Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1787
Скачиваний: 23
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и значение системы внебюджетных фондов
1.1. Понятие и состав внебюджетных фондов государства
1.2. Социально-экономическое значение внебюджетных фондов
Глава 2. Анализ деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации
2.1. Показатели доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
2.2. Проблемы организации деятельности системы внебюджетных фондов России и пути их решения
Таким образом, государственный внебюджетный фонд представляет собой специализированный денежный фонд, образуемый вне бюджета и предназначенный для исполнения определенных законодательством расходных обязательств РФ, а именно, для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
1.2. Социально-экономическое значение внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов[4].
Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:
- социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;
- целевого использования средств этих фондов;
- оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;
- новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;
- финансирования территориальных нужд.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования.
В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин.
Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.
Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства.
В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита[5].
Доходы внебюджетных фондов включают:
- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
- средства бюджета;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью[6].
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.
Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Особенности внебюджетных фондов:
- внебюджетные фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда)[7].
Таким образом, выделение этих фондов в качестве самостоятельной бюджетной формы и, следовательно, отсутствие привязки к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ позволяет сформировать целевой характер доходов в эти фонды (напомним, что все доходы бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, за малым исключением, идут в «общий котел», т.е. нецелевым образом) и тем самым гарантировать финансирование указанных важнейших социальных направлений, поскольку соответствующие взносы в эти фонды (подробнее о них речь пойдет ниже) должны быть использованы только на эти направления.
Глава 2. Анализ деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации
2.1. Показатели доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
Основными источниками доходов для всех внебюджетных фондов являются: специальные страховые взносы, межбюджетные трансферты из федерального бюджета, неналоговые доходы, недоимки, пени и штрафы по страховым взносам, доходы от размещения временно свободных средств, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за отчетный финансовый год представляются Правительством РФ в Счетную палату РФ для их внешней проверки.
По данным Министерства финансов, за период с 2012 по 2016 гг., общий объём финансовых ресурсов социальных государственных внебюджетных фондов в целом вырос в 1,6 раза с 5,8 млрд руб. до 9,4 млрд. руб.
Расходы фондов за тот же период увеличились почти в 1,8 раза с 5,4 млрд. руб. в 2011 г. до 9,6 млрд. руб. в 2016 г. (табл. 1).
То есть можно заметить негативную тенденцию, при которой темп роста расходов фондов превышает темп роста доходов, что является негативным фактором и актуальной проблемой развития фондов.
Таблица 1
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов (млрд. руб.)
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы |
7 487,7 |
8 093,2 |
7 979,4 |
9 241,5 |
9 899,3 |
10 689,1 |
в т.ч. страховые взносы |
4 379,1 |
5 026,1 |
5 438,8 |
5 947,5 |
6 328,4 |
6 784,0 |
Расходы |
6 914,6 |
7 993,5 |
8 005,0 |
9 921,2 |
10 084,7 |
10 645,3 |
Дефицит (-) /Профицит (+) |
573,1 |
99,7 |
-25,5 |
-679,8 |
-185,4 |
43,8 |
в том числе |
||||||
Пенсионный фонд Российской Федерации |
||||||
Доходы |
5 890,4 |
6 388,4 |
6 159,1 |
7 126,6 |
7 625,2 |
8 260,1 |
в т.ч. страховые взносы |
3 038,5 |
3 478,8 |
3 711,8 |
3 878,7 |
4 144,5 |
4 495,3 |
Расходы |
5 451,2 |
6 378,5 |
6 190,1 |
7 670,3 |
7 829,7 |
8 319,5 |
Дефицит (-) /Профицит (+) |
439,1 |
9,8 |
-31,1 |
-543,6 |
-204,4 |
-59,4 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
||||||
Доходы |
966,5 |
1 101,4 |
1 250,5 |
1 573,5 |
1 657,6 |
1 737,2 |
в т.ч. страховые взносы |
914,0 |
1 073,1 |
1 218,4 |
1 537,6 |
1 624,2 |
1 705,7 |
Расходы |
932,2 |
1 048,7 |
1 268,7 |
1 638,8 |
1 590,2 |
1 655,0 |
Дефицит (-) /Профицит (+) |
34,4 |
52,6 |
-18,1 |
-65,3 |
67,5 |
82,2 |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
||||||
Доходы |
630,8 |
603,5 |
569,8 |
541,3 |
616,4 |
691,8 |
в т.ч. страховые взносы |
426,7 |
474,2 |
508,5 |
531,1 |
559,7 |
583,1 |
Расходы |
531,2 |
566,2 |
546,2 |
612,1 |
664,9 |
670,8 |
Дефицит (-) /Профицит (+) |
99,6 |
37,3 |
23,6 |
-70,9 |
-48,5 |
21,0 |
Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что динамика доходов Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2011-2016 гг. имеет положительную тенденцию, в целом доходы возросли на 1 309,2 млрд. руб. Так как в структуре доходов наибольшую долю составляют страховые взносы работающего и неработающего населения, их рост на 1 297,6 млрд. руб. увеличил в целом доходную часть бюджета ФОМС РФ.
Далее проанализируем динамику расходной части бюджета ФОМС РФ за 2011-2016 гг. Данные свидетельствуют о том, что динамика расходов Фонда обязательного медицинского страхования РФ за анализируемый период однонаправленная и имеет тенденцию к росту. Расходы ФОМС РФ за анализируемый период возросли на 1 279,8 млрд. руб.
Оценим исполнение бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РФ за 2011-2016 гг. по доходам и расходам (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов ФОМС
Согласно рисунку 1, в 2011, 2012 и 2013 годах бюджет ФОМС РФ имел профицитный характер, превышение доходов над расходами составило в 2011 г. - 38,0 млрд. руб., в 2012 г. – 34,4 млрд. руб., в 2013 г. – 52,6 млрд. руб. Однако с 2014 г. бюджет ФОМС РФ имеет дефицитный характер, причем дефицит имеет тенденцию к росту: в 2014 г. дефицит составил 18,1 млрд. руб., а в 2015 г. – 65,3 млрд. руб. В 2016 г. бюджет снова имеет профицит, равный 67,5 млрд. руб., что связано в основном с неполным освоением отдельных видов расходов бюджета ФОМС на 2016 год. Согласно данным Счетной палаты, отмечается, что «не полностью были исполнены расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» (исполнение – 499,2 млн. руб., или 76,5 % запланированного объема). Кроме того, по разделу «Образование» исполнение составило 9,9 млн. руб., или 78,6 %, что связано с сложившейся экономией средств при проведении конкурентных процедур для заключения государственных контрактов по обучению сотрудников ФОМС.
Таким образом, можно отметить, что профицит сложился в результате неполного использования средств бюджета согласно прогнозам. Ввиду этого, можно сделать вывод, что данное обстоятельство негативно повлияло на оказание медицинской помощи гражданам. В соответствии с ФЗ от 19.12.2016 г. № 418 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был снова заложен дефицит в размере 29,0 млрд. руб.
Теперь рассмотрим основные показатели бюджета Фонда социального страхования. Доходы Фонда возросли с 2011 по 2012 гг., но с 2012 по 2015 годы доходы резко упали на 89,5 млрд. руб., при этом страховые взносы работающего и неработающего населения, которые в структуре доходов составляют наибольшую долю, в период с 2011 по 2015 год выросли на 374,1 млрд. руб.