Файл: Тенденция развития индустрии гостеприимства (Туризм и индустрия туризма: понятие, сущность, система управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– неразрывная связь производства и потребления услуги. Это означает, что гостиничная услуга неотделима от места ее предоставления. Таким образом, гостиничная услуга не может быть произведена -то, а потреблены гостем в другом месте. Гостиничная услуга не имеет законченной, готовой формы, она формируется в процессе организации сервиса;

–изменчивость качества. Качество оказываемых гостиничных услуг напрямую зависит от их исполнителей и от обстановки выполнения;

–сезонность спроса. Гостиничные услуги подвержены сезонным колебаниям и изменениям. Спрос на гостиничные услуги довольно изменчив.

Таким образом, изучив и проанализировав трактовки термина «индустрия гостеприимства», можно сформировать следующие выводы:

Индустрию гостеприимства следует рассматривать как в широком, так и узком смысле. В узком смысле под индустрией туризма следует понимать совокупность гостиниц и средств размещений, предприятий общественного питания, туристических компаний и туристических операторов. В широком смысле индустрия гостеприимства это сектор сферы услуг, который взаимосвязан с индустрией туризма в целом, объединяющий многочисленные предприятия различной направленности, которые основаны на принципе гостеприимства обслуживания туристов, путешественников, населения, организация их отдыха и досуга. Определение индустрии гостеприимства в узком смысле позволяет сделать вывод об основных видах деятельности, которое входит в данную индустрию. В широком смысле –раскрывает сущность индустрии гостеприимства, а именно: специфику его деятельности, неразрывную связь с туристской индустрией, широкий состав предприятий, который в нее входит.

1.2. Система управления эффективностью гостиничной отраслью: методы, структура, техника и технология управления

Стремление к развитию бизнес процессов– одна из важных задач для участников рынка гостиничных услуг. Для повышения конкурентоспособности предприятий и расширения сфер деятельности в условиях рыночных процессов необходимы два средства: доход и прибыль. В связи с этим возрастает потребность в эффективном использовании методов управления, позволяющие добиться высоких результатов и создать конкурентные преимущества предприятия.


Залог достижения успеха является определение нужд и потребностей и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителя более эффективными способами, чем у конкурентов.

Управление – это такой вид деятельности человечества, возникающей в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человечеству благ. [18, с. 158]

Понятие управление очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин.

Согласно Дракера П. успехи человечества зависят не от природных ресурсов и технологий, а от уровня эффективности управлениям. В социологической и управленческой науке сложились различные подходы к системе управления.

Управление как искусство представляет способность эффективно использовать теоретические навыки в практической деятельности.

Управление как функция рассматривается как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемой с целью направления на достижение определенного результата.

Управление как процесс это совокупность управленческих действий и решение, направленных на достижение поставленных целей.

Управление представляет совокупность социальных структур, обеспечивающие использование социальных систем для определенных целей.

Атаманчук Г.В. в своих исследованиях выделяет следующие типы управления: государственное (муниципальное) управление, управление обществом и менеджмент. [11, с.114]

Короткова Э.В. указывает на то, что современная парадигма управления основываемся на технологии производства, информации и единстве системы управления процессами. [26, с.27] Функции управления это виды деятельности, ориентированные на достижения целей и задач .

Основным критерием процесса управления является удовлетворенность потребностей потребителей. Современное управление гостиничным бизнесом должно осуществляться с применением сочетания централизованного и децентрализованного управления. В сфере гостиничного бизнеса сочетаются функции создания и реализации услуг, создавая при этом единый процесс управления.

Караневский П.И. процесс, связанный с реализацией гостиничных услуг разделяет на две части: организация обслуживания клиентов и организация материального производства. [25, с. 17]

Успех управления гостиничным сектором зависит от многих факторов, к которым можно отнести:

– психология потребителя,

– природные и климатические условия,

– качество жизни населения страны,

– традиции страны,


– развитость сети предприятий гостиничных услуг,

– транспортные коммуникации и пр.

Качество обслуживание является видимой стороной деятельности предприятия гостиничного хозяйства, по качеству обслуживания можно судить о деятельности и экономической эффективности управления предприятием. Конечной целью управления является результат деятельности сотрудников в виде улучшения качества оказанных гостиничных услуг.

Качество управления гостиничным хозяйством, по мнению Александрова Г.И., зависит от эффективного взаимодействия обслуживания и производства материальных ресурсов. [10, с. 38]

Под методом управления гостиничным предприятия Панкова Л.В. понимает способ воздействия с целью реализации удовлетворения запросов и потребностей потребителей гостиничных услуг.

В современном менеджменте методы управления гостиничным сектором можно классифицировать по следующим признакам:

– организационно – управленческие, основанные на прямых указаниях руководства;

– экономические методы, основанные на экономическом стимулировании путем получения прибыли;

– социально – психологические, применяемые с целью повышения активности работы персонала.

2. Современное состояние индустрии гостеприимства и перспективы развития

2.1. Современная индустрия гостеприимства в Российской Федерации

На протяжении длительного периода времени, российская практика не использовала понятие «индустрия гостеприимства». Постепенно по мере перехода России к рынку и появления множества независимых предприятий, которые конкурировали между собой, особое внимание стало уделяться изучению потребителей и методов более качественного удовлетворения их потребностей. Если раньше во времена СССР существовали только сервисные предприятия, которые предоставляли услуги для удовлетворения базовых потребностей гостей, то с возрастанием потребностей клиента возникла необходимость особого межотраслевого комплекса сферы услуг. По вопросам исследования индустрии туризма как отрасли российская практика существенно отстает от зарубежной. Теоретической базой для исследования российских ученых в области индустрии гостеприимства стал опыт зарубежных исследователей.


Гостиничный бизнес сегодня–это быстроразвивающаяся и перспективная отрасль экономики, которая приносит существенные прибыли. Благодаря тому, что гостиничный бизнес способен приносить стабильный доход в федеральный бюджет, количество гостиниц и отелей в России стремительно растет. В настоящее время туризм формирует 9,5 ВВП и обеспечивает 266 млн. рабочих мест в мировой экономике[46].

Планомерная работа Правительства России по развитию и формированию современной туристской инфраструктуры и продвижению туристического продукта на мировом и внутреннем рынках поддерживается статистическими данными, которые свидетельствует о состоянии и развитии внутреннего и въездного туризма в стране.

Согласно данным международного рейтинга конкурентоспособности стран в туристическом бизнесе Всемирного экономического форума, в 2016 году Россия занимала 59 место среди 133 стран, в 2014 году–63 место среди 140 стран. В 2016 году Российская Федерация поднялась на 18 позицию по сравнению с прошлым годом и заняла 45 место среди 141 страны.

По итогам 2016 года Российская Федерация на втором Международном форуме МIТСО-2016 признана одним из ведущих игроков на рынке международного туризма. По оценкам ЮНВТО, в 2016 году России занимала 10 место по числу международных туристский прибытий–число международных туристов, которые приезжают в страну, выросло с 29,8 млн. в 2015 году до 31,3 млн. туристов в 2016 году. Таким образом, произошел рост туристов на 5 %, что превышает средний международный показатель.

Рассмотрим, какие тенденции и перспективы развития гостиничного хозяйства как одного из ключевых факторов развития туристической отрасли страны.

Стремительный рост операционных доходов гостиниц является важным фактором в развитии гостиничного хозяйства. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, общее число гостиниц с 2000 года поступательно растет. Основной прироста за последние 15 лет пришелся на гостиницы , что составило 54 %, тогда как объем специализированных средств размещения с 2010-2016 существенно снизился, рост отметился только в 2016 году. Зарегистрированный Росстатом номерной фонд средств размещения вырос на 63 % за 2010-2016 гг.: с 472 тыс. до 771 тыс. номеров. Следует отметить, что до 2016 года номерной фонд специализированных средств размещения превышал гостиничный (рисунок 2).

Рисунок 2–Число средств размещения в России в динамике 2009-2016 гг., тыс. номеров

По числу ночевок специализированные объекты обходят классические средства размещения. Это связано с тем, что санатории и базы отдыха гораздо чаще используются для длительного проживания во время отпуска. Следует отметить, что на одно средства размещения в Росси в среднем приходится чуть больше 38 номеров, в сегменте гостиниц–31 номер, среди санаториев и других специализированных средств размещения –54 номера. Заметный рост ночевок произошел в 2016 году , что составило 27,2 %, что скорее всего связано, с выходом из теневой экономики большинства гостиниц. Следует отметить, что число ночевок в специализированных средствах размещения, которое снизилась с 2009-2014 год, стало динамично расти с 2015 года (рисунок 3).


Рисунок 3–Динамика изменения номерного фонда в динамике 2008-2016 гг., тыс. номеров

Статистические данные Росстат не позволяют сделать вывод о числе гостей по целям поездов во время кризиса в России, однако можно отметить «крымский спад». Так, с 2016 года статистика фиксирует постепенное снижение бизнес -туристов почти на 5 %. Это связано, как с санкциями против России, так и с общим ухудшением экономической ситуации в стране.

Рисунок 4–Число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения по целям поездок в 2011-2016 гг.,

Бизнес-туризм является важнейшей составляющей гостевого потока в российские средства размещения. На бизнес туризм приходится около 1/3 всех гостей по целям поездок. Естественно доминирует обычный туризм.

Рисунок 5–Распределение коллективных средств размещения по целям поездок, %

Сетевая форма ведения бизнес процессов в секторе гостиничного хозяйства признана одним из лучших средств для формирования бренда и стандартизированного продукта, позволяющего гарантировать потребителю высокое качество услуги. Гостиничные предприятия объединяются с целью развитию и передачи друг другу новых компетенций, что сопровождается формированием ключевых факторов конкурентоспособности гостиничной сети.

Закрепившись на рынках Москвы и Санкт Петербурга, в начале ХХI века международные гостиничные сети, в первые очередь это крупные международные бренды, стали постепенно выходить в регионы. В 2008-2011 гг. на региональных рынках Российской Федерации были открыты гостиницы известных брендов в области туристической индустрии Hilton Garden Inn (г. Пермь), Ibis (г. Казань и Омск), Park Inn (г. Мурманск), Radaison SAS (Ростов-на-Дону)и пр. Присутствие международных гостиничных операторов в различных регионах странных продолжает расширяться и сегодня. В ряде случаев это связано с крупными международными событиями, которые проводятся в России. Это и Саммит АТЭС в г. Владивосток в 2016 году, Всемирная летняя Универсиада в 2014 году в г. Казань, Зимние Олимпийские Игры в 2016 году в г. Сочи, гонка «Формула -1»в 2016 году в г. Сочи. Сегодня наблюдается устойчивое распределение номерного фонда в России, так в 2016 году в столице было сосредоточено 32 % номерного фонда, в Санкт –Петербург –25 %, в остальные регионах 43 %, включая г. Сочи –13 %[46]. На сегодняшний день в России представлены 23 международных гостиничных оператора, которые управляют 169 гостиницами в 39 городах страны.

В свою очередь выход международных гостиничных сетей в регионы потребовал от них корректировки стратегии развития. В преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году, который пройдет в 11 городах России, в стране проводится масштабное продвижение туристического потенциала. Приоритетным направлением в данной области является создание конкурентоспособного туристического комплекса, который позволит обеспечить широкие возможности для удовлетворения потребностей населения в различных туристических услугах.