Файл: СИСТЕМА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1785

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, государственный внебюджетный фонд представляет собой специализированный денежный фонд, образуемый вне бюджета и предназначенный для исполнения определенных законодательством расходных обязательств РФ, а именно, для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

1.2. Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов[4].

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

- социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

- целевого использования средств этих фондов;


- оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

- новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

- финансирования территориальных нужд.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования.

В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин.

Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.

Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства.

В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита[5].

Доходы внебюджетных фондов включают:

- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

- средства бюджета;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;

- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью[6].

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.


Особенности внебюджетных фондов:

- внебюджетные фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

- денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм;

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда)[7].

Таким образом, выделение этих фондов в качестве самостоятельной бюджетной формы и, следовательно, отсутствие привязки к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ позволяет сформировать целевой характер доходов в эти фонды (напомним, что все доходы бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, за малым исключением, идут в «общий котел», т.е. нецелевым образом) и тем самым гарантировать финансирование указанных важнейших социальных направлений, поскольку соответствующие взносы в эти фонды (подробнее о них речь пойдет ниже) должны быть использованы только на эти направления.

Глава 2. Анализ деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации

2.1. Показатели доходов и расходов государственных внебюджетных фондов

Основными источниками доходов для всех внебюджетных фондов являются: специальные страховые взносы, межбюджетные трансферты из федерального бюджета, неналоговые доходы, недоимки, пени и штрафы по страховым взносам, доходы от размещения временно свободных средств, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.


Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за отчетный финансовый год представляются Правительством РФ в Счетную палату РФ для их внешней проверки.

По данным Министерства финансов, за период с 2012 по 2016 гг., общий объём финансовых ресурсов социальных государственных внебюджетных фондов в целом вырос в 1,6 раза с 5,8 млрд руб. до 9,4 млрд. руб.

Расходы фондов за тот же период увеличились почти в 1,8 раза с 5,4 млрд. руб. в 2011 г. до 9,6 млрд. руб. в 2016 г. (табл. 1).

То есть можно заметить негативную тенденцию, при которой темп роста расходов фондов превышает темп роста доходов, что является негативным фактором и актуальной проблемой развития фондов.

Таблица 1

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов (млрд. руб.)

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Доходы

7 487,7

8 093,2

7 979,4

9 241,5

9 899,3

10 689,1

в т.ч. страховые взносы

4 379,1

5 026,1

5 438,8

5 947,5

6 328,4

6 784,0

Расходы

6 914,6

7 993,5

8 005,0

9 921,2

10 084,7

10 645,3

Дефицит (-) /Профицит (+)

573,1

99,7

-25,5

-679,8

-185,4

43,8

в том числе

Пенсионный фонд Российской Федерации

Доходы

5 890,4

6 388,4

6 159,1

7 126,6

7 625,2

8 260,1

в т.ч. страховые взносы

3 038,5

3 478,8

3 711,8

3 878,7

4 144,5

4 495,3

Расходы

5 451,2

6 378,5

6 190,1

7 670,3

7 829,7

8 319,5

Дефицит (-) /Профицит (+)

439,1

9,8

-31,1

-543,6

-204,4

-59,4

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Доходы

966,5

1 101,4

1 250,5

1 573,5

1 657,6

1 737,2

в т.ч. страховые взносы

914,0

1 073,1

1 218,4

1 537,6

1 624,2

1 705,7

Расходы

932,2

1 048,7

1 268,7

1 638,8

1 590,2

1 655,0

Дефицит (-) /Профицит (+)

34,4

52,6

-18,1

-65,3

67,5

82,2

Фонд социального страхования Российской Федерации

Доходы

630,8

603,5

569,8

541,3

616,4

691,8

в т.ч. страховые взносы

426,7

474,2

508,5

531,1

559,7

583,1

Расходы

531,2

566,2

546,2

612,1

664,9

670,8

Дефицит (-) /Профицит (+)

99,6

37,3

23,6

-70,9

-48,5

21,0


Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что динамика доходов Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2011-2016 гг. имеет положительную тенденцию, в целом доходы возросли на 1 309,2 млрд. руб. Так как в структуре доходов наибольшую долю составляют страховые взносы работающего и неработающего населения, их рост на 1 297,6 млрд. руб. увеличил в целом доходную часть бюджета ФОМС РФ.

Далее проанализируем динамику расходной части бюджета ФОМС РФ за 2011-2016 гг. Данные свидетельствуют о том, что динамика расходов Фонда обязательного медицинского страхования РФ за анализируемый период однонаправленная и имеет тенденцию к росту. Расходы ФОМС РФ за анализируемый период возросли на 1 279,8 млрд. руб.

Оценим исполнение бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2011-2016 гг. по доходам и расходам (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов ФОМС

Согласно рисунку 1, в 2011, 2012 и 2013 годах бюджет ФОМС РФ имел профицитный характер, превышение доходов над расходами составило в 2011 г. - 38,0 млрд. руб., в 2012 г. – 34,4 млрд. руб., в 2013 г. – 52,6 млрд. руб. Однако с 2014 г. бюджет ФОМС РФ имеет дефицитный характер, причем дефицит имеет тенденцию к росту: в 2014 г. дефицит составил 18,1 млрд. руб., а в 2015 г. – 65,3 млрд. руб. В 2016 г. бюджет снова имеет профицит, равный 67,5 млрд. руб., что связано в основном с неполным освоением отдельных видов расходов бюджета ФОМС на 2016 год. Согласно данным Счетной палаты, отмечается, что «не полностью были исполнены расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» (исполнение – 499,2 млн. руб., или 76,5 % запланированного объема). Кроме того, по разделу «Образование» исполнение составило 9,9 млн. руб., или 78,6 %, что связано с сложившейся экономией средств при проведении конкурентных процедур для заключения государственных контрактов по обучению сотрудников ФОМС.

Таким образом, можно отметить, что профицит сложился в результате неполного использования средств бюджета согласно прогнозам. Ввиду этого, можно сделать вывод, что данное обстоятельство негативно повлияло на оказание медицинской помощи гражданам. В соответствии с ФЗ от 19.12.2016 г. № 418 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был снова заложен дефицит в размере 29,0 млрд. руб.

Теперь рассмотрим основные показатели бюджета Фонда социального страхования. Доходы Фонда возросли с 2011 по 2012 гг., но с 2012 по 2015 годы доходы резко упали на 89,5 млрд. руб., при этом страховые взносы работающего и неработающего населения, которые в структуре доходов составляют наибольшую долю, в период с 2011 по 2015 год выросли на 374,1 млрд. руб.