Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1790
Скачиваний: 23
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и значение системы внебюджетных фондов
1.1. Понятие и состав внебюджетных фондов государства
1.2. Социально-экономическое значение внебюджетных фондов
Глава 2. Анализ деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации
2.1. Показатели доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
2.2. Проблемы организации деятельности системы внебюджетных фондов России и пути их решения
Вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ).
Основную долю в структуре поступлений в Фонд социального страхования в составляют налоги и страховые взносы. Основное направление расходования - финансирование мероприятий по социальному страхованию.
Главный недостаток системы социального страхования - отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.
Первоочередные меры по решению проблем в сфере социального страхования в России: разработка новой методологии формирования и функционирования системы социального страхования, а также ее дальнейшее развитие с учетом социальных, политических и экономических особенностей государства; расширение и углубление сферы действия социального страхования, включая не только компенсацию утраты доходов в форме выплат, но прежде всего предоставление застрахованным профилактических услуг; данный вид страхования должен осуществляться на основе определения и обоснования уровня профессионального риска, ведущего к повреждению здоровья вследствие производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ответственность за несчастные случаи на производстве должна быть возложена на работодателей, которые должны будут вносить страховые взносы, дифференцированные в зависимости от степени профессионального риска; введение обязательных страховых платежей из заработной платы застрахованных по случаю временной нетрудоспособности, а также частичную оплату ими медицинских услуг[10].
Российская система обязательного медицинского страхования (ОМС) также имеет свои недостатки. Основные проблемы: сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС, проблема качества медицинских услуг, проблема оплаты труда медицинских специалистов, проблема управления, проблема получения достоверной информации о поступлении и расходовании средств системы ОМС, функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и исполнением доходов системы ОМС должным образом не определены.
Основные направления решения проблем: осуществление оплаты медицинской помощи в зависимости от объема и качества проделанной работы с одновременным контролем за целевым использованием средств, что должно привести к рационализации инфраструктуры системы здравоохранения и повышению эффективности использования ресурсов; преобразования в системе ОМС, которые позволят сформировать более эффективные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности, усовершенствовать порядок предоставления санаторно-курортного лечения, снизить административные затраты; обеспечение одинакового качества медицинских услуг на всей территории страны, подготовка единых медико-экономических стандартов оказания помощи; перевод здравоохранения исключительно на страховое финансирование[11].
Социальные внебюджетные фонды в настоящее время - ресурсы, предназначенные для оказания социальных услуг населению. Во внебюджетных фондах мобилизуется значительный объем финансовых ресурсов, имеющихся в государстве. В настоящее время доля средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды, в финансовых ресурсах государства составляет примерно 12%.
Государственная политика по совершенствованию деятельности государственных внебюджетных фондов касается эффективного развития системы пенсионного, социального и медицинского страхования. Основными проблемами внебюджетных фондов в настоящее время являются: низкая дифференциация пенсионного обеспечения, отставание пенсионного обеспечения от прожиточного минимума; низкий уровень пособий по временной нетрудоспособности и обеспечение расходов собственными источниками доходов. Основные меры по решению проблем: совершенствование законодательства о пенсионном возрасте; разделение источников выплат; совершенствование механизма управления средствами фондов; стимулирование доходов, обеспечивающих источники средств фондов.
Конечно, система социальных внебюджетных фондов России требует реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. Улучшение этой системы приведет к благополучной ситуации внутри страны. Кроме экономически обоснованных методов решения проблем, необходимо применять различные идеи, которые будут грамотно продуманы и просчитаны, желательно на несколько лет вперед[12].
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что действительно государственные внебюджетные фонды являются самостоятельным элементом современной финансовой системы Российской Федерации вне зависимости от трактовки понятия «финансовая система». Так, например, если финансовая система - это совокупность специально ориентированных денежных фондов, то государственные внебюджетные фонды являются таковыми, аккумулируя внутри себя денежные средства в целях финансового обеспечения пенсионной, социальной и медицинской сфер. При этом государственные внебюджетные фонды являются и органами, обладающими специальной компетенцией, осуществляющими финансовую деятельность.
В заключение хотелось бы отметить значимость социальных государственных внебюджетных фондов для развития Российского государства, основной целью которого является достижение благосостояния как для всего общества, так и его отдельных членов.
Заключение
Таким образом, расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования.
ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти ¾ средств внебюджетных социальных фондов. ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Первоочередной задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан. Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации средств ПФР и прочие поступления.
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Основные задачи фонда: обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов; подготовка и повышение квалификации специалистов системы государственного социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Финансовые средства Федерального фонда ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) взносы уплачивают органы исполнительной власти с учетом территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Министерства здравоохранения РФ. В соответствии с ним граждане России бесплатно пользуются, например, услугами скорой и неотложной помощи при плановой госпитализации. Средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ (включая их филиалы), называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
С помощью внебюджетных фондов можно оказывать социальные услуги населению (выплату пенсий, финансирование социальной инфраструктуры и т.д.), влиять на производственные процессы путем финансирования и кредитования отдельных отечественных предприятий, финансировать различные природоохранные мероприятия и т.д., т.е. внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.
Список использованной литературы
- Брайчева Т.В. Государственные финансы. - СПб.: Питер, 2014. - 328 с.
- Бюджетная система РФ: учебник / под ред. М.В. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2014. - 642 с.
- Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 548 с.
- Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. - 395 с.
- Левчаев П.А. Внебюджетные фонды. Учебное пособие. Гриф МО РФ. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 931 c.
- Левчаев П.А. Внебюджетные фонды в финансовой системе России. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 152 c.
- Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования. – М.: Статут, 2014. – 462 с.
- Финансы: учеб. пособие / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: Велби, 2013. - 493 с.
- Финансы: учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 486 с.
- Финансы: учебник./ Под ред. А.Ю. Казака, Л.И. Сергеева. - СПб.: Питер, 2014. - 581 с.
- Абрамова М.С. Экономическая сущность внебюджетных фондов и факторы, влияющие на их формирование // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 36. - С. 147-150.
- Асриян И.М., Пономаренко М.В. Внебюджетные фонды России // НаукаПарк. - 2013. - № 4 (14). - С. 4-6.
- Бит-Шабо И.В. О роли и месте государственных внебюджетных фондов в финансовой системе Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 3 (33). - С. 38-43.
- Винник Д.В. Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013-2017 годы, проблемы функционирования в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 59-65.
- Гришин В.А. Государственный бюджет как экономическая категория // Современные проблемы экономической теории и практики. - 2014. - №11. - С.32-36.
- Журкина Н.С. Внебюджетные фонды в институциональной экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2013. - № 6 (18). - С. 21-28
- Ильясов М.М. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - №18. - С. 250-253.
- Кривошеева В.А. Проблемы функционирования внебюджетных государственных фондов России на современном этапе // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 642-644.
- Лабунец М.В., Сибиряткина И.В. Основные проблемы формирования доходов внебюджетных фондов РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4. – С.56-58.
- Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы. - 2014. - № 7. - С.61-63.
- Официальный cайт Счетной палаты РФ – Режим доступа URL: http://www.ach.gov.ru/ (дата обращения: 05.06.2018).
Приложение
Основные характеристики Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 - 2017 годы, млрд. рублей
-
Асриян И.М., Пономаренко М.В. Внебюджетные фонды России // НаукаПарк. 2013. № 4 (14). С. 4. ↑
-
Левчаев П.А. Внебюджетные фонды. Учебное пособие. Гриф МО РФ. М.: ИНФРА-М, 2017. С.95. ↑
-
Финансы: учеб. пособие / Под ред. В.В. Ковалева. М.: Велби, 2013. С.96. ↑
-
Бит-Шабо И.В. О роли и месте государственных внебюджетных фондов в финансовой системе Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 3 (33). С.38. ↑
-
Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. С.116. ↑
-
Абрамова М.С. Экономическая сущность внебюджетных фондов и факторы, влияющие на их формирование // Вопросы экономики и права. 2015. № 36. С. 147. ↑
-
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. С.154. ↑
-
Основные направления бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. – Режим доступа URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=64713 (дата обращения: 14.05.2018). ↑
-
Левчаев П.А. Внебюджетные фонды в финансовой системе России. М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. С.71. ↑
-
Петров Ю. К формированию новой экономической модели: рестрикция бюджетных расходов или повышение собираемости налогов? // Российский экономический журнал. 2015. № 4. C. 24. ↑
-
Придачук М.П. Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования // Сборник работ «Актуальные проблемы современной экономики». Волгоград: ООО «Ригель», 2014. С.121. ↑
-
Кривошеева В.А. Проблемы функционирования внебюджетных государственных фондов России на современном этапе // Молодой ученый. 2015- №9. С. 642. ↑