Файл: Гражданское право. Банкротство кредитных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) прекращение полномочий органов управления должника и собственников имущества должника;

3) снятие всех ранее принятых мер (арестов и иных ограничений) по обеспечению требований кредиторов.

Следует обратить внимание, что одним из наиболее привлекательных последствий внешнего управления для должника является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, то подразумевает использовать денежные средства, находящиеся в распоряжении должника на проведение различных экономических и организационных мероприятий, которые направлены на улучшение его финансового положения.

Конечной стадией процесса несостоятельности (банкротства) является стадия конкурсного производства, результатом которой является прекращение существования юридического лица или предпринимательской деятельности гражданина.

Конкурсное производство является особой формой ликвидации, которая используется в случаях признания должника банкротом, главная и единственная цель которой состоит в том, чтобы соразмерно удовлетворить требований кредиторов. Проведение конкурсного производства необходимо и в целях охраны интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга[17].

Необходимо отметить, что подобное трактование данной процедуры содержится и в Законе о банкротстве 2002 г., который определяет конкурсное производство, как процедуру, цель которой состоит в том, чтобы реализовать имущество должника и распределить полученные от реализации денежные средства в установленной законом очередности.

Конкурсное производство открывается по решению арбитражного суда после признания должника банкротом. Начало стадии конкурсного производства возможно не только после завершения процедуры внешнего управления, но и после завершения процедуры наблюдения или финансового оздоровления. Срок конкурсного производства не должен превышать одного года, но по решению арбитражного суда этот срок может быть продлен на шесть месяцев.

Проведение процедуры конкурсного производства в значительной степени изменяет правовое положение должника и создает определенные правовые последствия:

1) открытие конкурсного производства обозначает наступление срока исполнения всех обязательных платежей и денежных обязательств, что дает право кредиторам по денежным обязательствам предъявить должнику свои требования;

2) открытие конкурсного производства прекращает начисление финансовых санкций (неустойки, штрафы, пени) по всем видам задолженностей должника;


3) сведения о финансовом положении должника после открытия конкурсного производства перестают относиться к числу сведений, которые являются коммерческой тайной либо носят конфиденциальный характер;

4) проведение процедуры конкурсного производства влечет за собой ведение ограничений на совершение сделок, которые связаны с отчуждением имущества;

5) осуществляется снятие всех ранее принятых мер (арестов и иных ограничений) по обеспечению требований кредиторов;

6) открытие конкурсного производства создает определенные правовые последствия для руководителя должника с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя;

7) процедура конкурсного производства влечет утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Необходимо упомянуть о такой процедуре дела о несостоятельности (банкротстве) как процедура заключения мирового соглашения[18]. Согласно Закону о банкротстве 2002 г. мировое соглашение может быть заключено между должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Данный документ представляет собой добровольное соглашение, в котором определяются условия улаживания имущественного спора: предусмотренные рассрочки, отсрочки, уступка прав требований должника, скидки и др.

Процедура мирового соглашения бывает двух типов. Согласно первому типу, мировое соглашение представляет собой определенную договоренность между должником, его кредиторами и иными заинтересованными сторонами, которая направлена на восстановление платежеспособности должника. Второй тип мирового соглашения предполагает заключение договоренности о распределении денежных средств, полученных от реализации имущества должника отличным от применяемого в процедуре конкурсного производства образом.

Юридическая природа мирового соглашения состоит в том, что оно является одним из способов прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также сделкой, с которой связано возникновение определенных правовых последствий. Мировое соглашение, по мнению российских цивилистов, изучавших вопросы несостоятельности еще в начале XX века, является ничем иным как гражданско-правовым договором, имеющим внепроцессуальное значение и прекращающим существующее обязательство между сторонами, по поводу которого возник спор.


Таким образом, исторические корни института несостоятельности (банкротства) в России достаточно глубоки, но на сегодняшний день основы современного банкротства заложены Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Данным законом определяется понятие несостоятельности (банкротства) в современном российском законодательстве: «Несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

В рассмотрении дела о банкротстве участвует довольно широкий руг лиц, необходимость участия которых определяется множеством факторов, учитывающих интересы участников данного правоотношения. К составу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся: должник; конкурсный кредитор; арбитражный управляющий; уполномоченные органы и иные лица.

На каждом этапе процесса о несостоятельности осуществляется различное воздействие на должника с помощью особых мер. Воздействие на должника начинается с применения обеспечительных мер на первом этапе возбуждения производства по делу. Если существует возможность восстановления платежеспособности должника, то применяются восстановительные меры, которые осуществляются в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов. Заключительным этапом является применение ликвидационных мер, осуществление которых начинается с момента признания должника несостоятельным (банкротом).

Глава 2. Специфические черты банкротства кредитных организаций

2.1. Содержание и особенности банкротства кредитных организаций

Рассматривая определение несостоятельности (банкротства) кредитной организации необходимо отметить, что данное понятие имеет свои существенные особенности, которые отличают его от понятия несостоятельности, применяемого к другим участников данных правоотношений.

Под несостоятельностью кредитной организации, как правило, подразумевается подтвержденная арбитражным судом неспособность кредитной организации удовлетворить требования своих кредиторов и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.


Отличительной особенностью банкротства кредитной организации является состав её кредиторов. Так, если при осуществлении банкротства любого предприятия кредиторами являются контрагенты по хозяйственным и иным договорам, то при проведении банкротства кредитной организации состав кредиторов очень обширный и представляет собой граждан, имеющих вклады в данной кредитной организации, и юридических лица, у которых открыты счета в данной кредитной организации[19].

По общему правилу, законодательство о банкротстве подразумевает наличие нескольких процедур: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, но что касается несостоятельности кредитных организаций, законодательство не подразумевает осуществления процедур внешнего управления и мирового соглашения в процессе осуществления производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации. Связано это с тем, что дело о банкротстве кредитной организации возбуждается только после того, как у неё отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и, поскольку внешнее управление и мировое соглашение предполагает предположение осуществления основной деятельности, деятельность кредитной организации без лицензии продолжена быть не может.

Основным принципом определения банкротства кредитной организации является принцип неплатежеспособности, который состоит в том, что если лицо не в состоянии в течение определенного времени исполнить определенные обязательства, то оно не в состоянии сделать этого в принципе, то есть является неплатежеспособным. Данный принцип основывается на положение, согласно которому все участники гражданского оборота обязаны добросовестно исполнять свои гражданско-правовые обязанности[20].

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования своих кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней с момента наступления даты их исполнения. Определяя обязанности кредитной организации перед своими кредиторами необходимо принимать во внимание все денежные обязательства, в том числе задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по оплате труда и др.

Состав и размер денежных обязательств кредитной организации определяется на момент подачи заявления о признании кредитной организации банкротом в арбитражный суд, что обуславливается тем, что размер и состав денежных обязательств и обязательных платежей имеют большое значение при определении количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов. Более того, размер денежных обязательств в обязательном порядке должен быть подтвержден решением суда, вступившим в законную силу.


Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, которые в обязательном порядке должны проявляться в совокупности, поскольку отсутствие какого-либо из признаков влечет недопустимость возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве:

1) неисполнение требований кредиторов по обязательствам и обязательным платежам;

2) срок неисполнения обязанностей по уплате обязательных платежей, превышающий четырнадцать дней;

3) фактически отозванная лицензия у кредитной организации Банком России.

Последний признак отзыв лицензии является специфическим, поскольку свойственен только для этого типа юридических лиц[21]. Перечень оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций является законодательно установленным и закрытым. Согласно закону, Банк России имеет право отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случае неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, которое является основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации в арбитражном суде. Банк России получает информацию, достаточно достоверную для того, чтобы выявить основания для отзыва лицензии, и в течение пятнадцати дней со дня получения такой информации отзывает лицензию у кредитной организации.

Рассматривая особенности банкротства кредитных организаций, нельзя не упомянуть о такой его особенности как наличие временной администрации. Временная администрация имеет двойную правовую природу: с одной стороны, она является инструментом властного воздействия Банка России на кредитную организацию, а с другой стороны, она представлена в статусе специального органа управления кредитной организации, которая формирует и выражает волю кредитной организации как самостоятельного субъекта права. Согласно первому положению, временную администрацию можно отнести к институту, основанному на принципе власти-подчинения, согласно второму к институту, действующему на принципах равноправия и свободы волеизъявления.

Немаловажной особенностью производства дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации является тот факт, что рассмотрение арбитражным судом дела должно в обязательном порядке происходить коллегиально составом из трех профессиональных судей. Связано это с тем, что материал, который необходимо всесторонне полно и объективно изучить для того, чтобы вынести окончательный судебный акт по делу, имеет довольно-таки большой объем. Законодатель, вводя обязанность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве, исходит из того, что такая обязанность связана с необходимостью решения целого комплекса сложных экономических и финансовых вопросов, которые необходимо решить, чтобы точно установить причины и снования банкротства, а также определить возможные процедуры, которые должны быть применены к должнику[22].