Файл: Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в труде (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 449

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важное значение приобретает позиция воспитателя, которая основывается на признании им дошкольника как субъекта деятельности. Данная позиция обусловливает выбор методов руководства деятельностью дошкольников, направленных на учет предложений детей, ориентацию их на отыскание самостоятельных решений; а не прямое указание «делать только так» или «смотри, как я», на внесение предложения, совета детям, их вовлечение в совместное обсуждение, а также, самое главное − поддержку любых проявлений активности детей [20]. Основной целью педагога в трудовом воспитании дошкольников должно стать воспитание у детей положительного отношения к труду, воспитание желания стать самостоятельным, умелым, способным самостоятельно преодолевать возникающие трудности и оказывать поддержку и помощь окружающим, если это необходимо.

Итак, дружба невозможна без поступков, действий, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью, в дружбе постоянно идет процесс нравственного воспитания и совершенствования. Дружба оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. Развитие дружеских взаимоотношений необходимо для возникновения начал коллективных взаимоотношений. Одним из средств для развития дружеских взаимоотношений является трудовая деятельность, т.к. в процессе совместного и коллективного труда дети учатся принимать участие в общем труде, проявляют заботу о товарищах, учатся дружно, сообща трудиться, у них воспитывается чувство сопереживания коллективной радости.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ

2.1. Исследование взаимоотношений дошкольников со сверстниками в процессе труда

Исследование взаимоотношений детей со сверстниками в процессе труда проводилось на базе (полное название ДОУ)… города…В исследовании приняли участие 15 детей, в возрасте 5-6 лет.


Нами были использованы навыки общения со сверстниками в трудовой деятельности, выделенные Л.В. Куцаковой, а именно:

- знание детьми элементарных норм взаимоотношений друг с другом;

- умение договариваться при распределении трудовых действий;

- проявление дружелюбия;

- общительность;

- стремление к совместной деятельности;

- уважительное отношение к труду сверстников;

- не препятствование деятельности товарища.

Используемый диагностический метод – наблюдение.

Критериями оценивания выделенных навыков общения со сверстниками являются:

- высокий уровень – знает элементарные нормы взаимоотношений друг с другом в труде, выделенные навыки взаимоотношений со сверстниками сформированы в полной мере и всегда применяются ребенком в процессе трудовой деятельности (3 б);

- средний уровень – знает элементарные нормы взаимоотношений друг с другом в труде, выделенные навыки взаимоотношений со сверстниками сформированы не в полной мере, т.е. в процессе трудовой деятельности ребенок использует большую часть из них (2 б);

- низкий уровень – не знает элементарные нормы взаимоотношений друг с другом в труде, выделенные навыки взаимоотношений со сверстниками не сформированы, т.е. в процессе трудовой деятельности ребенок использует меньшую часть из них (2 б).

Высокому уровню взаимоотношений дошкольников со сверстниками в труде соответствует 18-21 б, среднему уровню – 11-17 б, низкому уровню – 7-10 баллов.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики уровня взаимоотношений детей со сверстниками в процессе труда

№ п/п

знание детьми элементарных норм взаимоотношений друг с другом

умение договариваться

проявление дружелюбия

общительность

стремление к совместной деятельности

уважительное отношение к труду сверстников

не препятствование деятельности товарища

Общее количество баллов

Уровень взаимоотношений детей со сверстниками в процессе труда

1

2

2

1

1

1

1

1

9

низкий

2

2

2

2

2

1

2

2

13

средний

3

1

1

1

1

1

1

1

7

низкий

4

3

3

3

2

2

3

2

18

высокий

5

1

2

1

1

1

1

1

8

низкий

6

2

2

2

2

2

2

2

14

средний

7

2

2

1

1

1

1

1

9

низкий

8

2

3

2

2

2

2

2

15

средний

9

3

2

2

2

2

2

2

15

средний

10

2

2

2

2

2

2

2

14

средний

11

1

1

1

1

1

1

1

7

низкий

12

2

2

2

2

2

2

2

14

средний

13

2

2

1

2

2

1

2

12

средний

14

2

2

3

3

2

3

3

18

высокий

15

2

2

2

2

3

2

2

15

средний


По данным таблицы 1 составим сводную таблицу 2.

Таблица 2. Сводная таблица данных

Уровень сформированности взаимоотношений детей со сверстниками в процессе труда

Количество детей

В %

Низкий

5

33,33%

Средний

8

53,33%

Высокий

2

13,33%

Данные таблицы 2 представим в графическом виде (рисунок 1).

Рисунок 1. Графическая интерпретация результатов диагностики уровня взаимоотношений детей со сверстниками в процессе труда

По данным рисунка 1 видно, что у большинства детей выявлен средний уровень взаимоотношений детей со сверстниками в процессе труда, а именно:

- количество детей с низким уровнем взаимоотношений со сверстниками в процессе труда составляет 33,33%;

- количество детей со средним уровнем взаимоотношений со сверстниками в процессе труда составляет 53,33%;

- количество детей с высоким уровнем взаимоотношений со сверстниками в процессе труда составляет 13,33%;

Результаты проведенной диагностики позволяют сделать вывод о том, что уровень взаимоотношений со сверстниками в процессе труда у детей является недостаточным и необходима разработка системы работы по воспитанию дружеских взаимоотношений дошкольников в труде.

2.2. Система работы по воспитанию дружеских взаимоотношений дошкольников в труде

Для рациональной организации коллективной трудовой деятельности педагогам рекомендуется составить перспективный план работы с детьми, в который следует включить коллективный труд в воспитательно-образовательную работу с детьми. Начинать воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в труде следует с совместного с детьми определения места хранения оборудования. Например, создать в нише стены полочку для хранения всего необходимого для дежурства по столовой, в нижней части полочки для цветов расположить инвентарь по уходу за цветами.

Коллективный труд по уходу за растениями оптимально организовать утром, а после сна организовать уборку группы, стирку для кукол. Индивидуальные поручения педагог дает детям в течение всего дня. В каждом конкретном случае воспитателю следует выбирать наиболее удобное время для их выполнения. Так, на прогулке детям можно поручать выполнение работы, соответствующей их возрасту. Это может быть уборка участка, уход за растениями, вынос игрушек. После игр педагог поручает детям убрать игрушки. После обеда все дети должны принять участие в подготовке постелей ко сну, а после сна − убрать их.


По нашим наблюдениям, большинство детей были активны и дружны, организованы и трудолюбивы. Однако некоторые из детей бывали излишне возбужденными, не всегда дружелюбными, иногда проявляли грубость по отношению к товарищам, не могли договориться с ними. Однако все дети старались ответственно относиться к выполнению поручений. Для этого воспитателю необходимо проводить целенаправленную работу по воспитанию дружеских отношений между детьми, а также во главу угла ставить индивидуальный подход к детям.

В процессе руководства совместным трудом детей педагогу следует развивать самоконтроль детей. Для этого воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, которые обращают их внимание на результат труда. Оценка труда детей должна всегда носить положительный характер, однако быть дифференцированной по качеству: «Цветок посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке следует привлекать и самих детей. Так, педагог может предложить одному ребенку оценить работу другого. При работе подгруппами одна подгруппа может оценить работу другой.

Особенностью руководства трудом детей в старшей и подготовительной группе является и то, что педагог обсуждает с детьми процесс работы. Благодаря этому педагог приучает детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, распределять обязанности, самостоятельно готовить необходимый инвентарь [2].

В процессе руководства коллективным трудом детей, педагог одновременно решает две главные задачи:

  • руководит трудовой деятельностью детей;
  • воспитывает положительные взаимоотношения между детьми.

В процессе коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:

  • распределение работы между детьми;
  • обсуждение процесса выполнения задания;
  • обсуждение результатов труда.

Каждый из выделенных этапов имеет свои задачи и требует использования своеобразных методов руководства.

В процессе организации труда детей педагог:

  • распределяет объём работы так, чтобы все дети закончили её одновременно;
  • организует работу так, чтобы каждый ребёнок участвовал во всех видах труда;
  • планирует расстановку детей (уверенного ребенка ставит рядом с нерешительным, умелого −рядом с неумелым и т.д.);
  • учитывает индивидуальные особенности детей, их желание выполнять определенную работу, трудиться вместе с определёнными детьми и т.д.
  • вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было справедливо.

На конкретных примерах, заимствованных из жизни детей, воспитатель объясняет детям, что такое справедливое распределение дел и как следует согласовывать собственные желания с желаниями других, чтобы все было честно и справедливо. Дети учатся уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используя установленные в коллективе правила поведения.

В старших группах работу дежурных следует организовать по принципу общего труда. В таких условиях дети будут вынуждены самостоятельно договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять. Важно научить детей учитывать интересы друг друга, самостоятельно решать возникшие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того, или иного вопроса. Постепенно педагог от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.

При распределении трудовых обязанностей между детьми педагогу рекомендуется выдвинуть следующие требования:

1. Работа, выполняемая детьми, является важной и нужной.

2. Следует представить трудовое задание как одно общее для всех.

3. Обратить внимание детей на то, что много дел можно выполнить только в том случае, если работать будут все.

Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желаниями других детей, учатся разрешать возникающие недоразумения и споры.

Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой. Задача воспитателя – так организовать работу, чтобы дети закончили её примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», Товарищи всегда должны помогать».

С учетом индивидуальных особенностей детей условно можно разделить на три подгруппы:

- В первую войдут дети, умеющие договариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, проявляющие самостоятельность, исполняющие задания быстро и аккуратно. С ними следует запланировать дальнейшую работу по развитию стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы.