ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2019

Просмотров: 1992

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.

Симультанность (Сиюминутность, непосредственность) - одновременность действия, события и отображения его на экране. Это качество обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, в настоящем времени.

Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМК. Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.

Естественно, что телевидение выполняет функции, свойственные всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры - интервью, репортаж, комментарий - обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик. По мере развития телевидения стало выясняться, что воздействие сообщения на аудиторию усиливается или уменьшается свойствами личности автора.

Зачастую, читая печатные издания, человек не обращает внимания на подписи авторов статей, на ТВ зрители не всегда могут вспомнить, что именно говорил человек с экрана, однако охотно рассуждают о том, каков он. Все это относится к невербальной информации, которую необходимо учитывать при анализе содержания той или иной телепередачи.

Для зрителя очень важна и привлекательна именно эта персонифицированная информация (т. е. олицетворенная) ее автором и участниками события. Этим объясняется стремление крупнейших телекомпаний иметь таких постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала бы симпатии и доверие зрителей.

Персонификация телевизионного сообщения утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. Грамотное применение принципа персонификации возможно даже в небольшом видеосюжете.

Функции телевидения:

  1. Информационная - этой функцией обладают все СМИ. Телевидение распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее. Информация толкуется по-разному. Здесь мы употребляем его в узком смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, показ новостей. Лишь здесь собственно информационная функция. Хотя в широком смысле и показ спектакля можно считать информацией.

  2. Культурно - просветительская

  3. Интегративная (объединяющая) - деятельность с 1993 года Межгосударственной телекомпании «Мир»)

  4. Социально - педагогическая (или управленческая) - близко к пропаганде. В полной мере избежать влияния на информацию того, кто ее передает невозможно. Поэтому журналист должен хотя бы стремится к максимально достоверной передаче информации.

  5. Организаторская - отличается от управленческой, где формирование мнений и побуждений к действию исходит от правительства и административных структур и осуществляется регулярно. Организаторская - ТВ иногда становится инициатором общественных акций (приглашения на несанкционированые митинги) ТВ выполняет функцию организатора, ставя вопросы перед властями, побуждая их к действию.

  6. Образовательная.

  7. Рекреативная- (от лат. Восстановление) отдых, восстановление сил.



Тема 1. Место и роль телевидения в системе массовых коммуникаций и сфере искусства.

В связи с невероятной доступностью телевидения через него реализуется программирование населения. Нет никакого другого социального субинститута, включая школу, который бы как-то соревновался с телевидением по программированию сознания, а следовательно, и поведения.

Д.Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино»

Термин «телевидение» впервые ввел в научный оборот на IVМеждународном электротехническом конгрессе 1900г. в Париже русский военный инженер К.Д.Перский в обзорном докладе под названием «Телевидение как электрическое поле».

Строго говоря, телевидение-область современой радиоэлектронники, которая занимается изучением вопросов передачи и приема движущихся и неподвижных изображений предметов, расположенных в пространстве, электрическими средствами связи в реальном и измененном масштабе времени.

Телевизионное вещание.

На основании технических возможностей выделяются специфические характеристики телевидения как одного из видов СМК:

- вездесущность - пособность телевизионного сигнала проникать в любую точку пространства ( в зоне действия передатчика);

- звуко-зрительная образность — экранность - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно - чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории;

- непосредственность и достоверность,

- симультанность - одномоментность действия, наблюдения и показа события на экране. Это качество обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, в настоящем времени.

Как вам уже известно, газеты, радио и телевидение – разновидности единой системы массовой коммуникации.

Их общность характеризуется:

- информационностью;

- общими социальными функциями;

- едиными (или схожими) жанрами журналистики;

- способами повышения эффективности как отдельных журналистских материалов, так и вещания в целом.

Различия газет, радио и телевидения определяются различными условиями распространения и восприятия журналистских материалов, а так же вытекающими отсюда особыми требованиями к журналистам.

Специфика ТВ при сравнении его с печатными СМК.

  1. Подготовка передач.

Любая передача – результат коллективного творчества. Журналист – член единого творческого коллектива. Ответственность за качество – тоже общая.

  1. Распространение материалов:

- оперативность;

- форма: сообщение информации в звуко-зрительной форме;

- симультанность: возможность показа события в момент его свершения;

- вездесущность: более широкий охват информационным влиянием всех территорий;

- доступность: способность войти в каждый дом и удовлетворить интересы различных зрительских групп (поло-возрастная и социальная принадлежность).


  1. Зрительское восприятие:

- «эффект присутствия» («втягивание» в событие, ощущение причастности к происходящему на экране);

- параллельность восприятия (единство вербальной и невербальной информации);

- эмоциональность воздействия на зрительскую аудиторию;

- особые условия восприятия (комната – возможность сотворчества, расстояние до телеприемника – допущен в прцесс сотворчества, размер экрана-клиповость сознания).

  1. Требования к журналисту:

Телезрители далеко не всегда могут вспомнить, что именно говорил человек с экрана, однако охотно рассуждают о том, каков он.

Все это относится к невербальной информации, которую необходимо учитывать при анализе содержания той или иной телепередачи.

По мере развития телевидения стало выясняться, что воздействие сообщения на аудиториюусиливается или уменьшается свойствами личности автора.

Этим объясняется стремление крупнейших телекомпаний иметь таких постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала бы симпатии и доверие зрителей.

Персонификация телевизионного сообщения утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее видов.

Звукозрительный характер телевизионной коммуникации и установление личностных контактов аудитории с тележурналистом требуют от него:

- готовность работать без черновиков (с суфлером или без него);

- умение быть естественным, без притворства или хотя бы не переигрывать;

- в совершенстве владеть словом;

  • создание собственного яркого и неповторимого имиджа.

Телевидение и радио.

Общее, что объединяет эти СМК в одну группу — электронную — одни средства доставки сигнала, следовательно:

      • вездесущность, доступность, общность аудитории — совпадение и многих общественных функций;

      • симультанность — совпадение многих выразительных средств;

      • одинаковые условия восприятия передач.

Различия — экранность:

      • радио воздействует только на слух. А ТВ обращенно и к слуху, и к зрению;

      • радио более вездесущно;

      • радио сильнее влияет на воображение.



Общая классификация телеканала.

  1. По способу трансляции:

  • эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесиситемы потребителя)

  • спутниковое (НТВ плюс)

  • кабельное.

С технической точки зрения разница между эфирным, кабельным и спутниковым телевидением состоит в способе доставки сигнала. В эфирном телевидении сигнал передается по цепочке студия – передатчик – телевизор.





В кабельном: любая вещательная станция (в том числе вещающая через спутник) – принимающая станция (иногда со своей студией) – кабель – телевизор.





В спутниковом: наземная передающая станция – спутник – антенна (параболическая) – телевизор.





Цепочки эти лишь отражают суть процесса передачи сигнала (в двух первых случаях существуют еще усилители, преобразователи сигнала и ретрансляторы и т. п.).

Кабельное телевидение может быть и спутниково - кабельным (принимать программы со спутников, а передавать по кабелю), а эфирное телевидение постоянно пользуется спутниковой связью.

Спутниковое ТВ – общее понятие, включающее в себя передачу и прием телевизионного сигнала через искусственные спутники Земли.

Непосредственное спутниковое вещание – передача сигнала со спутника прямо на домашние коллективные или индивидуальные антенны.

Спутники с маломощными передатчиками рассчитаны на наземные антенны большого диаметра (от 12 до 32 м), а с мощными передатчиками – на антенны меньшего диаметра (от 90см и меньше). Именно такие спутники позволяют принимать сигналы на домашние антенны. Потребитель должен приобрести параболическую антенну и декодер. Во многих странах продаются специальные комплекты оборудования для прямого приема программ с разных спутников.

Вообще, спутниковая связь – революция в общемировой системе массовой коммуникации.

Первоначально спутниковые системы были предназначены только для решения военно-технических задач, в основном для задач связи и военной разведки. Так продолжалось вплоть до середины 80-х годов.

В гражданской связи первоначально спутники использовались как новшество лишь технического порядка: для обеспечения трансляции эфирного телевидения на большие расстояния и улучшения качества телесигнала.

Началось спутниковое телевещание в США в 1965г. через спутник «Early Bird».

У нас – в 1967г. с помощью системы «Орбита». Первоначально у нее было около 100 приемных станций в отдаленных районах Дальнего Востока и Средней Азии. Это позволило увеличить аудиторию ЦТ еще на 20 млн. человек.

1976г. – запущена система «Экран», более экономичная. Зона охвата – 10% территории страны.

1979г. – ведена система спутникового вещания МОСКВА.

Технология: спутники выводятся на геостационарную орбиту (32000-37000км), которая удобна тем, что расположенный на ней аппарат движется синхронно с вращением планеты, совершая оборот ровно за сутки. Спутник принимает посылаемые земной телестанцией сигналы, усиливает их и передает обратно на Землю.

В результате, на сегодняшний день, территория России разделена на пять зон (по два часовых пояса в каждой). Сделано это, прежде всего, для удобства телесмотрения. В любой из них можно смотреть специально для этой зоны адаптированный — с учетом местного времени — вариант Центрального телевидения.

Европейская зона страны, без особых проблем охватывается ТВ-вещанием, для зон более удаленных и была разработана и приведена в действие сложная система эфирного вещания с использованием спутника. Четыре оставшихся зоны получили свои названия, при этом никто мудрствовать лукаво не стал :


А – Чукотка – Орбита-1, Дубль-1

Б – Восточная Сибирь – Орбита-2, Дубль-2

В – Западная Сибирь – Орбита-3, Дубль - 3

Г - Урал – Орбита-4, Дубль-4

(Программы первого канала и канала «Россия» связисты в обиходе называют “Орбита” и “Дубль”).

Наиболее распространено спутниковое вещание в Европе и США. В конце 90-х годов в Европе насчитывалось около 10 миллионов владельцев индивидуальных спутниковых тарелок. В первую четверку стран лидеров по числу спутниковых антенн входят: Германия – более 4 миллионов, Англия – более двух миллионов, Польша – около миллиона, Дания – полмиллиона.

Самые известные европейские спутниковые проекты – «Астра» (Люксембург), «ТВ-сат» (Германия), ТДФ (Франция). «Астра» осуществляет вещание 240 каналов на территории Европы (в том числе МТВ-Европа, Си-эн-эн, Скай-телевижен международного магната Мердока и др.).

Развитие спутникового вещания в России было затруднено в начале из-за государственной информационной монополии, затем из-за серьезного экономического кризиса 90-х гг. После распада СССР эта индустрия и вовсе пришла в упадок – многие государственные спутники банально выработали свой ресурс.

По мнению экспертов, для создания общенационального спутникового ТВ необходима дополнительная инфраструктура, включающая развитую систему сервисного обслуживания. Окупаемость такого проекта была возможна при аудитории не менее 1300 тыс. российских семей, что в условиях низкого в то время уровня жизни казалось нереалистичным.

Первое платное спутниковое ТВ появилось а России в виде проекта «Космос – ТВ» (1991г.). это было совместное российско-американское предприятие, учрежденное Главным центром радиовещания и телевидения и международной телекоммуникационной компанией MITI. Долгое время компания действовала как обычные оператор, транслирующий зарубежные спутниковые каналы.

Более широкую популярность получил первый общенациональный проект спутникового ТВ – «НТВ плюс».

1996г. – начало вещания.

1997г. – сигнал был закодирован.

Непосредственно в журналистике спутниковая связь используется, главным образом, в трех аспектах:

  1. для связи с корреспондентами на местах, ведения прямых эфиров с помощью ПТС. (это сильно расширяет возможности служб новостей, в том числе увеличивается оперативность);

  2. возможность неограниченного расширения аудитории;

  3. возможность принимать передачи из других стран – «телевидение без границ».


Кабельное телевидение.

Кабельное телевидение обеспечивает более качественное изображение, которому не мешают эфирные помехи. По кабелю, особенно оптиковолоконному, можно передавать практически не ограниченное число каналов.

Развитие кабельные сети получили, главным образом, в индустриальных центрах России, в отдаленных районах Севера, где создание ретранслирующих телесетей экономически нецелесообразно.