы.
Зарисовки используются ассоциативно–тематически, т.е. транслируются для перебивки напряженной новостной информации или спортивных репортажей для возможности релаксации зрителя.
Эссе
Эссе (от фр. essai – опыт) – жанр философской, эстетической
литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную
позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением,
ориентированным на разговорную речь. Основателем жанра считают французского
философа-гуманиста Мишеля Монтеня, создавшего в XVI в. свою знаменитую книгу
«Опыты». В русской литературе прекрасные образцы эссеистики мы находим в
«Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.
В журналистике пионером жанра эссе считают журнал «Зритель», в XVIII в.
приступивший к публикации сообщений личного, даже интимного характера о
событиях, пережитых авторами. Первоначально жанр эссе не испытывал тематических
ограничений – эссе касалось и сельского хозяйства, и театральных премьер, и
политики. Однако в начале нашего века в жанре эссе стали рассматривать лишь
темы, связанные с литературой и искусством, эссе превратилось в своеобразную
форму рецензии – на цикл стихов или пьесу, вернисаж или фильм.
С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Личностный,
лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает к созданию
художественно-публицистических сообщений в жанре эссе, поскольку структура этого
жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе – жанр глубоко
персонифицированной журналистики.
Однако надо сказать, что на пути эссе в телевидении стоит довольно существенное
препятствие: произведения этого жанра могут быть приняты аудиторией лишь тогда,
когда их авторы по-настоящему интересные люди, обладающие высоким
профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. Именно
таким представал на телеэкране И. Андроников – актер, писатель, ученый; его эссе
«Воспоминания о Большом зале», «Невский проспект» и другие вошли в золотой фонд
отечественного телевещания. Здесь же можно назвать эссе Г. Шерговой «Легенда и
быль о Дашковой» и «Ужель та самая Татьяна?», трилогию А. Габриловича «Футбол
нашего детства», «Цирк нашего детства», «Кино нашего детства».
Жанр эссе предоставляет авторам богатые возможности – тематические,
содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, притом очень точно
отвечающие природным качествам телевидения.
Практика современного телевидения позволяет говорить скорее об эссеистичности –
стиле, своеобразной манере, особенностях языка – нежели о заметном присутствии
жанра эссе. Примером такой эссеистской стилистики может послужить работа в кадре
– язык и способ выражения ведущего просветительного цикла «Цивилизация» Льва
Николаева.
Сатирические жанры
Особое место в экранной публицистике занимает сатирический раздел программы. И
хотя экранная сатира нелегко и непросто отыскивает конкретные формы своего
существования, хотя в программах телестудий она все еще эпизодична, объективная
социальная значимость для телевидения сатиры как своеобразного метода отражения
действительности не подлежит сомнению.
Сатира — в прошлом — группа жанров (в основном фельетон и памфлет), в настоящее время скорее способ (стиль) отображения реальности, используемый во многих журналистских жанрах для поддержания остроты восприятия и расширения аудитории. Использует злой саркастический юмор для создания иллюзии превосходства одной части аудитории над другой, иногда потенциальной ее частью или отдельным общественно–значимым представителем этой части. В остальном жанр (на современном экране) может быть любым — от репортажа до чисто игрового произведения. Фактически сатира граничит с ксенофобией. Однако западные политические деятели иногда предпочитают не подавать исковых заявлений на СМИ в суд даже в случае откровенной клеветы, чтобы не снижать свой рейтинг еще более, но в России происходит нечто противоположное — рейтинг повышается у СМИ даже в случае вызывающе извращенной подачи информации.
Своеобразие сатирических жанров в телевизионной программе объясняется тем, что именно сатира призвана выполнять труднейшую и важнейшую функцию социального
«чистильщика», обличая пороки. Документальная природа телевидения многократно
увеличивает действенность сатирических телепередач и одновременно требует
огромной ответственности журналиста, его предельной честности как перед теми,
кого он критикует, так и перед зрителями. Это делает процесс создания сообщений
в сатирических жанрах чрезвычайно трудоемким, а с творческой точки зрения
предполагает природный талант, большое мастерство, остроту восприятия, глубину
осмысления.
Сатира существенно отличается от юмора, хотя то и другое призваны вызывать смех. Однако юмор чаще всего бывает добрым, мягким, а персонажи юмористического
произведения вызывают обычно сочувствие у аудитории. Сатира же – это разоблачение, бичевание пороков, это «разрушительный смех», «смех превосходства».
И здесь есть свои градации. Насмешку, значительную долю обидного для ее объекта, создает ирония. Ирония может перерасти в сарказм. Широко используются в
сатирических произведениях гипербола, гротеск и другие формы образного
преувеличения, предельной заостренности, позволяющие раскрыть сущность тех или
иных уродливых, социально неприемлемых черт или явлений действительности (таких,
как взяточничество или бюрократизм). Вся цепь приемов выявления комического
характеризуется нарастанием негативного отношения к изображаемому материалу. В
80-е годы сатирическими жанрами широко пользовалось грузинское телевидение
(рубрика «Галерея бюрократов»), общеизвестны «Телевизионные окна сатиры»,
выходившие в эфир на разных студиях.
Несмотря на определенную ограниченность материала, который дает творческая
практика телевидения, охарактеризуем важнейшие из сатирических жанров.
Фельетон – это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует,
синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы
сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу
творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также
при выборе изобразительно-выразительных средств. Широко используются в фельетоне
приемы образного повествования.
Эти общие черты жанра сохраняются, естественно, и в экранном варианте. Таким
образом, сочетая документальность и художественность изображения, фельетон как
жанр требует мастерства не только от автора-сценариста, но и от оператора и
режиссера.
Обязательные элементы преувеличения (гротесковость, необходимость выдвинуть на
первый план отдельные, порой скрытые отрицательные черты рассматриваемого
явления, ситуации) обусловливают особый монтажно-изобразительный строй
произведений этого жанра, особое экранное решение, распространяющееся, в
частности, на выбор ракурсов, характер сцепления (сопоставления) кадров,
преобладание ассоциативного монтажа. Специфична и текстовая часть экранного
фельетона. Она подчинена решению тех же задач, что и изобразительный ряд. В
соответствии с задачами фельетона как сатирического жанра автор использует
иронию, сарказм, гротеск, переходя от спокойного повествования к остро
эмоциональным, образным характеристикам, неожиданным столкновениям и
сопоставлениям. Следовательно, сценарий телефельетона должен представлять собой