Файл: задания по ВМиПП в матлабе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Задание

Дисциплина: Программирование

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 7326

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

129 

 

  

30

n

М

Р

н

н

2

 

КПД двигателя: 

1

2

Р

Р

Построить рабочие характеристики двигателя   

)

P

(

n

2

)

P

(

I

2

Я

)

P

(

2

Сделать выводы по работе. 
 

6.3 Выполнение лабораторной работы на стенде ЭВ-4 

6.3.1 Описание лабораторной установки 

 

Работа проводится на стенде ЭВ-4 (панель «Двигатель постоянного тока»). 

Объект  исследования  –  двигатель  постоянного  тока  с  независимым  возбужде-
нием типа 4П (находится под стендом за прозрачной защитной стенкой). Пас-
портные данные двигателя 4П: 
номинальная мощность (мощность на валу)  Р

 = 1.1 кВт; 

номинальное напряжение  U

Н 

= 220 В; 

номинальный ток якоря I

Н

 = 6.5 А; 

номинальная частота вращения  n = 3000 об/мин; 
номинальный КПД 

 = 74%; 

номинальное напряжение возбуждения U

ВН

 = 220 В. 

Напряжение на якоре  U  регулируется кнопками «

 

» на панели «Нагру-

зочные устройства» при нажатой кнопке «ВКЛ» на панели «Машины постоян-
ного тока». 

Момент нагрузки задается рукояткой «Регулировка нагрузки» электромаг-

нитного тормоза. Момент нагрузки и частота вращения измеряются приборами 
«Момент, Нмх10», «Скорость, об/мин х 100». 

 
6.3.2 Порядок выполнения работы 

 

По  паспортным  данным  двигателя  рассчитать  номинальный  момент  на-

грузки  М

Н

,  номинальную        потребляемую  мощность  Р

  и  номинальный  ток 

якоря  I

Я

  (номинальный ток возбуждения  I

ВН

  = 0,5 А). 

Ознакомиться с лабораторной установкой и собрать схему для исследова-

ния двигателя (рисунок 6.9). 

Подготовить двигатель к пуску. 
Для этого необходимо: 

а) установить момент нагрузки М=0 (рукоятку «Регулировка нагрузки» устано-
вить в крайнее левое положение); 
б) кнопкой «Агрегат 1 – Агрегат 2» подключить к схеме приборы для измере-
ния момента М и частоты вращения   n (кнопку поставить в положение «Агре-
гат 2». 


background image

130 

 

U

1 2 3 4 5 6 7

6 Ом

4.2 Ом

2.7 Ом

1.5 Ом

1.0 Ом

V1

A2

A1

1 А

300 В

20 А

Пусковой реостат

я1

я2

ш1

ш2

Рисунок 6.9 Схема для 

снятия характеристик 

двигателя постоянного тока,  

независимого возбуждения 

в) убедиться в том, что переключатель «Пуск двигателя»  выключен (установ-
лен в положение 1). 

После  проверки  схемы  лаборантом  или 

преподавателем  включить  кнопку  «ВКЛ»  на 
панели регулятора нагрузки и кнопкой «ВКЛ» 
на  панели  «Машины  постоянного  тока»  на 
двигатель  подать  напряжение  возбуждения 
U

В

.  Регулятором  возбуждения  установить  но-

минальный ток I

ВН

  = 0,5 А. 

ВНИМАНИЕПуск двигателя при введенном 
реостате в цепи возбуждения (I

В

  

 I

ВН

) или 

при выключенном возбуждении  (I

ВН

  =  0)  при-

водит к недопустимым перегрузкам и выходу 
из строя измерительных приборов.
 

Кнопками  «

»  «

»  по  вольтметру  уста-

новить  минимально  возможное  напряжение 
U. 
Переключателем  «Пуск  двигателя»  пустить 
двигатель.  Увеличивая  кнопкой  «

»  напря-

жение U до номинального значения U

Н

  =  220 

В,  снять  регулировочную  характеристику  n 
(U)  для  ненагруженного  двигателя.  При  сня-
тии  характеристики  поддерживать  I

ВН

,    рав-

ным I

ВН

  = 0,5 А.  Заполнить таблицу 6.5. 

 
 
 
 

Таблица 6.5 - Регулировочная характеристика n (U) для ненагруженного двига-

теля 

U, В 

 

 

 

 

 

n, об/мин 

 

 

 

 

 

 

I

В

 = I

ВН

 = 0,5 А; М= 0. 

 

ВНИМАНИЕ:  Якорь  двигателя  после  снятия  характеристики    (и  до 

окончания  всех  опытов)  от  напряжения  U  не  отключать.  Если  по  каким-то 
причинам якорь будет отключен от напряжения, повторный пуск можно про-
изводить только снизив напряжение U. Пуск двигателя при U

н

 приведет к вы-

ходу из строя амперметра и повреждению коллектора двигателя. 
 

Снять  регулировочную  характеристику  n  (I

в

)  при  ослаблении  поля.  Для 

этого,  поддерживая  U  равным  U

Н

  =  220  В,  регулятором  возбуждения  нужно 


background image

131 

 

уменьшать I

ВН

 = 0,5 А до значения, при котором начинает зашкаливать измери-

тель  частоты  вращения n, и  фиксировать  значения  I

В

  и  n  (таблица  6.6).  После 

характеристики вновь установить номинальный ток возбуждения I

ВН

  = 0,5 А. 

 

Таблица 6.6 - Регулировочная характеристика n (I

в

) при ослаблении поля. 

I

В

 , А 

 

 

 

 

 

n, об/мин 

 

 

 

 

 

 
U = U

Н

 = 220 В, М =0. 

 

Снять естественную механическую характеристику n (М). Для этого, под-

держивая U

Н

 = 220 В, I

ВН

  = 0,5 А, регулятором нагрузки (начиная с М=0 и до 

М= М

Н

) и в таблицу 6.6 записать значения М и n, одновременно фиксируя зна-

чения тока якоря I. 

 

Таблица 6.7 - Естественная механическая характеристика n (М). 

№ 

Измерено 

Вычислено 

М, Нм 

n, 
об/мин 

I, 
А 

Р

1

Вт 

Р

2

Вт 

, % 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
U

 

= U

Н

 = 220 В, I

В

 = I

ВН

 = 0,5 А. 

 

Нагрузить двигатель моментом нагрузки М

Н

. Снижая кнопкой «

» напря-

жение U от U

н

 до минимально возможного значения напряжения, снять зависи-

мость  n  (U)  для  нагруженного  двигателя  (ток  возбуждения  поддерживать  по-
стоянным и равным I

ВН

  = 0,5 А). Отключить якорь от напряжения U (переклю-

чатель «Пуск двигателя» поставить в положение 1). Отключить схему от сети. 
Заполнить таблицу  6.8. 

 
 
 
 
 

Таблица 6.8 - Регулировочная характеристика n (U) для нагруженного двигате-

ля 

U, В 

 

 

 

 

 


background image

132 

 

n, об/мин 

 

 

 

 

 

 

I

В

 = I

ВН

 = 0,5 А; М = М

Н

6.3.3 Обработка результатов 
По результатам измерений построить графики зависимостей 

0

M

)

U

(

n

0

M

B

)

I

(

n

н

M

M

)

U

(

n

 и механическую характеристику 

)

M

(

n

Вычислить значения и внести их в таблицу 6.3: 
потребляемая из сети мощность: 

В

В

Я

В

Я

1

U

I

U

I

P

P

P

напряжение возбуждения 

В

U

 = 220 В, механическая мощность, снимаемая 

с вала двигателя: 

  

30

2

н

н

n

М

Р

 

КПД двигателя: 

1

2

Р

Р

Построить рабочие характеристики двигателя   

)

P

(

n

2

)

P

(

I

2

Я

)

P

(

2

6.4  Контрольные вопросы к лабораторной работе №5 

1 Как изменится скорость вращения двигателя независимого возбуждения, 

если: 
А) ток возбуждения уменьшить вдвое? 
Б) напряжение на якоре уменьшить вдвое? 
В) одновременно вдвое уменьшить I

В

 и U? 

2 Почему при длительном режиме работы двигатель можно нагружать но-

минальным моментом нагрузки, когда на якорь подается пониженное напряже-
ние U, но надо уменьшать момент нагрузки, когда двигатель работает при токе 
возбуждения I

В

  

 I

ВН

3 Как и почему изменяется ток якоря при нагружении двигателя моментом 

нагрузки? 

4 Если включенный в сеть двигатель постоянного тока с помощью внешне-

го момента разогнать до скорости идеального холостого хода n

0

, то: 

А) чему будет равен при этом ток якоря? 
Б) чему будет равен момент М двигателя? 

5 Как изменяется I

Я

  и М, если двигатель внешним моментом разогнать до 

n

0

6 Что нужно сделать, чтобы двигатель независимого возбуждения изменил 

направление вращения? 

7 Какой способ регулирования скорости (изменением R, I

В

 или U) обеспе-

чивает наибольший диапазон регулирования? 


background image

133 

 

8 Как изменяется I

Я

  и М двигателя постоянного тока независимого возбу-

ждения, если напряжение на якоре U скачком уменьшить с U

Н

 до 0.5U

Н

, в каком 

режиме при этом будет работать двигатель?