Файл: Учет амортизации основных средств (на примере ПАО «ТрансКонтейнер»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 3768

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице 11 рассмотрим характеристику и обоснование, используемых в ПАО «ТрансКонтейнер» способов начисления амортизационных отчислений. Используются рассмотренные методы начисления амортизации в компании в разрезе соответствующих групп однородных активов в течение всего срока их полезного использования. Отражение амортизационных отчислений по объектам основных средств в ПАО «ТрансКонтейнер» происходит в соответствии с Учетной политикой компании в бухгалтерском учете посредством накопления начисленных соответствующих сумм на отдельном счете. Учет в компании объектов основных средств ведется в разрезе отдельных объектов ОС.

Рассмотрим пример расчета амортизационных отчислений используемыми на предприятии методами. Полученные данные представим в таблице 12. Два транспортных средства ГАЗ-2705 с первоначальной стоимостью 315 500 руб. каждое были введены в эксплуатацию 17 ноября 2008 года.

Таблица 11

Обоснование выбора способов начисления амортизационных отчислений и их использования для объектов основных средств

Метод

Характеристика

Объект ОС

Обоснование выбора

1. Линейный

Традиционный

Недвижимость

Является пассивной частью основных средств. На использование данного метода не влияют факторы переменного характера

2. Уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения

Ускоренный

Машины, оборудование, транспортные средства

Является активной частью основных средств. Данный метод дает возможность проводить ускоренную реновацию объектов ОС в соответствии с требов. НТП

3. По сумме чисел лет срока полезного использования

Ускоренный

ЭВМ, оргтехника

Является активной частью основных фондов, имеет наиболее значительные темпы морального износа. Использование данного метода дает возможность заменять данную технику в соответствии с темпами развития электронной промышленности

Для них установлен срок их полезного использования в размере 15 лет. Таким образом, рассматриваемые транспортные средства типа ГАЗ-2705 относятся к шестой амортизационной группе.

Норма амортизационных отчислений определяется следующим образом: N = 100 / Т, где Т – срок полезного использования объекта (в годах). Таким образом, N = 100 / 15 = 6,67% х 2. За счет того, что при использовании ускоренных методов амортизации списание большой части стоимости основных средств происходит в первые годы эксплуатации, доля амортизационных отчислений выше, соответственно, доля других экономических элементов затрат ниже. Далее, в течение следующих лет доля амортизационных отчислений снижается. При использовании линейного способа сумма амортизационных отчислений из года в год остается постоянной, поэтому при условном отсутствии других факторов, воздействующих на структуру себестоимости услуг ПАО «ТрансКонтейнер», последняя не будет изменяться.


Таблица 12

Расчет амортизационных отчислений на списание стоимости транспортного средства ГАЗ-2705 «Газель» методом уменьшаемого остатка с использованием коэффициента ускорения

Год

Остаточная стоимость на начало года, тыс.руб.

Норма амортизации, %

Сумма амортизационных отчислений, руб.

Остаточная стоимость на конец года, тыс.руб.

2008

315 500,0

13,33

42 056,2

273 443,8

2009

273 443,8

13,33

36 450,1

236 993,7

2010

236 993,7

13,33

31 591,3

205 402,4

2011

205 402,4

13,33

27 380,1

178 022,3

2012

178 022,3

13,33

23 730,4

154 291,9

2013

154 291,9

13,33

20 567,1

133 724,8

2014

133 724,8

13,33

17 825,5

115 899,3

2015

115 899,3

13,33

15 449,4

100 449,9

2016

100 449,9

13,33

13 390,0

87 059,9

2017

87 059,9

13,33

11 605,1

75 454,8

2018

75 454,8

13,33

10 058,1

65 396,7

Всего:

х

х

х

2.3 Организация учета основных средств на предприятии

Для учета амортизации основных фондов предприятия используется пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Данный счет всегда имеет кредитовый остаток, который является отражением суммы накопленной амортизации по основным средствам предприятия. При поступлении основного средства в ПАО «ТрансКонтейнер» амортизационные отчисления начинают начислять с первого числа месяца, который следует за месяцем принятия данного основного средства к бухгалтерскому учету. И заканчивают начислять после полного погашения стоимости основного средства или его списания с бухгалтерского учета.


Бухгалтер ПАО «ТрансКонтейнер» отражает в бухгалтерском учете амортизационные отчисления по объектам основных средств в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от результатов работы предприятия.

Так как основные средства, приобретаемые ПАО «ТрансКонтейнер», участвуют в выполнении работ и оказании услуг перевозки, то суммы амортизационных отчислений отражают на счетах бухгалтерского учета, которые представлены в таблице 13.

Таблица 13

Корреспонденция счетов по учету амортизации основных средств ПАО «ТрансКонтейнер»

Операция

Дебет

Кредит

1. Начислена амортизация по основным средствам, участвующим в транспортных перевозках

20 «Основное производство»

02 «Амортизация основных средств»

2. Начислена амортизация по основным средствам, участвующим в ремонте и обслуживании транспортных средств

23 «Вспомогательные производства»

3. Начислена амортизация по основным средствам, участвующим в обслуживании основных и вспомогательных производств

25 «Общепроизвод-ственные расходы»

4. Начислена амортизация по основным средствам, используемым для нужд управления

26 «Общехозяйст-венные расходы»

5. Начислена амортизация по основным средствам, связанным с реализацией транспортных услуг

44 «Расходы на продажу»

Источник: по данным синтетического учета ПАО «ТрансКонтейнер»

В случае выбытия основного средства бухгалтер ПАО «ТрансКонтейнер» списывает сумму его накопленной амортизации с Дебет 02 в Кредит 01.Выбытие основных средств.

Так как ПАО «ТрансКонтейнер» сдает транспортные средства в аренду, то суммы амортизационных отчислений по ним отражают по Дебет 91.2 «Прочие расходы» в корреспонденции с Кредит 02.

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» бухгалтер ПАО «ТрансКонтейнер» ведет по каждому инвентарному объекту таким образом, чтобы можно было получить данные о суммах амортизационных отчислений с целью определения остаточной стоимости для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество предприятия.

Таким образом, рассмотренный пример расчета амортизационных отчислений подтверждает выводы, сделанные в теоретической части работы, касающиеся методов начисления амортизации. При использовании ускоренных методов большая часть стоимости активной части основных фондов списывается в первые годы эксплуатации, соответственно в этот период заметно возрастает доля амортизационных отчислений в структуре затрат предприятия наряду с уменьшением доли других элементов затрат. Возрастает и себестоимость услуг предприятия в целом.


Глава 3. Разработка мероприятий по управлению амортизационной политикой предприятия

3.1 Практические рекомендации по управлению амортизационной политикой предприятия

Разработка амортизационной политики в ПАО «ТрансКонтейнер» представляет собой комплексный процесс моделирования, в ходе которого осуществляется анализ денежных потоков от начисления амортизации разными методами. При этом исследуются показатели ввода и выбытия основных средств на предприятии за некоторый период, изучается налогообложение и моделируются разные варианты состояния компании в зависимости от использования тех или иных мероприятий.

Для оценки состояния амортизационной политики на предприятии используются следующие критерии: снижение показателя себестоимости, и как следствие, рост рентабельности или сокращение налогооблагаемой базы, увеличение показателя амортизационного фонда. Также могут быть использованы и другие критерии – доля увеличения текущей стоимости суммарного денежного потока по отношению к текущей стоимости денежного потока неускоренной амортизации имущества.

Износ относят на себестоимость, тем самым снижая базу налогообложения предприятия. Т.е. амортизационные отчисления являются не налогооблагаемым притоком средств. И наоборот, при сокращении доли амортизационных отчислений размер налогооблагаемой прибыли на предприятии возрастает.

Конечно же, такое моделирование процесса имеет и ограничения. Нельзя рассматривать экономические выгоды предприятия, которые связаны с максимальным ускорением амортизационных процессов. Экономические условия хозяйствования имеют свои ограничения для такой максимизации, и главное такое ограничение – это размер прибыли.

Таким образом, оптимальная амортизационная и учетная политика должны определяться на основе комплексного подхода исходя из конкретных экономических условий деятельности определенного предприятия.


Основными преимуществами ПАО «ТрансКонтейнер» на рынке интермодальных контейнерных перевозок являются:

  • относительно не высокие затраты на оказание услуг;
  • гибкая ассортиментная и ценовая политика;
  • эффективный опыт продвижения услуг.

Тем не менее, наблюдающаяся нестабильность финансово-экономической деятельности компании ПАО «ТрансКонтейнер» обусловлена неравномерностью продаж услуг на рынке железнодорожных контейнерных интермодальных перевозок, доля которых составляет основную часть в общем объеме услуг компании. На уровень продаж также влияет сезонность покупательского спроса на все услуги компании.

Для ликвидации данного фактора неопределенности в деятельности компании ПАО «ТрансКонтейнер», менеджеры данного предприятия должны тщательно провести анализ состояния и тенденций развития рынка интермодальных контейнерных перевозок на современном этапе и сделать акцент на то направление, реализация которого будет выгодной, так как на одних лишь перевозках компания не сможет нормально развиваться. Одним из вариантов решения данной проблемы можно предложить развитие услуг терминалов и таможенных складов. Сейчас в компании насчитывается около 10 терминалов и таможенных складов. В настоящее время развитие данного направления является конкурентоспособным и перспективным сегментом рынка. Поэтому величина и методы начисления амортизационных отчислений, как основа формирования амортизационного фонда для обновления основных фондов, являются принципиально важными для данного предприятия.

Выбор способов начисления амортизации в ПАО «ТрансКонтейнер» практически оптимален, так как в ходе начисления амортизации на предприятии используется не один метод, а для каждой однородной группы используется свой, который является наиболее рациональным методом начисления амортизационных отчислений:

  • для активной части основных фондов (оборудования и транспортных средств) в компании используют метод ускоренной амортизации с коэффициентом ускорения 2;
  • для пассивной части основных фондов (зданий офисов и терминалов) – линейный способ начисления амортизации;
  • для особой группы основных фондов – информационной и оргтехники используется метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования с фиксированным сроком эксплуатации.

С целью усиления дифференцированного подхода к начислению амортизационных отчислений и увеличению эффективности амортизационной политики в ПАО «ТрансКонтейнер» рекомендуется использовать метод начисления амортизации в зависимости от объема выполняемых работ применительно к группе транспортные средства. Транспортные средства подвержены не такому быстрому моральному износу, как иное оборудование, поэтому применение ускоренного метода здесь не совсем будет целесообразным. Активная политика ускоренной амортизации ведет к завышению величины себестоимости транспортных услуг и, следовательно, к завышению цены их реализации. Поэтому использование данного метода начисления амортизационных отчислений применительно к транспортным средствам поможет смягчить рост себестоимости услуг исследуемой компании.