Файл: Гражданское право. Банкротство кредитных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На законодательном уровне предусмотрены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, которые исходят из специфики правового статуса отдельных категорий должников. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 установлен перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия: наличие стажа работы в оборонно-промышленном комплексе не менее пяти лет (из них не менее одного года стажа руководящей работы); участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве; наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника и др.

В отношении арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации также установлены дополнительные требования, которые изложены в Положении Банка России от 22 февраля 2017 г. № 578-П «Положение о порядке рассмотрения заявлений об аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации». Среди таких требований можно выделить следующие: отсутствие в Банке России информации о нарушении данным лицом банковского законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве); наличие специальных знаний, приобретенных в образовательном учреждении, аккредитованном Банком России, по программам подготовки руководителей временной администрации по управлению кредитной организацией и др.

Среди негативных оснований для кандидатуры арбитражного управляющего можно выделить следующие: заинтересованность в отношении должника или кредиторов; процедура банкротства, введенная в отношении арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя; дисквалификация (административное ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц); судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие; отсутствие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и др.[10]

Деятельность арбитражных управляющих должна базироваться на трех принципах: объективность, независимость и беспристрастность. Своеобразным гарантом профессиональной этики являются профессиональные ассоциации арбитражных управляющих саморегулируемые организации. Такому же принципу придерживаются и большинство зарубежных стран, мировая практика показывает, что во многих зарубежных странах арбитражные управляющие объединены в партнерства.


Рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве) занимаются арбитражные суды. Исключительный характер носит подведомственность арбитражным судам дел о несостоятельности: такие дела не могут быть переданы на рассмотрение третейских судов.

В конкурсном производстве арбитражный суд занимает важное положение, он наделен большими возможностями для достижения целей и задач процесса о несостоятельности, и является гарантом защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве. Среди широкого круга полномочий, которыми наделен арбитражный суд, большее значение имеют полномочия контрольного (проверка законности действий участников процесса о несостоятельности) и организационного (совокупность действий суда в рамках подготовки и проведения судебного разбирательства) характера.

1.2. Понятие и общая характеристика процедур банкротства

Существенную роль в общих положениях о банкротстве занимают процедуры банкротства. На каждом этапе процесса о несостоятельности осуществляется различное воздействие на должника с помощью особых мер. Воздействие на должника начинается с применения обеспечительных мер на первом этапе возбуждения производства по делу. Если существует возможность восстановления платежеспособности должника, то применяются восстановительные меры, которые осуществляются в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов. Заключительным этапом является применение ликвидационных мер, осуществление которых начинается с момента признания должника несостоятельным (банкротом)[11].

Таким образом, совокупность процедур несостоятельности (банкротства) представляет собой определенные меры в отношении должника, которые направлены на восстановление его платежеспособности или его ликвидацию.

Восстановительные процедуры установлены Законом о банкротстве 2002 г. и являют собой совокупность мер по предупреждению банкротства, которые могут оказать значительное влияние на финансовое положение должника.

Меры по предупреждению банкротства применяются до момента подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Такая инициатива по улучшению финансового положения должника может исходить как от кредиторов, так и от иных лиц по согласию с должником. Подробный перечень вероятных мер по предотвращению банкротства законодательно не закреплен, но по смыслу законодателя к таким мерам относятся: оказание финансовой помощи должнику, предоставление ему инвестиций, различные меры по восстановлению платежеспособности неплатежеспособных должников и др.


Восстановительные процедуры подразделяются на два существенно различающихся вида: досудебная санация и судебная санация, финансовое оздоровление и внешнее управление.

Оказание финансовой помощи в определенном размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. в необходимом размере для погашения задолженности по его обязательствам представляет собой досудебную санацию. В данных обстоятельствах заключается соглашение о предоставлении финансовой помощи, которое предусматривает принятие должником на себя определенных обязательств в пользу тех лиц, которые предоставили ему финансовую помощь[12].

Судебная санация представляет собой передачу полномочий по управлению должником внешнему управляющему для проведения им восстановительных мероприятий, осуществляемых под контролем суда и кредиторов.

В целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов осуществляется процедура наблюдения. С одной стороны, процедура наблюдения позволяет точно определить финансовое состояние должника, а с другой сохранить его имущество. Цель процедуры наблюдения состоит в том, чтобы на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве установить, действительно ли должник не в состоянии исполнить свои обязанности по уплате в полном объеме и удовлетворить требования кредиторов. Согласно российскому законодательству, данная процедура является, по сути, дополнительной и как бы выносится за рамки процедуры банкротства[13].

Осуществление процедуры наблюдения согласно Закону о банкротстве 2002 г. влечет за собой возникновение определенных правовых последствий:

1) имущественные требования к должнику не могут быть предъявлены в индивидуальном порядке, они должны предъявляться с соблюдением законодательно закрепленного порядка;

2) производства по делам, которые связаны с взысканием с должника имущества, в том числе денежных средств, приостанавливаются по ходатайству кредитора;

3) действие исполнительных документов по имущественным взысканиям должника так же приостанавливается;

4) запрещен выход участников из состава участников должника, удовлетворение их требований производится в предусмотренном законом порядке после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей;


5) выплата дивидендов и платежей по эмиссионным ценным бумагам запрещена;

6) зачет встречного однородного требования, который выступает в качестве прекращения денежных обязательств должника, запрещен в случае, если это нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов.

В связи с тем, что в процессе проведения процедуры наблюдения должник ограничен в распоряжении своими средствами, определение об этом должно быть направлено во все обслуживающие его кредитные организация, в налоговые, судебные и иные уполномоченные органы.

Согласно Закону о банкротстве 2002 г. должник становится ограниченным как в своей правоспособности, так и в дееспособности, при этом ограничение бывает двух видов: частичное (в отношении сделок, которые совершаются исключительно с согласия временного управляющего) и полное (в отношении сделок, которые не могут быть совершены ни по волеизъявлению руководителя должника, ни временного управляющего).

Совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) является процедура финансового оздоровления, которая осуществляется под контролем суда и кредиторов после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). На основании решения собрания кредиторов определением арбитражного суда вводится процедура финансового оздоровления с целью проведения восстановительных мероприятий. Законодательством установлен общий срок процедур судебной санации (финансового оздоровления и внешнего управления), который не должен превышать двух лет[14].

Введение финансового оздоровления согласно Закону о банкротстве 2002 г. влечет за собой возникновение определенных правовых последствий:

1) ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов должны быть отменены;

2) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

3) запрещен выход участников из состава участников должника, удовлетворение их требований производится в предусмотренном законом порядке после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей;

4) выплата дивидендов и платежей по эмиссионным ценным бумагам запрещена;

5) прекращается начисление финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств должника, возникших до даты введения финансового оздоровления.


Наиболее значимым последствием введения процедуры финансового оздоровления является установление особого порядка предъявления требований к должнику обращение кредиторов с исковыми заявлениями к должнику по требованиям, требований, срок исполнения которых должником наступил на дату введения финансового оздоровления, становится невозможным в рамках данной процедуры[15].

Осуществление процедуры финансового оздоровления не влечет за собой остановку полномочий органов управления должника, но продолжая осуществлять свои обязанности, органы управления становятся ограниченными в распоряжении средствами должника. Законодательно установлено четыре категории ограничений:

1) без согласия собрания кредиторов должник не вправе совершать сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;

2) без согласия административного управляющего должник не вправе совершать сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов;

3) без согласия собрания кредиторов и лица, предоставившего обеспечение, запрещено принятие решения о реорганизации должника;

4) без согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом определенного имущества, запрещено совершать сделки с этим имуществом.

Еще одной процедурой банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности, является процедура введения внешнего управления (судебная санация), суть которой состоит в передаче внешнему управляющему полномочий по управлению должником.

Процедура внешнего управления вводится на основании решения собрания кредиторов (в ряде случаев на основании решения арбитражного суда) определением арбитражного суда. Данная процедура является реабилитационной и по общему правилу применяется только в отношении юридических лиц. Внешнее управление осуществляется на протяжении не более чем 18 месяцев, данная процедура может быть продлена на срок не более 6 месяцев, но при определенных обстоятельствах и для некоторых категорий должников устанавливается более длительный срок внешнего управления[16].

Введение внешнего управления влечет за собой возникновения ряда правовых последствий:

1) отстранение руководителя должника от занимаемой должности, поскольку в отличие от временного и административного управляющего, внешний управляющий полностью заменяет руководителя должника, получая довольно-таки обширные полномочий по распоряжению имуществом неплатежеспособной организации;