Файл: Гражданское право. Банкротство кредитных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одной особенностью, отличающей производство дела о несостоятельности кредитной организации от иных организаций, является круг субъектов, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организацией банкротом, который строго определен и исчерпывающ. Так, в соответствии с законодательством только кредитная организация (должник), её кредиторы и Банк России имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации.

Банк России, играя главенствующую роль в современной банковской системе России, наделен целым рядом полномочий, которые связаны с процедурой несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Банк России может выступать в деле о банкротстве в двух вариантах. В первом варианте Банк России выступает лицом, которое участвует в деле, имеет различные права, в том числе право на подачу жалобы, и несет соответствующие обязанности. Во втором случае Банк России является лицом, которое участвует в арбитражном процессе посредством дачи объяснений по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и пояснений о применении нормативно-правовых актов.

Настоящим законодательством о банкротстве четко не регламентирован вопрос, в течение какого срока с даты поступления заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) судья арбитражного суда обязан принять данное заявление. В любом случае, вопрос о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) рассматривается арбитражным судом после получения заключения Банка России о целесообразности отзыва лицензии[23].

Необходимо отметить, что в производстве по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации отсутствует цель восстановления платежеспособности. Связано это с тем, что при успешном достижении этой цели, деятельность должника продолжится кредитная организация продолжит привлекать новые средства, что является слишком рискованным, поскольку ранее привлеченные средства кредитная организация вернуть не смогла.

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций носит специальный характер правового регулирования. Отличительной особенностью банковской деятельности является то, что она осуществляется за счет чужих, привлекаемых, средств. Данная особенность предопределяет все остальные отличительные черты правового положения кредитных организаций и специфику производства дела об их несостоятельности.


Поскольку привлекаемые средства, за счет которых осуществляется деятельность кредитной организации, должны быть возвращены по первому требованию клиента, то это порождает необходимость наличия особых требований к кредитной организации и существование особого правового регулирования в данной области[24].

В случае возникновения коллизий между нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ и Закона о банкротстве 2002 г., необходимо руководствоваться последним, поскольку его нормы имеют приоритет в качестве норм специальных. АПК РФ регламентирует общий порядок рассмотрения дел о банкротстве, в то время как Закон о банкротстве 2002 г. содержит отдельные процессуальные вопросы по делам о несостоятельности в Главе 3 и содержит ряд специальных норм, находящихся в других главах. Таким образом, в первую очередь подлежат применению нормы, содержащиеся в специальных главах Закона о банкротстве 2002 г., затем в субсидиарном порядке необходимо применять нормы Главы 3 указанного Закона, и, наконец, в субсидиарном порядке необходимо применять положения АПК РФ.

2.2. Процедуры, направленные на предупреждение банкротства кредитных организаций

Деятельность, которая направлена на повышение экономических характеристик организации с целью избежать угрозы банкротства, называется предупреждением банкротства. Данный процесс представляет собой поиск и устранение факторов, приводящих к банкротству, для чего осуществляются определенные мероприятия контроля и борьбы с несостоятельностью.

Говоря о кредитных организациях, необходимо в первую очередь, определиться с теми случаями, когда возникает необходимость осуществления мер по предупреждению банкротства, поскольку специфика деятельности кредитных организаций обуславливает и специфику возникновения такой необходимости. Меры по предупреждению банкротства кредитной организации осуществляются если кредитная организация[25]:

1) не в состоянии удовлетворить на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов по денежным обязательствам, а также не в состоянии исполнить свою обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их исполнения, в связи с недостаточностью или полным отсутствием денежных средств на счетах кредитной организации;


2) допустила снижение величины собственного капитала более чем на 20% в сравнении с его максимальной величиной за последние 12 месяцев, одновременно нарушив один из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) допустила нарушение норматива достаточности собственного капитала, установленного Банком России;

4) допустила нарушение норматива текущей ликвидности, установленного Банком России, более чем на 10%;

5) допустила снижение величины собственного капитала по итогам отчетного месяца ниже размера своего уставного капитала.

Указанные основания являются факторами, наличие которых предполагает начало осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Процедура финансового оздоровления осуществляется либо по инициативе уполномоченного лица (органа) кредитной организации, либо по требованию Банка России.

В первом случае в течение десяти дней с момента возникновения указанных выше оснований руководство кредитной организации обязано обратиться в наблюдательный совет (совет директоров) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Данное ходатайство подается только в том случае, если исполнительными органами кредитной организации самостоятельно не удается устранить возникшие обстоятельства. Наблюдательный совет (совет директоров) кредитной организации в течение десяти дней с момента принятия ходатайства должен известить о принятом по ходатайству решении Банк России. В том случае, если наблюдательный совет (совет директоров) кредитной организации отказывается принимать данное решение, то руководитель кредитной организации обязан самостоятельно известить Банк России о возникновении указанных обстоятельств и ходатайствовать об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации[26].

Второй случай, при котором начинается процедура финансового оздоровления кредитной организации, наступает по требованию Банка России, если и вынесено решение о возникновении указанных выше обстоятельств. Данное требование направляется в адрес исполнительного органа кредитной организации, и оно в обязательном порядке должно содержать причины, которые послужили основанием для его направления, а также рекомендации, касающиеся форм и сроков осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Руководитель кредитной организации в срок, не превышающий пять дней обязан обратиться в наблюдательный совет (совет директоров) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и (или) ходатайством о ее реорганизации.


Финансовое оздоровление кредитной организации предполагает осуществление следующих мер:

1) оказание финансовой помощи к кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

2) изменение структуры активов кредитной организации;

3) изменение структуры пассивов кредитной организации;

4) приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

5) изменение организационной структуры кредитной организации.

Второй мерой по предупреждению банкротства кредитной организации является назначение на срок не более шести месяцев временной администрации кредитной организации, которая представляет собой специальный орган управления, назначаемый Банком России.

Временная администрация принимает на себя исполнение обязанностей исполнительных органов кредитной организации, в то время как действия последних специальным актов Банка России могут быть либо ограничены, либо приостановлены[27].

Временная администрация назначается Банк России в следующих случаях:

— если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

— если кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

— если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;

— если кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене ее руководителя либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок; если имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация кредитной организации назначается специальным актом Банка России, который в обязательном порядке должен быть опубликован в течение 10 дней с момента его принятия в «Вестнике Банка России».


Состав временной администрации (её руководитель, заместитель руководителя, члены временной администрации) определяется Приказом Банка России[28].

Руководитель временной администрации полностью несет ответственность за её деятельность и распределяет обязанности между остальными членами временной администрации. Руководителем временной администрации в обязательном порядке является служащий Банка России, заместителем руководителя является либо служащий Банка России, либо служащий государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», члены временной администрации могут не являться служащими указанных организаций.

К руководителю временной администрации предъявляются особые требования, которые касаются его образования и стажа работы. Так, образование назначаемого руководителем временной администрации сотрудника должно быть высшем экономическим или юридическим, стаж его работы в Банке России должен составлять не менее одного года, а опыт руководства каким-либо подразделением кредитной организации не менее двух лет. В том случае, если служащий Банка России в течение трех лет, предшествовавших назначению временной администрации, являлся акционером (участником) кредитной организации, назначен на должность руководителя временной администрации он быть не может.

К заместителю руководителя временной администрации и к её членам так же предъявляются особые требования, касающиеся их образования и стажа работы указанные лица должны иметь высшее экономическое или высшее юридическое образование и опыт работы в банковской системе РФ не менее двух лет[29].

Расходы, осуществляемые временной администрацией в процессе её деятельности, подлежат удовлетворению во внеочередном порядке, осуществляются согласно смете расходов, утвержденной Банком России, и за счет кредитной организации.

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет некоторые их функции: обследует кредитную организацию, устанавливает достаточность оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению, контролирует распоряжение имуществом кредитной организации. Исполнительные органы кредитной организации обязаны оказывать содействие временной администрации, предоставлять необходимые ей документы и информацию.