Файл: Гражданское право. Банкротство кредитных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из основополагающих целей любого современного государства является обеспечение стабильности экономического оборота и эффективной защиты прав и законных интересов его участников. Далеко не каждый участник рынка в ситуации, когда его долги превышают активы, а имущества для удовлетворения требований всех кредиторов недостаточно, способен самостоятельно преодолеть кризис. В подобных ситуациях вступает в действие правовой механизм признания такого должника несостоятельным (банкротом).

Вопросы несостоятельности кредитных организаций всегда были весьма актуальны, так как банкротство этих субъектов затрагивает интересы большого количества вкладчиков — как физических, так и юридических лиц. Необходимость применения к банкам и иным кредитным организациям процедур банкротства, имеющих определенные особенности, вызвана правовой природой таких организаций, деятельность которых во многом носит публично-правовой характер, хотя они и являются частными образованиями.

Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций сравнительно молодое и активно развивается. Несмотря на то, что в последние годы принят целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих несостоятельность (банкротство) кредитных организаций, многие теоретические и прикладные вопросы, возникающие в этой сфере, остаются неразрешенными. В законодательстве, регулирующем банкротство кредитных организаций, имеются пробелы и противоречия, что усложняет практическое применение данного института и создает возможности для злоупотреблений. В частности, отсутствует четкое определение несостоятельности (банкротства) кредитной организации, нарушен принцип пропорциональности и соразмерности удовлетворения требований всех кредиторов при осуществлении конкурсного производства в отношении кредитных организаций. Ощущается недостаток монографических исследований, посвященных комплексному анализу правовых проблем несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

В связи с этим тема курсовой работы является актуальной.

Целью работы является изучение и исследование совокупности правовых норм, регулирующих правоотношения, связанные с банкротством кредитных организаций, изучение и обобщение теоретического материала, посвященного указанной тематике.

Сформулированная цель работы позволяет поставить следующие задачи:


1. Рассмотреть общую характеристику института банкротства, его понятие в современном праве и субъектный состав.

2. Исследовать основные особенности банкротства кредитных организаций, его понятие и признаки, меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с банкротством кредитных организаций.

Предмет исследования – федеральные законы, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства) и принимаемые в соответствии с ними подзаконные нормативно-правовые акты; судебная практика, научные работы.

В качестве теоретической базы курсовой работы следует рассматривать работы таких авторов как Н.Н. Стародубова, Д.А. Федотов, Е.Г. Алейникова, А.А. Лучина, Е.А. Яковлева и др.

Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 2 главы, делящиеся на 4 параграфа, заключения и библиографии.

Глава 1. Общие теоретические положения об институте банкротства

1.1. Общая характеристика банкротства и субъекты, участвующие в процедуре банкротства

При рассмотрении понятия несостоятельности (банкротства) необходимо отметить, что оно, с одной стороны, достаточно специфично, а с другой — определенным образом традиционно.

В настоящее время среди наиболее дискуссионных областей права законодательство о несостоятельности имеет своё место, в связи с чем весьма актуальными является проблемы, связанные с изучением основных категорий несостоятельности, тенденций в данной области, анализом правового регулирования несостоятельности[1].

Понятие несостоятельности (банкротства) в современном российском законодательстве определяется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. (далее — Закон о банкротстве 2002 г.), в котором указано, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей[2].


Необходимо отметить, что гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В рассмотрении дела о банкротстве участвует довольно широкий руг лиц, необходимость участия которых определяется множеством факторов, учитывающих интересы участников данного правоотношения. К составу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся[3]:

— должник, неспособный удовлетворить требования кредиторов; конкурсный кредитор;

— арбитражный управляющий (в зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) временный, административный, внешний или конкурсный управляющий); уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей; иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.д.

Правовой статус лиц, которые участвуют в конкурсном производстве, зависит от множества факторов: от характера правомочий, которыми наделяет законодатель данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д.[4]

В гражданском праве под термином «должник» традиционно понимается сторона гражданско-правового обязательства, которая имеет определенные обязательства перед кредитором: передать товары, выполнить работы, оказать услуги, уплатить денежную сумму согласно договору (ст. 307 ГК РФ).

Закон о банкротстве 2002 г. содержит несколько иное (нетрадиционное) понятие данного термина, так под «должником» понимается сторона, которая имеет денежные обязательства перед кредитором, и которая обязана уплатить кредитору определенную денежную сумму в рамках определенного срока. Согласно Закона о банкротстве 2002 г. несостоятельными (банкротами) могут быть признаны практически все юридические лица и граждане[5].


Кредитор в соответствии с гражданским законодательством представляет собой лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенные действия: передать товары, выполнить работы, оказать услуги, уплатить денежную сумму согласно договору (ст. 307 ГК РФ). Участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут выступать исключительно кредиторы по денежным обязательствам, которые являются стороной именно в денежном обязательстве должника и обладают денежными (имущественными) претензиями к потенциальному банкроту[6].

Закон о банкротстве 2002 г. вводит определение «конкурсных кредиторов», которые имеют исключительное право на подачу заявления о признании должника банкротом. Конкурсные кредиторы являются кредиторами по денежным обязательствам, которые наделены законодателем большим объемом правомочий, нежели кредиторы: только они имеют право участвовать в собрании кредиторов, обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а также участвовать в делах о банкротстве.

Проводя анализ некоторых положений Закона о банкротстве 2002 г., можно провести определенную классификацию кредиторов в зависимости от их статуса. Если исходить из суммы предъявляемых кредиторами требований, их можно подразделить на крупных и мелких кредиторов.

Крупными выступают те кредиторы, которые в силу объема своих требований могут оказывать реальное влияние на положение должника. В отличие от мелких кредиторов, объем требований которых не велик, крупные кредиторы являются более осведомленными и организованными, как в экономических, так и в правовых вопросах, поэтому, как правило, на собрании кредиторов они принимают решения в свою пользу, в ущерб интересам должника и мелких кредиторов.

Вторым основанием классификации кредиторов может служить то обстоятельство явился ли кредитор инициатором процессе банкротства или нет. По этому критерию кредиторы могут быть разделены на кредиторов-заявителей и кредиторов, которые не инициируют дело о несостоятельности.

В зависимости от порядка удовлетворения требований (что является третьим основанием классификации) различают очередных и внеочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов должны быть удовлетворены согласно очередности, установленной Законом о банкротстве 2002 г. В свою очередь, требования внеочередных кредиторов должны быть удовлетворены по возможности должника. Внеочередные кредиторы подразделяются на внеочередных (судебные издержки, выплаты арбитражным управляющим, текущие расходы, связанные с функционированием должника и др.) и послеочередных (учредители юридического лица, кредиторы, предъявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов и др.)[7].


В ранее действовавшем Законе о банкротстве 1992 г. содержалось понятие привилегированных кредиторов (кредиторов первых трех очередей), которое в Законах о банкротстве 1998 г. и 2002 г. дано не было. Привилегированные кредиторы имели определенный статус, который не позволял опровергать сделки с их участием, даже в случае, если такие сделки умышленно нарушали права других кредиторов.

Закон о банкротстве 2002 г. так же к кредиторам относит налоговые, иные уполномоченные органы, однако данные органы выступают не в роли кредиторов в прямом смысле этого слова, а в роли субъектов публично-правовых отношений, которые реализуют свои властные функции.

Одним из главных действующих лиц, при осуществлении процедур банкротства является арбитражный управляющий, который объединяет в себе временного, административного, внешнего и конкурсного управляющего.

Арбитражный управляющий выступает особым субъектом, деятельность которого направлена на изменение судьбы должника. Арбитражный управляющий является беспристрастным лицом, оказывающим непосредственное влияние на процесс банкротства в интересах как кредиторов, так и должника.

Особое положение арбитражного управляющего обеспечивается рядом требований, закрепленных на законодательном уровне. Согласно законодательству, им может выступать только физическое лицо, для осуществления установленных законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства, утверждаемое арбитражным судом[8].

Существует два вида требований, которые предъявляются к кандидатуре арбитражного управляющего, условно они подразделяются на требования, без которых кандидатура не может быть утверждена на эту должность (позитивные требования) и требования, которые препятствуют утверждению (негативные требования).

Позитивными являются следующие требования: гражданство РФ; высшее образование; регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; наличие специальных знаний, подтвержденных сдачей теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее шести месяцев[9].

Согласно Закону о банкротстве 2002 г., по инициативе конкурсного кредитора или уполномоченного органа к кандидатуре арбитражного управляющего могут быть выдвинуты дополнительные требования, такие как: наличие высшего юридического, экономического или профильного образования (по специальности, соответствующей сфере деятельности должника); наличие определенного стажа работы в соответствующей сфере экономики; наличие определенного количества проведенных процедур банкротства.