Файл: Учет амортизации основных средств (на примере ПАО «ТрансКонтейнер»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 3757

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Способ уменьшаемого остатка определяется, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств и нематериальных активов на начало года, нормы амортизации, определенной на основе срока полезного использования и коэффициента ускорения. В результате этого остаточная стоимость основного средства на начало каждого последующего года уменьшается на сумму начисленной амортизации предыдущего года, при этом сумма амортизации не достигнет нуля. При этом норма амортизации по способу уменьшаемого остатка НА выражается следующим (8):

НА = К : Тп х 100% (8)

где К – коэффициент ускорения; Тп – срок полезного использования основных фондов.

Стимулирующая роль амортизации значительно возрастает в связи с применением методов ускоренной амортизации. Считается, что наиболее оптимальными методами начисления амортизации являются ускоренные методы, так как они позволяют в первые же годы работы списывать набольшие суммы амортизационных отчислений, что, соответственно, позволяет уменьшить налогооблагаемую базу организации. А это, в свою очередь, дает предприятию преимущество сэкономить значительную часть денежных средств, а это немаловажно для предприятий, которые только начали свою деятельность. Также важно учесть, что ускоренная амортизация позволяет стремительно восстанавливать средства, потраченные на приобретение основных фондов и покупать новые, более высокопроизводительные и современные – это особенно значимо в последнее время, так как научно–технический прогресс все стремительнее вливается в нашу жизнь, принося высокоэффективные технологии. Формула (9) расчета годовых амортизационных отчислений:

Аt = ОФост(t) х НА : 100% (9)

где ОФост(t) – остаточная стоимость основных фондов в t–м году;

4. Способ суммы чисел лет — исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе сумма чисел лет срока службы объекта. Вести учет данным способом целесообразно и экономически выгодно, так как позволяет увеличить амортизационные отчисления в начальный период эксплуатации объекта, а также снизить налоговую нагрузку. При этом норма амортизации по способу суммы чисел лет НА выражается по формуле (10):

НАt = (2 х (Тп – t + 1)) : (Тп х (Тп + 1)) х 100% (10)

где t – порядковый номер года, в котором начислена амортизация.

Формула (1.11) расчета годовых амортизационных отчислений способом суммы чисел лет:


Аt = ОФп х (nt : Т) (11)

где nt – оставшееся число лет эксплуатации объекта основных фондов; T – сумма чисел лет срока полезного использования объекта основных фондов.

5. Производственный способ (списание стоимости пропорционально объему продукции) – срок амортизации полезного использования представляется не в годах, а в ожидаемых производственных показателях. При производственном методе отсутствует норма амортизации. Формула расчета годовых амортизационных отчислений производственным способом (12):

Аt = ОФп х q : Q (12)

где q – объем продукции, работ или услуг в отчетном периоде; Q – предполагаемый объем продаж, работ или услуг за весь срок полезного использования объектов основных фондов.

Исходя из этого, можно не трудно понять, что износ представляет собой уменьшение стоимости основных фондов и нематериальных активов, а амортизация активов позволяет накопить финансовые средства для их восстановления или замены.

Скажем, при работе предприятия по более интенсивному графику выгодней применять метод суммы чисел лет или уменьшаемого остатка, а для сезонных производств – линейный способ. Немаловажным является то, что при правильном выборе метода амортизации предприятие получит выгоду при налогообложении в первые годы службы. Таким образом, рассмотрев существующие методы оценки основных фондов и нематериальных активов, можно сделать вывод о том, что они являются одним из ключевых факторов рентабельности и успешности предприятия, а также фундаментальной основой их создания и функционирования.

Глава 2. Исследование учета амортизации основных средств в ПАО «Трансконтейнер»

2.1 Финансово-экономическая характеристика ПАО «ТрансКонтейнер»

ПАО «ТрансКонтейнер» является российской транспортной компанией, функционирующей в сфере железнодорожных контейнерных перевозок, крупнейшим оператором железнодорожных контейнерных перевозок в РФ и зарубежом. Полное наименование компании – Публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер». Акционерное общество было основано в 2003 году как дочерняя компания ОАО «РЖД» по адресу: 125047, город Москва, Оружейный переулок, д.19. Главный офис компании находится в городе Москве. Филиалы ПАО «ТрансКонтейнер» функционирует более, чем в 20 российских городах.


На сегодня ПАО «ТрансКонтейнер» из небольшой компании превратилась в крупного интермодального оператора контейнерных перевозок по маршрутам Европы, России и Азии, который имеет широкую сеть собственных терминалов, совместных предприятий, зарубежных представительств и агентов, а также широкий спектр регулярных контейнерных сервисов.

ПАО «ТрансКонтейнер» является юридическим лицом, уставной капитал которого составляет 13 895 млн.руб. Общество имеет расчетный счет в банке, собственный бланк, печать и штамм со своим наименованием. ПАО «ТрансКонтейнер» представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, который осуществляет свою деятельность на основании Устава предприятия и согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Высшим органом управления ПАО «ТрансКонтейнер» является собрание его акционеров. В его компетенцию входит решение вопросов по определению главных направлений деятельности предприятия, рассмотрение и утверждение отчетов и балансов предприятия, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределение прибыли, а в случае убытка – определение порядка его покрытия и др.

Являясь одной из ведущих российских компаний в сфере интермодальных контейнерных перевозок, ПАО «ТрансКонтейнер» предоставляет целый спектр услуг, которые связаны с контейнерными перевозками, логистикой и терминальной обработкой. Среди основных направлений деятельности компании выделяют:

  • контейнерные перевозки железнодорожным транспортом;
  • контейнерные перевозки автомобильным транспортом;
  • услуги терминалов и таможенных складов;
  • логистические и экспедиторские услуги.

Таким образом, используя сеть железнодорожных контейнерных терминалов в РФ и за рубежом, широкую сеть продаж, подвижной состав, различного рода операционные ноу-хау и квалифицированный персонал, ПАО «ТрансКонтейнер» оказывает своим клиентам в России, странах СНГ, Европы и Азии услуги «под ключ» по осуществлению интермодальных контейнерных перевозок, а также интегрированные технические решения. Исследуемая компания постоянно проводит обновление и оптимизацию своих производственных активов с целью увеличения своей операционной эффективности, увеличения объемов и качества предоставляемых услуг. С целью удовлетворения спроса на интегрированные логистические решения компанией разрабатываются новые маршруты для интермодальной доставки контейнерных грузов по привлекательным тарифам, развиваются дополнительные услуги и внедряются передовые технологии перевозки грузов в контейнерах.


Бухгалтерский учет в ПАО «ТрансКонтейнер» ведется главным бухгалтером предприятия, на должность которого назначает генеральный директор. Главный бухгалтер общества обладает правами и обязанностями, которые указаны в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ и обобщены в его должностной инструкции.

Главный бухгалтер предприятия совместно с генеральным директором определяет и утверждает учетную политику предприятия на текущий год, обеспечивает ведение бухгалтерского учета и своевременное составление бухгалтерской отчетности.

Далее проведем анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ПАО «ТрансКонтейнер» по нескольким направлениям за 2017-2018 гг. (Приложение 1 и 2). Полученные данные деятельности компании представим в таблице 2.

Таблица 2

Основные финансово-экономические показатели деятельности ПАО «ТрансКонтейнер» за 2017-2018 гг., тыс.руб.

Показатель

Год

Абсолютное отклонение, +/-

Темп роста, %

2017

2018

Выручка, тыс.руб.

42 342 070

51 191 087

+ 8 849 017

120,9

Себестоимость продаж, тыс.руб.

39 720 707

47 563 725

+ 7 843 018

119,7

Затраты на 1 руб. выручки, %

0,938

0,929

- 0,09

99,0

Валовая прибыль, тыс.руб.

2 621 363

3 627 362

+ 1 005 999

138,4

Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб.

2 551 092

3 568 552

+ 1 017 460

139,9

Чистая прибыль, тыс.руб.

1 850 291

2 631 386

+ 781 095

142,2

Среднесписочная численность персонала, чел.

4 897

5 056

+ 159

103,2

Производительность труда, тыс.руб.

8 646,5

10 124,8

+ 1 478,3

117,1

Основные фонды, тыс.руб.

35 322 314

34 696 037

- 626 277

98,2

Источник: по данным финансовой отчетности ПАО «ТрансКонтейнер»

Выручка от реализации услуг в 2018 году увеличилась в сравнении с 2017 годом на 8 849 017 тыс.руб. (20,9%). При этом себестоимость продаж выросла соответственно на 7 843 018 тыс.руб. (19,7%). Основными причинами таких показателей стало повышение уровня закупочных цен на материалы, оборудование, уровень инфляции, а также рост потребляемых энергоресурсов.

Динамика основных средств компании в исследуемом периоде имеет тенденцию снижения, если на начало 2018 года данный показатель составлял 35 322 млн.руб., то на конец 2018 года он составляет 34 696 млн.руб., что говорит об постепенной изношенности основных фондов ПАО «ТрансКонтейнер».


Однако, несмотря на данные характеристики, компания ПАО «ТрансКонтейнер» всегда стремится к созданию новейших уникальных технологий и решений, позволяющих своим клиентам становится успешнее и быстрее своих конкурентов. Стабильность компании на рынке, ее динамичное развитие, передовые технологии, а главное – опыт и знания коллектива ПАО «ТрансКонтейнер», позволяют предоставлять качественные услуги, обеспечивающие партнерам компании стабильный базис для развития своего бизнеса.

Далее проведем анализ основных фондов компании и определим эффективность их использования, который даст возможность изучить политику управления амортизационными отчислениями в ПАО «ТрансКонтейнер». В таблице 3 представлен перечень основных средств ПАО «ТрансКонтейнер».

Таблица 3

Состав основных средств ПАО «ТрансКонтейнер» за 2017-2018 гг., тыс.руб.

Наименование объекта ОС

Среднегодовая стоимость 2017 год

Среднегодовая стоимость 2018 год

тыс.руб.

доля в объеме, %

тыс.руб.

доля в объеме, %

1.

Здания и сооружения

19 822 471

56,2

20 025 249

57,2

2.

Машины и оборудование

3 774 029

10,7

3 640 954

10,4

3.

Транспортные средства

10 087 592

28,6

9 627 523

27,5

4.

Прочие основные средства

1 587 208

4,5

1 715 450

4,9

Всего:

35 271 300

100,0

35 009 176

100,0

Источник: по данным аналитического учета ПАО «ТрансКонтейнер»

Состав основных средств ПАО «ТрансКонтейнер» за 2017-2018 гг. принципиально не изменился. Основная доля приходится на здания и сооружения 56-57%, на втором месте – транспортные средства 27-28%, на машины и оборудование приходится 10-11%. Далее проведем оценку обновления и выбытия основных средств компании, которую представим в таблице 4.

Таблица 4

Оценка процессов обновления и выбытия основных средств ПАО «ТрансКонтейнер» за 2017-2018 гг.

Показатель

Формула

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение

1. Коэффициент обновления ОС

Фввед / Фкг

0,124

0,118

- 0,006

2. Коэффициент выбытия ОС

Фвыб/ Фнг

0,036

0,039

+ 0,003